Ежегодно в рамках содержания из полосы отвода вывозятся сотни кубометров мусора, выброшенного автомобилистами
ДОРОГИ
Экологическая составляющая становится неотъемлемой частью при реализации проектов в сфере инфраструктурного и дорожного строительства. Новая повестка продиктована насущной необходимостью в свете накапливающихся вызовов в области природоохраны и отражена в национальном проекте «Экологическое благополучие».
Дорожное хозяйство может внести существенный вклад в обеспечение экологической стабильности. На федеральном уровне развитием и содержанием дорожной сети в России занимаются Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и Госкомпания «Автодор», в управлении которой находятся платные дороги России.
Согласно задачам нацпроекта площадь восстановленного леса должна превышать площадь выбывшего в результате лесных пожаров и рубок. И для этого ведется активная работа. Не отстают и дорожники. Но, кроме высадки деревьев, выпуска мальков, им приходится бороться с мусором вдоль дорог. Ежегодно в рамках работ по содержанию автомобильных дорог из полосы отвода выво-
зятся сотни кубометров мусора, выброшенного автомобилистами. И помочь дорожникам сделать дорогу экологичнее может каждый пользователь дорог.
Что касается экологических восстановительных мероприятий, то они охватывают как растительный, так и животный мир. Если говорить о деревьях и кустарниках, то оценивается количество вырубаемой древесины и предусматривается высадка сопоставимого количества насаждений. Если на территории прохождения трассы попадают краснокнижные растения, то их стараются пересадить в другое место, а если это невозможно – провести компенсационные мероприятия, обязательно согласованные с соответствующими природоохранными органами.
Также преимущественно натуральным способом осуществляется возмещение нанесенного ущерба водным объектам, имеющим рыбохозяйственное значение. Это касается проектов строительства искусственных сооружений – мостов, водопропускных труб, затрагивающих водные объекты и водоохранные зоны. При подготовке проекта оценивается ущерб водным биологическим ресурсам и разрабатывается план по компенсации. Обычно это выпуск мальков рыб в реки, расположенные на прилегающих территориях. Видовой состав разнообразен и зависит, в частности, от возможностей местных предприятий, занимающихся рыборазведением. В последние годы отдается предпочтение ценным породам рыбы, отметили в пресс–службе госкомпании. Всего за десять лет усилиями Автодора выпущены порядка 3 млн мальков и молоди рыб.
Если говорить о животном мире, то здесь также есть новые подходы и технологии в части природозащиты. Всем уже известны так называемые экодуки – специальные искусственные сооружения – надземные или подземные переходы для животных через автомагистрали. Они помогают сохранить единство среды обитания животных, предотвращая их появление на дороге и тем самым снижая опасность ДТП. Кстати, безопасные переходы используют не только крупные животные, но и мелкие, в том числе беспозвоночные. Первый экодук был построен в 2016 году на 170–м км трассы М–3 «Украина».
После принятия ГОСТа на строительство экодуков к 2022 году в России их число стремится уже в трем сотням. Сейчас все новые объекты включают в себя подобные сооружения. Так, в 2025 году ожидается ввод в эксплуатацию 19 экопереходов для диких животных, сооруженных в составе строящейся скоростной автомобильной дороги М–12 «Восток» на участке Дюртюли – Ачит.
«Дополнительно в рамках экологической политики проводится оценка выбросов вредных веществ и парниковых газов от транспортных потоков на дорогах компании, изменения климатических параметров, ущерба, нанесенного негативным действием климатических факторов, работа по мониторингу экопереходов и сокращению ДТП с дикими животными, – отметили в Госкомпании «Автодор». – Также на км 743 автомобильной дороги М–4 «Дон» размещена станция мониторинга загрязнения воздуха, которая позволяет оценить реальное загрязнение атмосферного воздуха транспортным потоком». В целом сейчас в компании действуют 11 стандартов организации в области экологии и смежных областей деятельности.
Росавтодор также комплексно подходит к экологическому сопровождению проектов. Компенсационная высадка деревьев и кустарников, ликвидация шумовых загрязнений, устройство очистных сооружений, вовлечение вторичных ресурсов и информационно–просветительская работа – этим и другим направлениям деятельности уделяется большое внимание. Например, при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив в аналогичную среду обитания были переселены 117 представителей животного мира и около 3 тыс. растений, включая краснокнижные. В реку Кубань выпущены 1,5 млн молоди русского осетра. При строительстве автодороги А–289 Краснодар – Славянск–на–Кубани – Темрюк – автодорога А–290 Новороссийск из зоны будущего строительства переселены 155 краснокнижных растений, а в водоемы Кубани выпущены около 200 тыс. мальков сазана.
Всего в рамках пятилетнего плана дорожной деятельности Росавтодора запланирован выпуск более 9 млн мальков молоди рыб, рекультивация и посадка свыше 4 тыс. га зеленых насаждений, устройство более 500 очистных сооружений и более 150 км шумозащитных экранов, а также другие мероприятия. Только в 2024 году в водоемы было выпущено порядка 550 тыс. рыб, устроено 34 тыс. пог. метров шумозащитных экранов, высажены более 560 тыс. кв. метров зеленых насаждений по всей стране.
К примеру, в 2024 году благодаря мерам компенсационного озеленения силами ФКУ Упрдор «Кола» в Мурманске и Североморске были высажены более 1,5 тыс. саженцев рябины и ели, спиреи и сирени. Это одна из мер возмещения за воздействие на окружающую среду во время реконструкции второго участка подъездной дороги к Североморску с 14–го по 19–й км. По словам специалистов ФКУ, при строительстве, реконструкции и ремонте федеральных трасс еще на стадии проектирования прорабатываются исчерпывающие меры по уменьшению негативного влияния на природу. Для компенсации возможного ущерба, наносимого водным организмам и среде их обитания, в реки и озера регулярно выпускается рыбная молодь. На некоторых участках трасс, совпадающих с путями миграции диких животных, смонтировано ограждение, предотвращающее их выход на проезжую часть.
Силами ФКУ Упрдор «Прибайкалье» высажены более 300 сеянцев сосны в Усольском лесничестве, где осенью был введен в эксплуатацию новый участок автодороги Р–255 «Сибирь». Всего в Иркутской области в 2024–м высажены около 130 тыс. деревьев на общей площади 51,5 га. Породный состав разнообразный – сосны, ели, березы, рябины, сирень и черемуха. Организаторы привлекли к акции порядка 2,5 тыс. жителей Приангарья. На двух новых участках трасс Р–255 «Сибирь» и Р–258 «Байкал» были установлены шумозащитные экраны и устроены локальные очистные сооружения и системы организованного водоотвода.
Силами ФКУ «Волго–Вятск-
управтодор» на втором этапе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов установлены защитные ограждения для животных, предотвращающие их выход на дорогу. В ограждениях высотой 2,4 м используется как крупноячеистая, так и мелко-
ячеистая сетка (она не дает выбежать на трассу мелким животным типа ежей и сусликов). Всего на обходе смонтировали более 20 км подобных сооружений.
Кстати, есть и нестандартные случаи заботы о животных. Например, в одной из деревень Ленинградской области дорожники помогли перенести гнездо белых аистов (занесены в Красную книгу) со старого дерева на новую опору в рамках капремонта федеральной трассы Р–23. Для переноса птичьего дома весом 200 кг пришлось задействовать манипулятор с краном и вышку. Говорят, что птицам понравилось новое место жительства.
Материалы страницы подготовила
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.