Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не прощаемся

На смену нацпроекту «БКД» придет нацпроект «Инфраструктура для жизни»

Объем федеральной поддержки регионов на дорожную деятельность в текущем году составляет более 321 млрд руб., из них в рамках нацпроекта «БКД» – 267 млрд руб. За 10 мес. текущего года в субъектах построены и реконструированы 137 км дорог (34,4% от плана), отремонтированы всеми видами ремонта 6,5 тыс. км дорог (35% от плана). По всем программам по итогам года планируется уложить во всех субъектах 139 млн кв. м покрытия.

Плановое годовое значение по доле региональных дорог в нормативе (54%) уже перевыполнено по итогам 10 мес. и составляет 54,2%, значение по доле дорог агломераций в нормативе составляет 83,9% при плане 85%.
Таковы предварительные итоги реализации нацпроекта «БКД», которые представил заместитель министра транспорта Виктор Тимофеев в Совете Федерации в ходе круглого стола, где обсуждались меры по развитию сети автомобильных дорог общего пользования, а также новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» (в части транспорта).
Абсолютное большинство пользователей дорог, участников дорожного движения отмечают положительные изменения, произошедшие на автомобильных дорогах в ходе реализации нацпроекта «БКД». Согласно опросам нацпроект «Безопасные качественные дороги» стал самым узнаваемым и одним из лучших по кассовому исполнению и законтрактованности. «Благодаря федеральной поддержке субъекты РФ привели более половины дорог регионального и межмуниципального значения в нормативное состояние, значительно улучшив показатель по доле дорог в нормативе в городских агломерациях – более 80%, – заметил член Комитета СФ по экономической политике Валерий Васильев. – Вместе с тем сохраняется рассогласованность строительства федеральных трасс и ремонта связанных с ними региональных дорог. Планы развития инфраструктуры между субъектами также не согласованы. В ряде субъектов отмечается низкая исполнительская дисциплина, в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов размещается некорректная информация о дорогах регионального, межмуниципального и местного значения, несвоевременно представляется отчетность в ГИС и электронный бюджет».
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов подчеркнул, что по итогам 2023 года показатели национального и федеральных проектов в целом достигнуты. Но есть и отстающие регионы. Так, в Республике Коми не достигнуто значение показателя «Увеличение доли автодорог регионального значения, находящихся в нормативном состоянии», четыре субъекта РФ –  Башкирия, Астраханская, Магаданская, Тамбовская области – не выполнили плановые показатели по приведению в нормативное состояние дорожной сети городских агломераций, 34 региона не достигли показателя по снижению социального и транспортных рисков.
Как заметил генеральный директор Ассоциации «Радор» Игорь Старыгин, мониторинг автодорог регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, в ЦФО показал, что далеко не все субъекты Федерации достигают 50%–ного значения. Антирейтинг возглавляют: Тверская (34,5%), Смоленская (44,7%), Рязанская (45,2%), Липецкая (49,1%) области. Лучший показатель – 74% – достигнут в Московской области.
Если посмотреть на автомобильные дороги регионального значения, входящие в опорную сеть и отвечающие нормативным требованиям, то здесь в лидерах находится Ивановская область (96%), также превысили целевой показатель Курская (87,1%) и Калужская (85,4%) области. В аутсайдерах – Ярославская (65,3%), Орловская (66,7%), Костромская (67,8%) области. Эти дороги протяженностью 140,5 тыс. км несут основную нагрузку при перемещении грузо– и пассажиропотоков.
«Автомобильные дороги регионального значения, включенные в опорную сеть, которые приведены к нормативу в рамках нацпроекта, должны и дальше поддерживаться в нормативном состоянии, от чего напрямую зависит ситуация с безопасностью дорожного движения. Однако в 2023 году финансирование осуществлялось на уровне 37% от нормативной потребности и составляло 56 млрд руб. При этом в 2023 году среднее значение обеспеченности финансовыми ресурсами по содержанию всех региональных дорог в РФ составляло 43%, то есть показатель по содержанию опорных дорог отстает от содержания региональных дорог, это в корне неправильно», – убежден Игорь Старыгин.
В 2024 году финансирование работ по содержанию опорной сети автомобильных дорог составило 41,2% от нормативной потребности (64,6 млрд руб.), в 2025 году составит 50% от нормативной потребности (82,8 млрд руб.)
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2017  № 658 о нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия увеличены до 12 лет, с капитальным – до 24 лет. Введены коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог по количеству полос движения.
По данным Игоря Старыгина, на 10.12.24 только 42 субъекта РФ приняли нормативные документы по аналогии с постановлением Правительства РФ  № 658, остальные регионы живут по отмененному постановлению Правительства РФ от 23.08.2007 № 539, где содержатся устаревшие нормативы.
Гендиректор Ассоциации «Радор» внес предложение рекомендовать Правительству РФ актуализировать нормативы финансовых затрат на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, в том числе отнесенных к опорной сети, а также рекомендовать субъектам РФ актуализировать нормативы финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правила расчета финансовых затрат на указанные цели, в том числе утвердить нормативы на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, отнесенных к опорной сети автодорог регионального значения.
По состоянию на 01.01.2024 на региональных автомобильных дорогах протяженностью 502,4 км находятся 31 600 капитальных искусственных сооружений регионального значения. Из них в нормативе –  27 202 (86,1%), в предаварийном состоянии – 2942 (9,3%), в аварийном – 1456 (4,6%).
Такая ситуация характерна практически для всех субъектов в ЦФО, сказал Игорь Старыгин. Хуже всего дела обстоят в Тверской области, где 14 искусственных сооружений находятся в аварийном состоянии. В Орловской области – 5 в аварийном, 35 –  в предаварийном состоянии, в Курской области – 5 искусственных сооружений в аварийном, 61 – в предаварийном состоянии. 
На автодорогах регионального значения, отнесенных к опорной сети, расположены 6734 искусственных сооружения, причем 258 (3,8%) находятся в аварийном состоянии, 370 (5,5%) – в предаварийном состоянии.
В соответствии с законом о Федеральном бюджете распределение акцизов на автомобильный бензин и дизтопливо между федеральным центром и регионами с 1 февраля 2025 года до 1 января 2031 года будет проводиться по нормативу: 31,5% – в федеральный бюджет, 68,5% – в бюджеты субъектов РФ.
Игорь Старыгин обратил внимание на такой нюанс: полученные дополнительные средства будут направлены на финансирование проектов в сфере дорожного хозяйства без указания целевого назначения. «Поэтому мы просим рассмотреть в рамках нового нацпроекта выделение целевого показателя по приведению в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, в том числе находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, с выделением целевого финансирования, а также рекомендовать субъектам РФ сформировать программу приведения в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений, в том числе находящихся в аварийном и предаварийном состоянии, на дорогах регионального и межмуниципального значения и представить предложения по ее софинансированию за счет средств федерального бюджета в Правительство РФ», – заключил эксперт.
Заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин также выразил обеспокоенность уровнем нормативного содержания автомобильных дорог: «К сожалению, нормативное состояние дорог оценивалось по двум показателям: дефектность и ровность. Мы выступаем за то, чтобы в оценку нормативного состояния включались и вопросы обустройства средствами безопасности дорожного движения».
Минтранс принимает участие в формировании пяти новых федеральных проектов, входящих в нацпроект «Инфраструктура для жизни». Три федеральных проекта – «Развитие федеральной сети автомобильных дорог», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» – связаны с дорожным строительством и разработаны с учетом преемственности завершающегося нацпроекта «БКД». «Основная задача – приведение в нормативное состояние дорог, доведение до норматива 60% региональных и 85% дорог опорной сети, федеральных дорог и дорог агломераций, – сказал Виктор Тимофеев. – Кроме того, предусмотрены отдельные показатели по строительству не менее 50 обходов населенных пунктов к 2030 году».
Каждому субъекту Федерации в соответствии с заключенным с Росавтодором меморандумом будут установлены плановые значения к 2030 году, исходя из лимитов финансирования.
Общий объем государственной поддержки бюджетов субъектов на реализацию дорожных мероприятий в рамках федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» за 6 лет прогнозируется на уровне 2,4 трлн руб. 
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

просмотры:

508

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.