Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Территория–трансформер

МФЗ развиваются в зависимости от спроса пользователей.

Все более популярным в дорожной сфере становится понятие «клиентоцентричность». Это такой подход тех, кто создает автодорожную инфраструктуру, когда потребности и ожидания пользователей учитываются в первую очередь. Причем понятие «пользователь» рассматривается в широком плане: это и водитель легкового или грузового автомобиля, и пассажир, и даже пешеход. Так вот, тому, кто за рулем, в наше время уже недостаточно качественного асфальтового покрытия с разделенными встречными транспортными потоками, позволяющего двигаться быстро, без опасения повредить автомобиль на ухабе или выбоине. Ему важно и то, как освещена трасса в ночные часы, как решена проблема ее пересечения с другими транспортными коммуникациями, насколько стабильна связь, удобно ли встроены цифровые сервисы в работу дорожной сети. Ну и, разумеется, важен для пользователя комфорт передвижения, предполагающий экологичность маршрута, наличие достаточного количества объектов дорожного сервиса (ОДС).

Таким образом, в наше время проезд по современной дороге становится комплексной услугой с возможностью быстро и безопасно проехать в заданном направлении, сделать остановку в пути у ОДС, чтобы перекусить, передохнуть, а то и переночевать, заправить или подремонтировать автомобиль. В настоящее время вдоль федеральных трасс Росавтодора размещено более 11 тыс. ОДС. Но далеко не всегда они отвечают всем требованиям и запросам пользователей.

Когда сеть магистральных дорог в стране только создавалась, незамысловатые объекты сервиса на оживленных участках располагались довольно часто. Поэтому примыканий к основной трассе было много. Все эти многочисленные съезды и переходно–скоростные полосы гасили скорость и влияли на безопасность движения. Для специалистов стало очевидно, что гораздо рациональнее и удобнее для пользователей собрать все услуги на одной территории под названием МФЗ (многофункциональная зона придорожного сервиса). Благодаря этому сократилось количество примыканий, что повлияло на скорость прохождения транспортных потоков. Количество ДТП при этом пошло на убыль.

Вопросы обеспечения комфорта и безопасности участников дорожного движения, улучшения экологической обстановки на придорожной территории являются приоритетными и стратегически важными для Росавтодора. Как рассказал, выступая с докладом на Всероссийском съезде работников дорожного хозяйства «Дорога 2023» начальник Управления земельно–имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский, в прошлом году Федеральным дорожным агентством утверждена генеральная схема развития площадок отдыха в МФЗ на подведомственной сети дорог. Документ предусматривает размещение до 2030 года 123 современных МФЗ. В реализации этих проектов запланировано участие 19 ФКУ в 30 субъектах РФ. При этом размещение 37 площадок отдыха с развитием в МФЗ предусмотрено в проектах по строительству или реконструкции федеральных дорог, которые включены в пятилетний план дорожной деятельности.

По словам Александра Соколовского, вопросы стимулирования создания МФЗ необходимо учитывать в программах социально–экономического развития регионов, а также стремиться применять индивидуальные региональные архитектурно–стилистические решения внешнего облика объектов. В таком случае каждый новый объект сервиса будет по–своему уникален.

Миссия современных дорог заключается не только в том, чтобы дать людям возможность комфортно и безопасно передвигаться по территории страны, но и в том чтобы способствовать ускоренному развитию территорий, по которым они пролегают. А уж наличие на трассах объектов с широким спектром услуг само собой подразумевается. Понятное дело, характер таких услуг на разных участках автодорог различного значения может варьироваться. Все зависит от того, кто по тому или иному маршруту преимущественно ездит: дальнобойщики со скоропортящимися грузами или владельцы личных авто со своими семьями.

То есть интересы разных категорий пользователей в создаваемых МФЗ придорожного сервиса должны быть учтены. Об этом говорил на съезде дорожников заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Гос-

компании «Автодор» Константин Макиев. И номера в отелях, и меню в придорожных кафе должны составляться и с учетом того, что их посетителями могут быть дети. По словам Константина Макиева, в зоне тяготения автодорог, находящихся в ведении компании, проживают свыше 50 млн человек. Нужно информировать пользователей о том, где расположен ближайший по пути следования объект дорожного сервиса и какой набор услуг можно там получить.

Для автотуристов, доля которых в России с каждым годом растет, важна историко–культурная познавательная составляющая придорожных сервисов. Площадки МФЗ, которые создает Росавтодор, помимо прочего становятся для путешественников точками притяжения, где можно ознакомиться с туристическим потенциалом региона и попробовать продукты местного производства.

Для грузоперевозчиков в первую очередь важны АЗС, точки горячего комплексного питания, охраняемые стоянки, СТО. Сейчас из 11 тыс. ОДС, расположенных на подведомственной Росавтодору сети, более 4300 – это заправочные станции, 3000 – пункты общественного питания, 1000 – станции технического обслуживания и еще около 900 мотелей и точек для кемпинга. И их общее количество будет только расти. Росавтодор совместно с Госкомпанией «Автодор» активно работают над созданием современных МФЗ, предоставляющих комплекс услуг для пользователей.

Современная МФЗ – это фактически территория–трансформер, которую можно развивать в зависимости от инвестиционного спроса. На магистральных трассах специалисты стремятся применять типовые решения, чтобы у МФЗ был единый стандарт и пользователь мог быстро сориентироваться и получить необходимую услугу. Для участников рынка это понятный стандартизированный подход. Предполагается, что транспортные потоки в таких многофункциональных зонах сервиса разделены, чтобы легковые автомобили не пересекались с грузовыми и был отдельный путь маневрирования для междугородных автобусов.

Но МФЗ – это не только сервисы для пользователей, но и новые возможности для региона. Специалисты предлагают на базе таких зон создавать транспортно–пересадочные узлы с локальными автобусными маршрутами, инфраструктурой, через которую можно предлагать интересные экскурсии к региональным достопримечательностям, организовать продажу местных товаров. Но не только это. Жителям ближайших населенных пунктов дорога дает новые рабочие места, возможность оперативно реализовывать свой товар, посещать места отдыха и лечения.

В последнее время меняется подход к созданию комплексных объектов дорожного сервиса на автомагистралях госкомпании и Росавтодора. Так, на участках трассы М–12 Москва – Казань ОДС появляются одновременно с вводом их в эксплуатацию. Скоростная автодорога сразу строится с покрытием сотовой связи, АЗС и площадками отдыха, которые в дальнейшем будут развиваться и наполняться услугами. В прошлом году был сдан первый участок трассы М–12 протяженностью 107 км. За счет того, что заранее было предусмотрено выделение земли под площадки отдыха и АЗС, на 51–м километре была сразу же открыта автозаправка, а затем введена еще одна.

К моменту завершения дорожно–строительных работ на участках маршрута Казань – Екатеринбург должны быть созданы 18 площадок для отдыха водителей с перспективой их трансформации в МФЗ до конца 2024 года. На новом участке трассы М–7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов также предусмотрены 8 площадок под строительство МФЗ (по 4 в каждом направлении). Еще 10 площадок отдыха для водителей будут оборудованы в рамках реконструкции участков трассы М–7 «Волга» в Татарстане – от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном.

А вот опыт самого Башкортостана по развитию объектов придорожного сервиса вполне заслуживает распространения в регионах. На совещании по развитию индустрии туризма и гостеприимства в России премьер–министр РФ Михаил Мишустин отметил комплексный характер мер поддержки, которые оказываются в этой республике при строительстве ОДС.

А ведь еще несколько лет назад земельные участки для этих целей в республике предоставлялись бессистемно, много времени занимал процесс их оформления, отсутствовали стандарты строительства новых и оценки существующих ОДС. В итоге качество сервиса было низким, остро ощущался дефицит придорожных услуг. Но вот в 2020 году в Башкортостане была принята концепция развития придорожного сервиса. Специалисты разработали единые нормы благоустройства, обозначили требования по озеленению, зонам отдыха, наличию Интернета, зарядных колонок для электромобилей и другие. Кроме того, была принята программа поддержки быстровозводимых типовых модульных конструкций.

Важно отметить, что были также разработаны меры поддержки для потенциальных инвесторов, среди которых предоставление земли в аренду без проведения торгов по льготной ставке, преференции по налогам на имущество и прибыль, компенсации части затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру. Все это сыграло свою роль: за три года в республике введены более 330 новых ОДС и модернизированы свыше 400 действующих, отметил премьер–министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров. Суммарно это почти 40 млрд руб. инвестиций.

В настоящее время в работе находятся 110 объектов на 14 млрд руб. Среди них и те, решения о строительстве которых были приняты в мае этого года на инвестиционном сабантуе «Зауралье». В основном это будут многофункциональные комплексы, включающие АЗС, зарядные станции для электротранспорта, кафе, гостиницы, объекты торговли, СТО, автостоянки. Они появятся на территории Абзелиловского, Кушнаренковского, Уфимского районов, вдоль автодороги Уфа – Охлебинино, в селе Булгаково, на территории Уфы. Для Башкортостана, имеющего вторую среди субъектов РФ протяженность дорожной сети (более 50 тыс. км), создание современной системы ОДС особенно важно, поскольку по трассам региона проходит очень большой поток транзитного транспорта. И всех автомобилистов и путешественников надо обеспечить адресными и качественными услугами.

Формирование полноценной сети МФЗ способствует развитию автомобильного туризма. Ну а совершенствование дорожной инфраструктуры, появление на трассах комплексных объектов сервиса, рассчитанного на разные категории пользователей, как сказано выше, зависит не только от государства, но и от бизнеса. При наличии тех или иных преференций предприниматели охотнее вкладывают средства в развитие ОДС. По мнению исполнительного директора АО «Корпорация Туризм. РФ» Сергея Красноперова, такими стимулирующими факторами для бизнеса могут быть упрощенный порядок перевода земель под придорожные отели в зоне тяготения автодорог, целевая субсидия на компенсацию затрат на инфраструктуру и другие. 

Возможно, у наших читателей есть и другие соображения о том, как ускорить развитие адресных услуг надлежащего качества, расширить их диапазон на российских дорогах. Напишите нам об этом.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».


просмотры:

1025

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться