Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Настоящее и будущее российских автодорог обсудили в Омске

17-я межрегиональная конференция, проведённая Ассоциацией РАДОР в Омске, собрала более двухсот специалистов из разных регионов России. В ней приняли участие представители Государственной Думы, Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, ГУОБДД МВД России, ФАУ РОСДОРНИИ, крупнейших дорожных вузов, региональных министерств и ведомств, коммерческих организаций. 

Мероприятие вышло на международный уровень — в режиме видеоконференцсвязи в нём участвовал специалист из Финляндии.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЦПРОЕКТА
Открыл конференцию генеральный директор Ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. Он подвёл итоги развития дорожной отрасли в 2020 году и обозначил задачи на 2021–30 годы.

«2020 год стал рекордным по объёмам финансирования дорожной отрасли, почти 300 млрд рублей из федерального бюджета, в том числе около 100 млрд рублей из резервного фонда, было направлено в регионы — это беспрецедентные суммы».
Игорь Старыгин

Говоря о реализации дорожного нацпроекта Игорь Старыгин подчеркнул, что более пристальное внимание стало уделяться региональной и местной дорожной сети, а также добавились два новых федеральных проекта по модернизации пассажирского транспорта и развитию федеральной магистральной сети автомобильных дорог. Кроме того, в федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» добавили новый показатель, который характеризует удовлетворённость граждан количеством и доступностью автомобильных дорог. При этом количество агломераций — участников нацпроекта — увеличится вдвое: произошёл разворот в сторону более мелких городов. Если раньше в БКД участвовали агломерации с населением от 200 тысяч, то теперь участниками нацпроекта станут агломерации с населением от 100 тысяч человек, а в регионах Дальнего Востока этот показатель начинается от 20 тысяч.

Ещё один важный момент — приведение к нормативному состоянию искусственных сооружений. До 2024 года предполагается привести к нормативу 100 тысяч погонных метров мостов, а к завершению нацпроекта с проблема мостов и путепроводов в аварийном состоянии должна быть решена.

В федеральный проект «Безопасность дорожного движения» вводится показатель удовлетворённости безопасностью дорожного движения и показатель транспортного риска, который наиболее полно отражает взаимосвязь между состоянием автодорог и безопасностью дорожного движения. Игорь Старыгин отметил и риски в реализации нацпроекта — рост цен на материалы и технику, а также предложил механизмы снижения этих рисков.

IMG 20210407 093156

— Сколько бы дорожники ни строили хороших и качественных дорог, без бережного отношения к этим дорогам невозможно их сохранить надолго. Поэтому жизненно необходим весогабаритный контроль. Необходимо следить, как перевозчики эксплуатируют эти дороги, соблюдают правила перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, — завершил свой доклад генеральный директор Ассоциации РАДОР.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Андрей Шилов в цифрах продемонстрировал основные задачи по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» до 2030 года. Рассказал о работе по формированию федеральной опорной дорожной сети:

— Вы в регионах лучше знаете ситуацию, поэтому определяйте приоритеты. Ждём от вас список необходимых объектов, масштабные проекты давайте прорабатывать со всех сторон. Сформируем перечень, выйдем на комиссию и будем принимать решение. В приоритете должны быть дороги, которые связывают столицы регионов, осуществляют подъезды к крупным предприятиям и объектам туристического кластера.

НАУКА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Начальник управления инноваций НИОКР ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ» Елена Кашевская представила реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения для осуществления дорожной деятельности. Реестр — это информационный ресурс с открытой базой данных, где предоставлен доступ к информации о мониторинге дорожно-транспортной системы. В реестр загружено более 360 технологий, 780 материалов, 240 конструкций и более 1000 участков применения. Национальным проектом «Безопасные и качественные дороги» определён целевой показатель «Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности с применением новых и наилучших технологий и материалов, включённых в реестр», который к 2024 году должен составить 80 % от общего числа контрактов. Реестр является инструментом для реализации данного пункта национального проекта и позволит организациям регионального и муниципального уровня применить на своих дорогах наилучшие технологии, материалы и технологические решения из уже применяемых на федеральных трассах.

Руководитель ФКУ «Центрдорразвития» Олег Ширлин познакомил присутствующих с изменениями в Федеральной сметно-нормативной базе и анализом ценообразующих расценок, а также с индексами изменения сметной стоимости строительства.

Заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ и президент ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков в своём докладе отметил, что существующая дорожная сеть не рассчитана на применение современных транспортных средств по причине низкой прочности и несущей способности дорожных одежд. При этом фактические сроки службы дорожных одежд остаются низкими по ряду причин: при проектировании дорог и сооружений выбираются технологии и конструкции с низкой стоимостью, мало внимания уделяется дренажным системам и водоотводам. Специалистами МАДИ разработали нормативные документы по применению типовых конструкций дорожных одежд, в том числе и для региональной сети дорог с учётом климатических условий.

«Нас ожидает дефицит битума и рост цен. Поэтому необходимо использование долговечных качественных материалов. При дефиците битумов и каменных материалов на первый план выходит укрепление грунтов и применение цементобетона. Наука готова работать с регионами в этом направлении».
Виктор Ушаков

В ходе конференции неоднократно поднимался вопрос подготовки кадров для дорожной отрасли. Возросло финансирование, выросли объёмы дорожных работ — всё это привело к росту потребности в специалистах.

— Реализация такого масштабного и амбициозного проекта, как «Безопасные и качественные дороги», невозможна без кадрового обеспечения, — отметил в своём докладе ректор СибАДИ Александр Жигадло. — Необходимо подготовить конкурентоспособных специалистов высшей квалификации с инновационным, созидательным типом мышления, востребованных на рынке труда, и СибАДИ располагает всем необходимым для решения этой задачи.

IMG 20210408 094104

СибАДИ — активный участник нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», занимается и разработкой технологий дорожного строительства и контроля качества выполненных работ, мониторингом и диагностикой. Умные дороги — одно из основных направлений, а также ведутся работы по проектированию дорожных объектов в арктический зоне

Отвечая на вопрос о кадровом голоде, Александр Жигадло отметил, что за четыре года сложно подготовить квалифицированного специалиста, поэтому в СибАДИ планомерно увеличивается число студентов на пятилетнее обучение, и призвал дорожные организации делать комплексный заказ специалистов.

Профессор СибАДИ Виктор Сиротюк представил презентацию об особенностях проектирования дорожных одежд низшего типа на дорогах с низкой интенсивность движения, где проходит не более 400 автомобилей в сутки. Таких дорог в России очень много — более 70%. И их ещё нужно построить много, причём сделать это быстро и с наименьшими затратами. Виктор Владимирович провёл сравнительный анализ и внёс конкретные предложения по технологии строительства таких дорог.

В конференции приняли участие представители регионов — обменялись опытом и рассказали об особенностях работы на своих территориях. В связи с дефицитом инертных материалов из-за геологических особенностей регионов неоднократно звучала тема холодной регенерации автодорог с использованием цемента — возможно, эта, пока не очень распространённая технология, в скором времени позволит приводить в нормативное состояние больше автодорог. Тем более, что научный мир не стоит в стороне — активно ведётся разработка стабилизаторов, которые призваны улучшить качество получаемого дорожного основания.

В ГОСДУМЕ И ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ОТМЕЧАЮТ СНИЖЕНИЕ АВАРИЙНОСТИ
После конференции на территории СибАДИ состоялся форум по безопасности дорожного движения. В нём принял участие депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Госдумы Владимир Афонский. Он рассказал, что работа в комитете ведётся напряжённая, разноплановая и довольно часто поднимаются вопросы безопасности. На российских дорогах большое количество аварий, при этом не хватает специалистов по безопасности дорожного движения. В числе актуальных — вопросы по безопасному передвижению мотоциклистов по автодорогам, по использованию средств индивидуальной мобильности: скутеров, моноколёс, самокатов, по обеспечению безопасности детей, идущих в школу, вопросы  освещения, ограждения дорог, оборудования их переходами. Закон о запрете высадки детей-безбилетников принят в третьем чтении, поднят вопрос об малом количестве бюджетных мест в аспирантуре, снижении финансирования на дорожные научные исследования.

«Являясь координатором нацпроекта БКД, очень много езжу по России, ситуация в субъектах разная, в регионах формируются разные задачи. А наша задача сформулировать содержательную повестку для правительства, поэтому ждём ваших предложений, чтобы вместе создавать условия для комфортной и безопасной среды».
Владимир Афонский.

Заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУОБДД МВД России Халит Алимханов присоединился к мероприятию онлайн и доложил о результатах мероприятий по безопасности дорожного движения. По оперативным данным, в целом по стране наблюдается тенденция к снижению аварийности

— Снижение смертности от автомобильных аварий — это наша общая победа. Значительно увеличилось количество освещённых дорог и улиц — дорожники заранее отреагировали на наши пожелания. И темпы роста освещённости превышают темпы роста новых дорог. Отдельного внимания требует работа по разделению встречных полос, созданию искусственных неровностей на пешеходных переходах, работа с источниками питания на автономных источниках освещения.

IMG 20210408 095800

К БЕЗОПАСНОСТИ — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Еще одно видеовключение состоялось из Финляндии — дипломированный инженер Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии Паули Хайми поделился опытом реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в этой стране. Надо отметить, что Финляндия входит в число лидеров в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. В 2019 году на улицах Хельсинки не погиб не один пешеход, а по итогам 2020 года общее количество погибших в ДТП составило 200 человек. При этом основными причинами ДТП в Финляндии является человеческий фактор: нарушение скоростного режима, вождение в состоянии алкогольного и наркотического опьянение, отвлечение внимание водителя вследствие разговоров по мобильному телефону.

Интересным финским решением в деле борьбы за безопасность на дорогах представляется привязанность размера штрафа за превышение скоростного лимита к размеру годового дохода нарушителя. Так, известный финский хоккеист Расмус Ристолайнен  за превышение скорости движения в  городе Турку на улице с ограничением 40 км/ч (ехал со скоростью 81 км/ч) был вынужден заплатить штраф в размере 120 680 eвро (или почти 10 млн рублей). Не меньшим штрафом за превышение скорости на 25 км/ч отметился и финский хоккеист русского происхождения, выступающий за команду НХЛ «Флорида Пантерз» и за сборную Финляндии, Александр Барков.

Тем не менее, отметил финский коллега, несмотря на то, что количество ДТП со смертельным исходом сокращается в течение последних десятилетий,  задача программы «Видение 0» (ноль смертей на дорогах) в странах ЕС пока не решена, рамки реализации программы расширены до горизонта 2050 года: работа в данном направлении крайне сложная, многофакторная, долгосрочная и требует значительного финансирования. В целях содействия решению этой задачи в Финляндии специально создана  независимая, некоммерческая организация, финансируемая страховыми компаниями, которая занимается анализом ДТП, проводит активную социальную пропаганду через СМИ, осуществляет издательскую и просветительскую деятельность. С работой этой организации можно ознакомиться на сайте www.liikenneturva.fi, где представлены материалов и на русском языке.

Паули Хайми сделал особый акцент на важности применения подхода соотнесения ущерба, наносимого обществу вследствие ДТП (потеря жизни гражданина, расходы на лечение и реабилитацию  пострадавших, потеря качества их жизни, ремонт транспортного средства, административные расходы) и затрат на реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. По оценкам финских экспертов 250 смертей на дорогах в год приводят к потерям для общества в сумме 600 млн. евро! Вывод: если на дороге определенной протяженности регулярно происходят аварии, затраты на мероприятия по БДД необходимо планировать в соответствии с потерями от ДТП.

Одним из наиболее эффективных и экономически выгодных технических средств обеспечения безопасности дорожного движения Паули Хайми назвал вибрирующую разметку, применение которой по данным международных исследований, снижает риск лобовых столкновений и съездов с проезжей части на 5-20%. Широкое распространение также получила практика строительства дорог по схеме 2+1.

Комплексно подходят к снижению аварийности и в России. Владимир Луговенко — заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ — рассказал, что подготовлена база для нормативного регулирования организации дорожного движения.

— Есть темп по снижению смертности, но мы понимаем, что этих темпов недостаточно, — отметил Владимир Владимирович. — Сегодня 6–8% потерь ВВП происходит на дорогах: это порча имущества, гибель, шум, заторы. Недостаточно сделать качественные дороги. Комплексное транспортное планирование должно решить проблемы неэффективного обслуживания населения. В связи с этим разрабатывается стратегическая инициатива «Мобильный город»: она предусматривает внедрение ИТС в общественный транспорт, оптимизацию маршрутной сети, развитие инфраструктуры рельсового транспорта.

Ещё одно новшество: в России появилась новая «отрасль» — организация дорожного движения. В законе о БДД выстроены подходы к разделению полномочий, разработке документации, подготовке специалистов. После выстраивания подзаконных актов утверждён перечень должностей и профессий. Установлена ответственности за нарушение в сфере организации дорожного движения. Ведётся разработка методических рекомендаций. Понимая проблему нехватки специалистов, Минтранс предполагает возможно создания региональных центров по ОДД с возможностью передавать полномочия из муниципалитетов в региональные центры.

Минтранс шагает в ногу с трендами — в настоящее время разрабатывается комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию беспилотных автомобилей: законодательная база и установление административной ответственности за нарушение эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, создание систем управления, сбора, хранения и учёта данных и ряд других мероприятий.

IMG 20210408 094400

В форуме приняли участие коммерческие организации, представившие свои наработки в области безопасности дорожного движения. Закрывая форум, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин поблагодарил участников за продуктивную работу и пригласил принять участие в 5-й Мостовой конференции по современным технологиям ремонта мостов и искусственных сооружений на автомобильных дорогах, которая пройдёт летом в Ульяновске.


просмотры:

835

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться