Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Через тернии к звёздам

Проектная отрасль отвечает на новые вызовы

Четвертый год в России продолжается масштабное строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках национальных проектов. Но за любой грандиозной стройкой всегда стоит менее заметная для глаз общественности, но не менее значимая работа проектировщиков. От того, насколько качественно и профессионально будет разработана проектно–сметная документация, зависит не только безопасность и функциональность самого объекта, но и его стоимость.

Статус кво

В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с четырех до шести федеральных проектов. В том числе в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Начиная с 2022 года в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года – строительство путепроводов на региональных и местных дорогах. В деньгах – это рекордные суммы за всю новейшую историю России.

Эксперты сдержанно оценивают динамику развития проектной отрасли за последние три года, с начала запуска нацпроектов. Это объясняется как состоянием экономики в целом, так и внутренними проблемами отрасли.

По данным Росстата, на начало 2020 года степень износа основных фондов в строительстве составляла 58% по строительным машинам и оборудованию, 53% – по транспортным средствам.

Когда прилетел «черный лебедь»

Общую ситуацию усугубил «черный лебедь» – пандемия 2019–2020 годов. Как следствие, часть представителей рынка проектных услуг, в том числе малого бизнеса, свернули свою деятельность из–за нехватки заказов. Высвободившиеся специалисты трудоустроились в более крупные организации или ушли в свободное плавание.

Есть и другая тенденция, которую отмечают эксперты: конкуренции проектным организациям в части проектирования инфраструктурных объектов добавляют сами строительные и инжиниринговые корпорации, которые организовывают собственные проектные подразделения. Делается это для того, чтобы создать на базе одного предприятия полный цикл, который позволяет оставлять внутри компании большую часть прибыли.

Даже если проектная организация упадет «с рынка» в процессе торгов на 50%, она все равно не сможет конкурировать с таким «встроенным» подразделением, поясняют эксперты.

Игра на понижение

То, что рынок изменится, стало понятно около трех лет назад, отмечают эксперты Simple Analytics. Если до этого момента стратегия развития многих проектных организаций заключалась в расширении линейки услуг и экспансии в соседние (и не очень) регионы, то впоследствии эти компании сфокусировались на минимизации цен в сочетании с высоким качеством работ. Но, как показало время, это оказалась невыигрышная стратегия. Потому что выход на новые рыночные и географические ниши осуществлялся посредством политики ценового демпинга. В эту игру «на понижение» были вынуждены включиться местные проектные организации. В результате рынок все же пришел в некое равновесие, но общий уровень отраслевых цен упал. К тому же расширение бизнеса (географии деятельности, линейки услуг) потребовало инвестиций, что привело к появлению кассовых разрывов у многих компаний рынка.

Новые вызовы

Сегодня перед компаниями, работающими в области проектирования дорог, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры, стоят непростые задачи. С одной стороны, количество проектов в этой сфере увеличивается, при этом они усложняются и становятся все более комплексными (то есть включают сразу несколько видов проектируемой инфраструктуры – автодороги, железные дороги, транспортно–пересадочные узлы и пр.). С другой стороны, рентабельность крупнейших строительных и проектных компаний снижается за счет постоянного давления на стоимость реализации проекта со стороны заказчика и конкуренции со стороны участников рынка.

Есть и положительные моменты: за последние годы в проектной отрасли сформировано профессиональное сообщество, обладающее компетенциями в области проектирования в сегментах строительства сложных объектов и транспортной инфраструктуры.

Когда заработает «регуляторная гильотина»?

Эксперты указывают на ряд проблем, влияющих на реализацию нацпроектов. В частности, устаревшая законодательная база.

Представители бизнес–сообщества выдвинули ряд предложений, направленных на ускорение строительства и снижение трудозатрат подрядных и проектных организаций.

Проектировщики в лице Стройпроекта выступают с инициативой создания правовой основы функционирования «единого окна» для получения исчерпывающих исходных данных в строительстве по типу многофункциональных центров «Мои документы» на основе Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Полностью статью «Через тернии к звездам» можно прочитать в №18 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

462

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться