Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Каждой деревне – подъезд

 |  Без рубрики

Продолжается обновление и развитие автодорожных коммуникаций в сельской местности.

К теме сельских дорог «ТР» обращался не раз. Уж слишком важна она для нашей необъятной России с ее многочисленными затерянными на равнинах и таежных перелесках населенными пунктами, каждому из которых, как воздух, нужна автотранспортная коммуникация, связь с Большой землей. ХХI – век больших скоростей и информационных технологий. Качество жизни сейчас совсем иное, и жители глубинок вправе рассчитывать на современные медицинские и бытовые услуги. А без дороги с твердым покрытием не то что грузовик от поля до райцентра в распутицу не доедет, но даже скорая или пожарная машина на подъезде к селу застрянет.

По данным Всероссийской переписи населения 2020–2021 годов, на территории нашей страны насчитывалось более 150 тысяч сельских населенных пунктов. Для значительной их части проблема транспортной доступности стоит по–прежнему весьма остро. Добраться до иной деревеньки, находящейся в десятке–другом километров от большой дороги, в распутицу можно разве что на вездеходе.

Надо отметить, что в последние годы федеральная власть предпринимает заметные усилия для решения этой важной проблемы. Новый этап активизации деятельности по восстановлению и развитию сельских дорог связан с национальным проектом «Безопасные качественные дороги». Многочисленные примеры доказывают, что, развивая дорожную сеть городских агломераций, регионы не оставляют без внимания и местные дороги. В текущем году наступление на бездорожье в российской глубинке продолжалось довольно активно.

Через 40 лет – асфальт

К примеру, в Петушинском районе Владимирской области в прошедший сезон в рамках нацпроекта был выполнен ремонт двух участков местных автодорог. Во–первых, приведен в порядок отрезок от трассы М–7 «Волга» до железнодорожного переезда (1,7 км) близ города Петушки. Автодорога обеспечивает подъезд к стадиону в квартале Трудышка и к железнодорожной станции. Она также пролегает через деревню Старые Петушки. Второй отремонтированный участок соединяет поселок Болдино с автодорогой М–7 «Волга». По этой трассе можно также попасть к часовне Боголюбской иконы Божией Матери, Дому культуры и железнодорожному вокзалу.

А в Суздальском районе Владимирской области дорожники уложили верхний слой асфальтобетонного покрытия на участке трассы Владимир – Юрьев–Польский – Переславль–Залесский (2,5 км). Дорогу обновили в границах села Оликово. Рабочие устроили заездные карманы у автобусной остановки, нанесли разметку, а также выполнили планировку и укрепление обочин. И еще: в Гусь–Хрустальном специалисты отремонтировали 16 участков автодорог протяженностью 7,5 км. Кроме того, был произведен ремонт трассы Гусь–Хрустальный – Уршельский. Дорога соединяет районный центр и поселок Уршельский, где проживают около трех тысяч человек, а также является основным проездом к стекольному заводу Красное Эхо.

В Саратовской области в минувшем дорожном сезоне производился ремонт внутрипоселковых дорог. Обновлены участки сельских трасс в шести муниципальных образованиях (МО) Хвалынского района. В селе Сосновая Маза отремонтирована проезжая часть улиц Первомайская и Октябрьская. Приведены в порядок дороги в МО Алексеевское, Благодатинское, Возрожденческое и Северное. Завершен ремонт трасс в Елшанском муниципальном образовании. Щебнем отсыпали участки дорог в селах Елшанка, Поповка, Еремкино, Старая Лебежайка и на станции Кулатка.

По словам первого заместителя главы администрации Лысогорского района Саратовской области Эдуарда Куторова, второй год сельские муниципалитеты получают средства из областного бюджета из расчета 3000 руб. на каждого жителя. Благодаря этим ресурсам целевого назначения местные автодороги приводятся в нормативное состояние. Так, проведен ремонт дорог в Марксовском районе. Асфальт появился даже там, где его не было лет сорок, отмечают местные жители. В частности, в поселке Колос Зоркинского МО заасфальтирована улица 60 лет СССР. В селе Михайловка отремонтировали проезжую часть улиц Советская и Комсомольская.

Наступление на бездорожье

Дороги к агропредприятиям и сельским школам приводят в порядок в Псковской области. Совсем недавно путь в деревню Синяя Никола был непрост: туда вела однополосная грунтовая трасса, которая в непогоду набухала грязью, а в солнечные дни обдавала путников облаками пыли. Но вот в нынешний сезон на радость сельчанам Красногородского района наконец была завершена реконструкция трассы от населенного пункта Ильинское до Синей Николы протяженностью 3,5 км. Завершается модернизация автодороги местного значения Добручи – Каменный Конец, которая ведет к сельхозпредприятию в деревне Добручи. Продолжается также капитальный ремонт региональной трассы Лядцы – Любимец, ведущей к бывшему военному городку, где проживают многодетные семьи, а также расположена сельская школа.

Еще одна дорожная коммуникация, ремонт которой ведется в Псковской области, связывает город с многовековой историей Старый Изборск и два крупных районных центра Палкино и Остров. Трасса обеспечивает сообщение грузового и пассажирского транспорта и является одним из подъездов к фельдшерско–акушерскому пункту в деревне Шабаны. Сейчас в работе участки протяженностью 5 км. Годом ранее по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» уже был обновлен участок дороги Старый Изборск – Палкино – Остров длиной 13 км. Тогда в ходе ремонта было восстановлено и покрытие моста через реку Кудеб. В рамках нацпроекта в этом году отремонтировали также участок региональной трассы Лудони – Павы – Боровичи. Специалисты заменили покрытие проезжей части, обновили водопропускные трубы, обочину и нанесли разметку. Приведение в порядок объекта продолжится и на следующий год. Кроме того, для восстановления местной дорожной сети региональные власти воспользовались финансовыми возможностями ведомственной целевой программы «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, муниципального и местного значения». Таким образом был отремонтирован семикилометровый участок дороги Нестрино – Остров в Порховском районе. А всего в Псковской области в 2023 году отремонтировано 165 км автодорог.

Социальную направленность имела и завершившаяся в минувшем дорожном сезоне в Новгородской области реконструкция участка дороги Валдай – Демянск протяженностью 20 км. В рамках модернизации однополосную трассу с гравийным покрытием специалисты переводят в асфальтобетон, увеличив число полос до двух. В населенных пунктах вдоль дороги обустраивают тротуары, проводят линии электроосвещения и укрепляют обочины. В этом регионе финансирование дорожных работ осуществляется также и согласно приоритетному региональному проекту «Дорога к дому», который реализуется по предложению губернатора области Андрея Никитина. В рамках этого проекта планируется отремонтировать 19,2 км местных автодорог. Продолжается ремонт и на трассах регионального значения. Так, приведена в порядок дорога, ведущая к музею–мельнице в деревне Завал. Завершились ремонтные работы на участке от трассы Новгород – Псков до деревни Богданово протяженностью 12 км, а также подъезд к деревне Три Отрока.

Подсказал «Добродел»

Масштабные работы в минувшем дорожном сезоне проведены на дорожной сети Подмосковья. Как рассказал министр транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Алексей Гержик, при формировании программы ремонта большое внимание уделялось не только дорогам в черте населенных пунктов, но и подъездам к ним. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» за сезон отремонтировано около 190 км сельских дорог, которые ведут к малым населенным пунктам. По выбору жителей на портале «Добродел» отремонтированы дороги в Волоколамске, Богородском, Домодедове, Клину, Можайске, Орехово–Зуеве, Чехове, Ступине, Щелкове и Одинцове.

Так, в Богородском округе дорожное покрытие заменили на участке между деревнями Тимково и Карабаново, тем самым обеспечив безопасный проезд к нескольким СНТ, а в Волоколамском округе работы провели вблизи деревень Тимково, Стеблино, Ремягино, Поповкино и Болычево. В Дмитровском округе дорожники обеспечили комфортный подъезд к нескольким населенным пунктам: Абрамцево, Вороново, Микляево, Карпово и Ревякино; в Истринском округе – к деревням Новинки, Карцево, Деньково и Шапково; в Наро–Фоминском округе – к деревням Слизнево, Покровка и Новозыбинка; в Подольске – к населенным пунктам Александровка, Валищево, Сынково и Хряслово, а в Солнечногорске – к деревням Бакеево, Карпово и Хметьево. В ходе ремонта на всех дорожных участках специалисты заменили покрытие, укрепили обочины и нанесли разметку.

Кроме того, в Московской области в рамках нацпроекта завершили ремонт трех самых протяженных дорог этого сезона. Речь идет, во–первых, о трассе протяженностью 29 км в Рузском округе – от улицы Социалистической в черте города Руза до улицы Майора Алексеева в поселке Колюбакино. Во–вторых, об участке дороги длиной 17 км в Раменском округе – от улицы 8 Марта в деревне Клишева до трассы А–107. А также о 17–километровом отрезке трассы от ЦКАД до Павловской Слободы, который обновили в городском округе Истра.

Когда вредят большегрузы

Конечно, работы по восстановлению сельских дорог финансовоемкие. И привести в порядок сразу все проселочные трассы, давно не знавшие ремонта, невозможно. Поэтому в Ярославской области наступление на бездорожье на селе решили вести поэтапно. В этом году ремонт коснулся лишь части грунтовых дорог: щебеночно–песчаной смесью обработано 82 км проселочных трасс. Работы проведены в Ярославском, Гаврилов–Ямском, Любимском районах, а также в городском округе Переславль–Залесский. Особое внимание уделено подъездным дорогам к отдаленным населенным пунктам, участкам для многодетных семей в деревнях Ананьино и Глебовское Ярославского района, а также к фермерским хозяйствам.

Кстати, с просьбой о помощи в ремонте подъездов к посевным землям к губернатору Ярославской области Михаилу Евраеву обратились местные аграрии. Так, компания «Грейнрус Агро» ввела в оборот 8,5 тыс. гектаров неиспользуемых земель сельхозназначения. Освоенные площади уже не первый год засеваются пивоваренным ячменем и пшеницей. Благодаря этому Большесельский район занял первое место в регионе по росту объемов сельхозпродукции. При этом представители компании обратили внимание на трудности с подъездами непосредственно к самим участкам земельных работ. Технике в период распутицы не проехать. С подобной проблемой сталкиваются и другие аграрии. Глава региона поручил курирующему зампреду вместе с департаментом дорожного хозяйства разработать отдельную программу ремонта таких трасс по аналогии с подъездами к соцучреждениям.

А вот ситуация, о которой поведали коллеги областного телевидения, напомнила о другой проблеме. Под Ярославлем пришла в негодность дорога в деревню Алексеевское. Проехать без проблем могут только грузовые машины. Буксуя в грязи, с трудом преодолевают путь легковые автомобили. Местные жители во всем винят строителей распределительного центра крупного маркетплейса, который возводится рядом с деревней. В пик работ на объект зачастили большегрузы со стройматериалами. Они и привели в негодность сельскую трассу. А осенняя распутица сделала ее труднопроходимой. Теперь по улицам населенного пункта жители ходят только в резиновых сапогах. О ситуации в Алексеевском знают местные власти. Но планов по ремонту дороги в 2023 году у них нет. Решение о включении этого объекта в программу дорожных работ следующего года будет принято лишь после ее осмотра специальной комиссией, пообещал руководитель МКУ «Многофункциональный центр развития» Ярославского муниципального района Дмитрий Комлев.

Строя в российских селах новые дороги, нужно оберегать существующую дорожную сеть от тяжеловесной техники, используемой при строительстве промышленных объектов, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ирек Ялалов. Часто местные дороги также используются как временные подъездные пути для разработчиков карьеров. В результате сельские трассы довольно быстро приходят в плачевное состояние и восстанавливаются до норматива лишь в редких случаях.

Инициатива губернатора

Повысить транспортную доступность небольших населенных пунктов может не только строительство новых сельских дорог. В Тверской области, к примеру, по инициативе губернатора Игоря Рудени формируется транспортная хорда, которая, соединив между собой федеральные трассы М–9 «Балтия», М–10 «Россия» и М–11 «Нева», улучшит транспортную доступность Верхневолжья и озера Селигер. В состав хорды входит дорога Большое Эскино – Трестино – Жданово. Предполагается, что к концу 2025 года будет реконструировано 40 км трассы в Фировском и Осташковском округах. В этом году уже сдан участок между деревнями Пухтина Гора и Иванов Двор протяженностью более 8 км. Подрядчик приступил ко второму этапу работ на объекте. Это участок протяженностью более 16 км, включающий в том числе строительство обходов населенных пунктов Иванов Двор, Федоров Двор, Стан и Трестино. Кроме того, проектом предусмотрен капитальный ремонт моста через реку Сонка.

Добавлю, что в текущем дорожно–строительном сезоне по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Верхневолжье отремонтированы участки дорог опорной сети: от Твери до Весьегонска, от Торжка до Осташкова, от Вышнего Волочка до Сонково через Максатиху и Бежецк, от Хабоцкого до Устюжны через Сандово и Молоково. Также в надлежащее состояние приведены межмуниципальные дороги, связывающие районные центры и сельские поселения: Редкино – Озерки, Бежецк – Поречье, Сонково – Кой, Спирово – Козлово – Ососье, Большие Борки – Нестерово – Черничено, Кашин – Фалево и другие.

Бизнес придет по дороге

Честно говоря, совершенствование автодорожных коммуникаций в сельской местности происходит не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее перемены заметны, зримы, и, наверное, многие наши сограждане их ощущают. Повышению транспортной доступности отдаленных населенных пунктов наверняка способствует и реализация обновленной Стратегии развития сельских территорий до 2030 года. Инструмент ее реализации – государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», рассчитанная на 2020–2025 годы. Стратегия нацелена на то, чтобы остановить отток населения из села за счет повышения качества жизни. Последнее напрямую зависит от развития дорожной сети и автобусного сообщения в сельской местности. За современной транспортной инфраструктурой на село потянется бизнес, считает профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков. Значит, в таких местах будут открываться новые предприятия, создаваться рабочие места, у сельчан вырастут доходы, которые пока значительно отстают от городских.

Главное, чтобы эти заманчивые планы были полностью воплощены в жизнь, а не остались на бумаге.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».


просмотры:

2707

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться