Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не зависеть от импорта – задача стратегическая

Эксперты обсудили перспективы импортозамещения в дорожно–строительной отрасли.

Одним из приоритетных направлений развития РФ на период до 2030 года является создание безопасных и качественных автомобильных дорог. Дорожное строительство является основой для развития межрегиональных связей, роста грузоперевозок, дает стимул для создания новых экономических зон и производственных кластеров, новых рабочих мест, открывает перспективы для малого и среднего бизнеса.

При реализации мероприятий, предусмотренных нацпроектом «Безопасные качественные дороги», и осуществлении дорожно–строительных работ используется большое количество дорожно–строительной техники (ДСТ) зарубежного производства. По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш), на фронтальные погрузчики приходится 94% импорта, экскаваторы – 80%, автогрейдеры – 67%, дорожные катки – 81%, асфальтосмесительные установки – 89%, мини–погрузчики – 82%.

В условиях санкционного давления со стороны иностранных государств импортозамещение в дорожно–строительной отрасли приобрело особую значимость.

Об этом шла речь в Совете Федерации на «круглом столе», где обсуждались перспективы импортозамещения в дорожно–строительной отрасли.

Меры государственной поддержки

Открывая дискуссию, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов отметил, что в России при строительстве дорог доля импортной дорожно–строительной техники, преимущественно западноевропейской и американской, традиционно была очень высока, во многих подрядных организациях она доходила до 90%.

С уходом иностранных компаний возникли дефицит техники и сложности в обновлении иностранного программного обеспечения. В настоящее время идет процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других государств, которые готовы с нами развивать нормальные торгово–экономические отношения (в основном из Китая).

Импорт ДСТ из Китая в денежном выражении, по данным ассоциации «Росспецмаш», вырос за январь – апрель 2023 года на 23% к аналогичному периоду прошлого года и составил 1,7 млрд долл. В 2021 году доля китайской техники в импорте составляла 26%, в 2022 году – 50%, а за 7 месяцев 2023 года – уже 69%. Таким образом, стал превалировать не процесс импортозамещения, а процесс замещения продукции из недружественных стран поставками из других стран, в основном из Китая.

«Мы видим, что склады, площадки поставщиков забиты китайской техникой. Она завозится впрок, будет продаваться по бросовым ценам и «давить» на рынок еще в течение трех лет, – заявил заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин. – К тому же эта техника не всегда соответствует требованиям техрегламентов, действующих в России и Таможенном союзе».

«Подобную технику мы сами можем производить на должном технологическом уровне, – отметил Константин Долгов. – В целях обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов страны необходима трансформация идеи импортозамещения в идею импортонезависимости».

Минпромторг России утвердил план мероприятий по импортозамещению в отрасли производства строительно–дорожной, коммунальной, лесозаготовительной и наземной аэродромной техники на период до 2024 года, предусматривающий значительное увеличение доли отечественной продукции. Предполагается увеличение производства самоходной техники для строительства и обслуживания дорог, зданий и сооружений (с 25% до 45%), малогабаритной техники для погрузочно–разгрузочных и землеройных работ (с 10% до 30%).

Государство выработало широкий перечень мер правового регулирования, направленных на вытеснение иностранного товара с отечественного рынка, создание отечественных технологий и промышленного производства с целью конкурентоспособной замены иностранных товаров национальными.

В целях создания условий для повышения темпов дорожного строительства был возобновлен механизм предоставления льготных кредитов организациям, занимающимся ремонтом и строительством дорог, снижена ставка по таким кредитам до 3%.

Утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе машин для строительства и содержания дорог, асфальтоукладчиков.

В настоящее время на рынке дорожного машиностроения России работают более 50 предприятий. Потребление отечественной дорожно–строительной техники в прошлом году возросло на 38%, а в первом полугодии 2023 года отечественные производители отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за тот же период прошлого года.

Общее производство ДСТ российскими заводами за шесть месяцев 2023 года выросло на 31%. При этом отгрузки экскаваторов и трубоукладчиков выросли в три раза, мини–погрузчиков – на 25%, катков и кранов–манипуляторов – на 21%, фронтальных погрузчиков – на 5%.

В то же время отгрузки автогрейдеров снизились на 38%, экскаваторов–погрузчиков – на 21%, гусеничных бульдозеров – на 15%. Снижение отгрузок в ряде сегментов объясняется резким ростом импорта. За шесть месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост зарубежных поставок в Россию в количественном выражении составил 76% по таким ключевым сегментам, как автокраны, грейдеры, экскаваторы–погрузчики, гусеничные экскаваторы. Импорт вырос в основном за счет продукции китайских производителей.

Как сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, крупнейшие национальные производители успешно справляются с новыми вызовами, перестроили логистику, наладили выпуск необходимых запчастей и компонентов и сегодня продолжают ритмичную работу. «Объем отгрузки отечественной продукции вырос, но пока производители не успевают за потребностями рынка. В условиях, когда традиционных западных игроков заменила техника из дружественных стран, необходимо наращивать долю российской продукции ускоренными темпами», – подчеркнул он.

Константин Долгов указал на перебои или недостаточные поставки импортного оборудования и комплектующих и призвал развивать свою компонентную базу. По его словам, на федеральном уровне сформирован широкий комплекс механизмов поддержки использования отечественных разработок в реальном секторе экономики, начиная от стимулирования НИОКР и заканчивая внедрением их результатов в серийное производство.

К числу таких механизмов относится программа предоставления грантов на создание аналогов иностранных комплектующих изделий (обратный инжиниринг), реализуемая Агентством по технологическому развитию. В настоящее время потребность отечественного строительно–дорожного машиностроения в замене иностранных комплектующих российскими аналогами составляет 71 наименование. Максимальное использование обратного инжиниринга не только позволит обеспечить отрасль строительно–дорожной и специализированной техники необходимыми ей комплектующими, но и придаст импульс локализации их производства в России.

В РФ реализуется программа грантовой поддержки разработки конструкторской документации на импортные комплектующие, возможность приобретения которых за рубежом крайне мала в ближайшей и отдаленной перспективе. Доля отрасли строительно–дорожного машиностроения в портфеле выданных агентством грантов составляет 10%.

В 2022 году агентством были поддержаны семь проектов по разработке конструкторской документации и созданию опытных образцов комплектующих для нужд отечественных производителей ДСТ. Общий объем субсидий составил порядка 400 млн руб. Например, были поддержаны проекты по производству многофункциональных мини–погрузчиков с бортовым поворотом («Промтрактор»), дизельных ложечных подъемников (ЗАО «Подъемник») и др.

В текущем году поддержаны еще 11 технологий общим объемом порядка 600 млн руб., касающиеся производства дорожных самоходных фрез, гусеничных кранов, разработки таких компонентов, как семейство аксиально–поршневых гидронасосов.

Для создания собственной компонентной базы разработана отдельная программа агентства по субсидированию затрат на инжиниринг критически важных компонентов. «В рамках этого механизма по отрасли строительно–дорожного машиностроения 54 заявки включены в перечень приоритетных и находятся на разных стадиях рассмотрения, – пояснил Альберт Каримов. – Разработан отдельный план мероприятий по наращиванию компетенций в области гидравлики, что является одним из ключевых направлений для дорожно–строительной техники и сельхозмашиностроения. С 2024 года будет запущена отдельная подпрограмма по компонентам для специализированной техники с увеличенной суммой гранта».

За счет средств Фонда развития промышленности (ФРП) поддержана заявка Чебоксарского агрегатного завода на получение льготного займа на сумму порядка 800 млн руб. для освоения серийного производства комплектующих ходовых систем бульдозеров.

Ивановский завод «Профессионал» за счет льготного займа ФРП в объеме 480 млн руб. расширил производство навесного оборудования для дорожно–строительной и горнодобывающей техники. Объем выпуска вырос на 40% – до 17 тыс. тонн в год. Общий объем инвестиций в проект превысил 600 млн руб.

На российском рынке доля зарубежного навесного и рабочего оборудования составляет около 20%. «Профессионал» планирует снизить долю импорта на рынке России в среднем до 10%, а по отдельным направлениям – до 5%.

Предприятию одобрен еще один заем ФРП в размере 490 млн руб. на открытие собственного литейного цеха, где будут выпускать сменные защитные элементы оборудования, которые сейчас поставляются из–за рубежа, что позволит снизить себестоимость и увеличить выпуск навесного оборудования на 17% – до 20 тыс. тонн продукции в год.

В Красноярске завод «Борус» открыл новый цех по выпуску фронтальных погрузчиков и комплектующих к ним. Общие инвестиции составили 500 млн руб., из которых 200 млн руб. в виде льготного займа предоставил ФРП. До настоящего времени зарубежные производители занимали более 90% рынка фронтальных погрузчиков в России. Создание нового производства поможет снизить долю импорта в этом сегменте спецтехники.

При сборке погрузчиков уровень локализации составляет 64%. К 2025 году красноярский завод планирует достичь уровня 80%.

За счет действующей программы льготного лизинга и программы субсидирования скидок по отдельным видам техники будут продолжены меры поддержки, направленные на стимулирование спроса, сказал Альберт Каримов.

С 1 января 2023 года с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции был проиндексирован утилизационный сбор на ряд наименований новой и бывшей в употреблении дорожно–строительной и специализированной автотехники: автосамосвалов, прицепной и полуприцепной техники, а также отдельных категорий грузовых автомобилей, грейдеров, бульдозеров, катков, погрузчиков и карьерных самосвалов, производство которых освоено на территории РФ, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.

При этом техника, производство которой в РФ не освоено, – дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог – утильсбором не облагается. Также не предусмотрена индексация сбора в отношении категорий техники, спрос на которую российские производители могут удовлетворить не в полной мере, – экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов.

Индексация утилизационного сбора стала ответом на рост импорта некоторых категорий спецтехники в РФ прежде всего из КНР. За счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, которым оказываются национальные меры господдержки, стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.

А что в перспективе?

Дополнительно к этим мерам разрабатывается перечень мероприятий, направленных на дальнейшее повышение доли российской строительно–дорожной техники на внутреннем рынке. Это касается технического регулирования и стандартизации. «Нам необходимо актуализировать действующую нормативно–правовую базу, чтобы отечественная и иностранная техника соответствовала одинаковым требованиям по безопасности и качеству, – заявил Альберт Каримов. – Нужны стандартизированные методики оценки качества и сравнения, в том числе с возможным созданием испытательных полигонов, где бы обкатывалась российская и зарубежная техника».

Также необходимо дальнейшее совершенствование механизма госзакупок и закупок госкомпаний, в том числе для стимулирования спроса на отечественную продукцию за счет установления обязательной доли российской строительно–дорожной техники в парке крупных компаний.

В Госдуме РФ находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», внесенный Правительством РФ, в котором предлагаются меры по стимулированию приобретения российской промышленной продукции при реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой. Законопроектом определены понятия «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции», «цифровой паспорт промышленной продукции», будут закреплены понятия «российская работа» и «российская услуга».

Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Ренат Гайнетдинов представил проект изменений в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 года 

№ 2571, разработанный Минтрансом России в целях развития собственного промышленного производства, импортозамещения и достижения технологического суверенитета.

Предлагается установить введение с 1 января 2025 года отсекающего требования, в соответствии с которым дорожно–строительные компании не будут допускаться к государственным закупкам, если в их собственности, долгосрочной аренде или лизинге будет находиться менее 30% техники российского производства. Ожидается, что эта доля к 2030 году достигнет 60%.

В перечень видов дорожно–строительной техники, в отношении которой будут действовать данные правила, предлагается включить: гусеничные краны, бульдозеры, автогрейдеры, катки дорожные, экскаваторы, фронтальные погрузчики, самосвалы, бетоно– и асфальтоукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры. Такая мера будет действовать в отношении государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

«Если мы сегодня не поддержим наших производителей, то о конкуренции через пять–шесть лет вообще забудем. На нашем рынке между собой будут конкурировать производители из дружественных стран. Вот и все. А мы будем утрачивать технологическую и инженерно–техническую экспертизу, – заявил Константин Долгов. – Поддержка наших предприятий – это на сегодня вопрос абсолютно приоритетный. В идеале надо выйти на устойчивую динамику по всему спектру промышленной продукции, где наши производители будут конкурировать между собой на внутреннем рынке».

Подвижки в этом направлении идут. По оценкам заместителя генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг» Сергея Вологодского, благодаря льготному лизингу специализированной техники в 2023 году продажи дорожно–строительной техники российского производства выросли на 4%.

Кроме того, в Минтрансе разработан проект постановления, которое позволит часть Федерального дорожного фонда направлять на НИОКР по созданию дорожно–строительной техники, аналоги которой отсутствуют сегодня в России (фрезы, ресайклеры, перегружатели).

По оценке заместителя руководителя аппарата ассоциации «Нострой» Павла Малахова, общая потребность в дорожно–строительной технике и оборудовании на плановый период 2023–2027 годов составляет порядка 38 тыс. ед., из них 15,3 тыс. ед. импортного производства. Таким образом, 60% потребности приходится на долю продукции отечественного производства и 40% – на долю импорта. «С учетом того, что в подрядных организациях доля импортной ДСТ доходит до 90%, встает вопрос обслуживания этого парка, – сказал Павел Малахов. – Предлагаем рассмотреть возможность льготного ввоза техники, бывшей в употреблении, для того чтобы поддерживать парк эксплуатируемой иностранной техники».

«Мы не можем согласиться с такой позицией о предоставлении льгот на ввоз бэушной импортной техники, – парировал Константин Долгов. – Во–первых, бэушная техника сама по себе вызывает вопросы по качеству. Во–вторых, это прямая поддержка иностранных производителей и огромного количества посредников, которые цену накручивают. Мы это прекрасно понимаем и не будем на это тратить деньги российских налогоплательщиков».

Ресурсы и материалы

Согласно пятилетнему плану работ на 2023?2027 годы с общим финансированием программы дорожной деятельности на этот период в 13,2 трлн руб. будут построены и реконструированы более 4 тыс. км автомобильного полотна, отремонтированы 110 тыс. км дорог и 650 мостов. Соответственно, для этого необходимы ресурсы, материалы и техника.

Каталог Минстроя России по импортозамещению, который содержит 3752 позиции, в том числе и раздел дорожно–строительной техники, представляет из себя электронный сервис для поиска и подбора аналогов строительных материалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства, произведенных на территории РФ или ввозимых из дружественных стран. С его помощью участники рынка могут оперативно решать вопросы поиска аналогичной продукции отечественного производства, не уступающей по ключевым техническим характеристикам исходному импортному товару.

Начальник отдела инновационного развития строительной отрасли управления научно–технического обеспечения развития строительной отрасли департамента градостроительной политики города Москвы Светлана Марченкова рассказала о мерах, предпринимаемых в целях предупреждения дефицита строительных материалов, и осуществлении контроля за обеспеченностью объектов капитального строительства основными строительными ресурсами.

В частности, столичные власти разрабатывают Стратегию развития строительной отрасли Москвы до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в которой отражен перечень дефицитных импортных стройресурсов, в том числе и дорожно–строительная техника.

По информации директора ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Алексея Бунчика, в настоящее время доля импортных материалов в дорожном строительстве составляет около 5%. Это в первую очередь лакокрасочные изделия, изделия для дорожной разметки. Элементы обустройства – тросы для барьерного ограждения, композиционные материалы и элементы, перильное ограждение на искусственных сооружениях – фактически полностью состоят из отечественных материалов. На рынке альтернативных источников энергии доля импорта составляет 20–30%. Также идет процесс активной замены на отечественное оборудование на рынке интеллектуальных транспортных систем и автоматизированных систем управления дорожным движением.

Алексей Бунчик отметил также дефицит производителей лабораторного оборудования для испытаний дорожно–строительных и синтетических материалов. Эксперт поддержал высказанную Константином Долговым идею о необходимости внедрения долгосрочных контрактов для производителей техники и оборудования.

По итогам «круглого стола» будут подготовлены рекомендации, направленные на дальнейшее развитие отрасли.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР».


просмотры:

1073

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться