Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Декарбонизация без ущерба экономике

В Совете Федерации обсудили передовые технологии снижения выбросов углекислого газа в атмосферу

Правильно расставить приоритеты

Передовые технологии декарбонизации как важный фактор энергоперехода и устойчивого развития энергетики стали темой обсуждения в Совете Федерации на заседании «круглого стола», который в режиме видеоконференции провел первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров.

«Многие инициативы мы поддерживаем, выдвигаем собственные, но хотим, чтобы эти инициативы были рациональны и не наносили ущерб экономическому развитию наших стран. При правильной расстановке приоритетов декарбонизация ТЭК создает возможности для роста экономики, новых производств, создания рабочих мест, снижения негативного воздействия на окружающую среду».

Юрий Федоров.

Россия в долгосрочной перспективе намерена двигаться в сторону низкоуглеродного развития, но без лишних обременений для бизнеса и населения.

Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», предусматривающий создание государственной системы учета выбросов парниковых газов эмитентами и возможность выполнения добровольных проектов сокращения/поглощения выбросов парниковых газов.

В сентябре будет готов еще один проект федерального закона о проведении эксперимента в Сахалинской области по регулированию выбросов парниковых газов, обращению углеродных единиц и достижению к 2025 году углеродной нейтральности Сахалина.

Большинство аналитиков энергетических рынков сходятся во мнении, что природный газ – наиболее успешный кандидат на роль переходного топлива, он является наиболее экологичным ископаемым топливом.

Большой потенциал имеет гидроэнергетика. По некоторым оценкам, 90% выбросов СО2 можно сократить за счет программы энергосбережения, для чего надо стимулировать потребителей.

Если посмотреть на энергетический баланс нашей страны, то его уже сегодня можно смело назвать «зеленым». В России более половины внутреннего потребления первичных энергоресурсов составляет природный газ.

Громче, тверже, напористее

При обсуждении с европейскими партнерами вопроса о трансграничном углеродном регулировании наш голос должен быть громче, тверже и напористее, заявил Петр Бобылев.

«С точки зрения общего балансирования энергосистемы мы будем продвигать на уровень международного сообщества посыл, что атом низкоуглероден. Чистая энергия необязательно должна быть дорогой. Строительство атомных электростанций – одно из наших конкурентных преимуществ. Мы рассматриваем мирный атом не только как генерацию электрической энергии на нашей территории, но и как строительство атомных электростанций за рубежом. Если тень будет брошена на атомную энергетику, это, бесспорно, подточит экспортное направление – строительство атомных энергоблоков на территории других стран».

Петр Бобылев.

Действительно, атомная энергетика является важным элементом повышения надежности энергоснабжения РФ, обеспечивает около 19% энергетических потребностей страны. Безуглеродное завтра сложно представить без атомных станций, плавучих реакторов, перспективных малых энергоблоков.

Россия обладает и развитой гидроэнергетикой. По состоянию на 1 января 2020 года общая мощность гидроэлектростанций (ГЭС) в ЕЭС России составляла 50 ГВт. Гидроэлектростанции вносят большой вклад в снижение стоимости электроэнергии в России. Себестоимость производства электроэнергии на ГЭС значительно ниже, чем на тепловых и атомных электростанциях, а также на энергоустановках, использующих другие виды ВИЭ.

По оценкам экспертов, в рамках энергоперехода произойдет изменение структуры спроса на энергоресурсы, включая замещение углеводородов другими видами «зеленых» энергетических ресурсов.

В перспективе в процессе активного развития водородной энергетики борьба за эффективные источники энергии и декарбонизацию неизбежно будет усиливаться.

Безусловный лидер

Сегодня невозможно говорить о декарбонизации в отрыве от регулирования в области изменения климата. Для нашей страны наибольшую угрозу с точки зрения влияния на ВРП представляют погодно–климатические риски в европейской части России (ЦФО). Значительные риски для социальной сферы отмечаются в центральных и южных регионах европейской части России, а также на юге Сибири и Дальнего Востока.

По оценке ООН, в 2008–2018 годах объем антропогенных выбросов парниковых газов в мире увеличивался на 1,5% в год и достиг в 2018 году 55 млрд тонн эквивалента углекислого газа (СО2–экв.).

В рамках международных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов РФ является безусловным лидером по показателю кумулятивного снижения ежегодных выбросов парниковых газов относительно уровня 1990 года, который составляет 41 млрд тонн эквивалента углекислого газа.

В целом за 1990–2017 годы выбросы парниковых газов в Российской Федерации сократились в энергетике (на 34%), промышленности (на 18%) и сельском хозяйстве (на 54%).

За период 2015–2018 годов потребление в Российской Федерации угля и нефтепродуктов сократилось.

Объем потребления «неуглеводородной» первичной энергии прирастал в среднем на 1,5% в год, при этом абсолютным лидером по темпам роста выделялся сегмент солнечной и ветровой энергетики (13% в год). По сравнению с 2000 годом энергоемкость ВВП Российской Федерации снизилась более чем на 40%, при том что рост ВВП составил 81%.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

Полностью статью «Декарбонизация без ущерба экономике» можно прочитать в №15 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

841

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться