Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Могут ли растения повысить срок службы дорожного покрытия

 |  redaktor  |  Автомобильные дороги

Споры вылечат асфальт?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Идея создать вечное дорожное покрытие не покидает умы людей еще со времен первых дорог Рима. Вот и в наши дни ученые не оставляют попыток усовершенствовать самую известную технологию строительства асфальтобетонных дорожных покрытий.
Как водится, преуспели в этом британские ученые. Так, газета «Гардиан», ссылаясь на университет Суонси (Великобритания), сообщила, что они изобрели самовосстанавливающееся дорожное покрытие, точнее – самовосстанавливающийся битум. Напомним: этот материал является незаменимым элементом при производстве горячих асфальтобетонных смесей.
Согласно приведенным данным, исследователи доработали битум, добавив в него споры растений, пропитанные переработанными маслами. «Когда дорожное покрытие сжимается при движении транспорта, споры выдавливаются, а масло попадает в близлежащие трещины. Масло размягчает битум настолько, что он может течь и заделывать трещины», – говорится в сообщении. Также упоминается, что в ходе лабораторных испытаний кусочки этого материала затягивали небольшие трещины в течение часа после их образования. Как прокомментировал один из авторов исследования, битум таким способом может продлить срок службы дорожного покрытия на 30%.
С вопросом о научности подобной инновации корреспондент газеты «Транспорт России» обратилась за разъяснениями в ФАУ «РОСДОРНИИ» – ведущий научно–исследовательский институт РФ в сфере дорожного строительства.
Как пояснили сотрудники института, в представленных материалах не в полной мере раскрыт механизм учета технологических аспектов. В частности, уточнения требует ряд следующих вопросов. Как меняются свойства рассматриваемого вяжущего при отрицательных температурах эксплуатации, принимая во внимание, что большинство трещин возникает именно в результате комплексного физико–механического воздействия транспорта на асфальтобетонный слой при пониженных температурах, когда упругие свойства обычного вяжущего резко снижаются. Далее эксперты задаются вопросом: чем объясняется избирательность «попадания размягченного битума» исключительно в трещины, минуя при этом межзерновые пустоты в асфальтобетонном слое, заполнение которых резко снизит устойчивость к негативному воздействию воды на асфальтобетон? Наконец, как избежать потенциального появления масляных пятен на поверхности асфальтобетонного покрытия, которое может привести к снижению коэффициента сцепления колеса с покрытием, что негативным образом скажется на безопасности движения.
В России действует ряд нормативно–технических документов, применение которых позволяет еще на стадии проектирования состава асфальтобетонных смесей свести к минимуму вероятность возникновения дефектов покрытия, в том числе трещин, за счет рационального выбора битумного вяжущего, поясняют эксперты. Кроме этого, для получения более долговечных асфальтобетонных покрытий битумное вяжущее может быть модифицировано специальными добавками.
В зависимости от необходимости получения тех или иных конечных свойств асфальтобетона в битуме могут быть улучшены одна или сразу несколько характеристик. Например, применение адгезионных добавок значительно улучшает сцепление каменного материала с битумом, что в свою очередь повышает водостойкость и предотвращает трещинообразование асфальтобетона. Также возможна модификация низкотемпературных и высокотемпературных свойств битумных материалов. Такие модификации положительно сказываются на снижении трещинообразования зимой, а также колееобразования в летний период года в зависимости от того, в каком регионе планируется применение этого материала.
«Современные системы проектирования асфальтобетонных смесей основаны в том числе на выборе качественного битумного материала, свойства которого подобраны с учетом не только климатических особенностей региона, но также и транспортной нагрузки для конкретной автомобильной дороги, – пояснили в пресс–службе РОСДОРНИИ. – Указанные подходы строго регламентированы в современной нормативно–технической документации в области дорожного хозяйства».
Информация о битумных модификаторах, которые прошли успешную апробацию и имеют положительный опыт применения в Российской Федерации, внесена в том числе в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, оператором которого является ФАУ «РОСДОРНИИ». В целом в дорожном хозяйстве России сформирована нормативно–техническая база, обеспечивающая широкое применение показавших свою эффективность решений по предотвращению трещинообразования как на стадии проектирования асфальтобетонных смесей, так и в процессе эксплуатации асфальтобетонных покрытий.
Людмила ВЛАДИМИРОВА

№ 12 (1391) 17 – 23 марта 2025 года


просмотры:

529

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.