Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Социальный вектор нацпроекта

БКД: эффективность и качество оценивает общество

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» как и любое стратегическое направление развития оценивается прежде всего с экономической точки зрения. Его экономическая эффективность не вызывает сомнений, так как качественные дороги обеспечивают мультипликативный эффект практически во всех отраслях экономики.

Но значение проекта выходит за рамки экономики. Новое дорожное покрытие и яркая разметка, освещение и «умные» системы контроля трафика — все это вместе с усилением контроля за соблюдением правил движения делает дороги более комфортными и безопасными для всех нас, то есть социально ориентированными.

Как раз с ориентацией на достижение национальной цели по созданию комфортной и безопасной среды для жизни граждан связана трансформация проекта «Безопасные качественные дороги».

Как известно, весной 2021 года утвержден обновленный паспорт этого национального проекта.

В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с четырех до шести федеральных проектов.

Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (предыдущее название — «Дорожная сеть») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». С 2021 года также стартовала реализация новых федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».

В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Так, в 2021 году в программу мероприятий вошли объекты общей протяженностью свыше 16 тыс. км.

Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Начиная с 2022 года, в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года — строительство путепроводов на региональных и местных дорогах.

Проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» включает в себя мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, увеличение числа камер фото— и видеофиксации.

Кроме того, планируется увеличить число контрактов, предусматривающих применение наилучших технологий и материалов. Это позволит повысить качество и долговечность дорожного покрытия. А работа в рамках контрактов на принципах жизненного цикла позволит подрядчикам больше внимания уделять качеству выполняемых работ.

Новым федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга с возможностью покупки транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости. На конкурсной основе отобраны 13 городских агломераций, которые получат 412 новых транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов. Это современные транспортные средства, в большинстве своем адаптированные под перевозки маломобильных граждан.

Еще одно новое направление нацпроекта — федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети».

До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1810,6 км, из них Росавтодором — 1440,5 км, ГК «Автодор» — 370,1 км.

Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения» предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. А проект «Автомобильные дороги Минобороны России» позволит привести в нормативное состояние ведомственные дороги, что повысит доступность и привлекательность работы в воинских частях.

Изменилась не только структура, но и география нацпроекта. С 2021 года к числу участников нацпроекта присоединился Санкт-Петербург. Таким образом, проект реализуется на территории 84 субъектов РФ.

Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учет мнения жителей о качестве выполняемых работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.

В отдельное направление работы в 2021 году выделены реконструкция и ремонт дорог, ведущих к туристическим объектам. Уже в 2021 году в российских регионах приведут в нормативное состояние более 300 дорог, ведущих к туристическим объектам, общей протяженностью порядка 1,5 тыс. км. Памятники архитектуры, природные заповедники и живописные места станут доступнее. Дорожники прокладывают сухопутные маршруты до всемирно известных историко-архитектурных и этнографических музеев-заповедников. Там, где в межсезонье было проблематично проехать, устанавливают новые водопропускные трубы с одновременным обновлением трасс и укладкой асфальтобетона.

Также приоритетным направлением является строительство и реконструкция дорог к медицинским учреждениям. В частности, в 2021 году планируется отремонтировать около 423 участков трасс и магистралей, ведущих к поликлиникам, больницам, медицинским центрам, общей протяженностью порядка 1100 км.

Более безопасными для водителей и пешеходов дороги станут благодаря усилению контроля за соблюдением правил дорожного движения и повышению качества обучения в автошколах, оснащению Госавтоинспекции экспресс-тестами для выявления состояния опьянения у водителей, техническими средствами контроля за безопасностью эксплуатации дорог и транспортных средств, а также комплектами оказания медпомощи пострадавшим в ДТП.

Проводится кампания по привлечению внимания взрослых и детей к факторам риска на дорогах. Основная цель нацпроекта — снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза к 2030 году: до четырех погибших на 100 тыс. населения.

Уже сейчас ситуация на дорогах меняется, в том числе благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»: в 84 российских регионах и 105 крупнейших городских агломерациях проводятся работы по обустройству транспортной инфраструктуры. В 2021 году подрядные организации планируют установить более 282 тыс. новых дорожных знаков, около 734 тыс. метров барьерного и 247 тыс. метров пешеходного ограждения, более 2 тыс. светофоров и свыше 516 тыс. метров стационарного освещения.

На проезжую часть нанесут более 27,8 млн погонных метров разметки, а вдоль дорог появятся тротуары протяженностью более 1,4 млн метров.

Благодаря национальному проекту в городских агломерациях стало возможным обновление пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов и трамваев, курсирующих по магистральным маршрутам.

Предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городского транспорта. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, а именно путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости.

Высокий сезон в дорожно-строительной отрасли в большинстве регионов подошел к концу, но его окончательные итоги еще предстоит подвести. Тем не менее, по данным Минфина, нацпроект «Безопасные качественные дороги» — один из наиболее эффективных с точки зрения расходов, которые на 1 августа 2021 года исполнены на 46,4%. Такое динамичное использование средств позволяет надеяться на полное закрытие годовых контрактов.

Национальный проект можно считать социально ориентированным не только по перечню направлений работы, но и по его бюджету.

Формирование для граждан безопасной и комфортной дорожной среды требует немалых средств, и в бюджете эти средства заложены. Так, на поддержание и развитие дорожной инфраструктуры внутреннего туризма, а это более 300 дорог к туристическим объектам, на 2021 год выделено почти 20 млрд руб. А как они осваиваются? Вот несколько примеров.

В Республике Карелия дорожники прокладывают сухопутный маршрут до всемирно известного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Сейчас основной туристический сезон на острове продолжается лишь во время навигации пассажирских судов по Онежскому озеру, которая обычно длится около пяти месяцев. Но у этого маршрута появляется достойная альтернатива.

Речь идет о связке федеральной трассы «Кола» с дорогой Великая Губа — Оятевщина протяженностью 31 км, строительство которой вошло в перечень объектов нацпроекта. После окончания всех работ федеральную трассу «Кола» с Оятевщиной, отделенной от Кижей проливом шириной в несколько сотен метров, свяжет отвечающая современным требованиям асфальтированная трасса.

С учетом того, что переправу через пролив можно организовать и зимой — с помощью судов на воздушной подушке или прямо по льду, доступность музейного комплекса для массового потока посетителей станет практически круглогодичной.

В Иркутской области в рамках нацпроекта продолжатся работы по приведению в нормативное состояние трасс, ведущих к озеру Байкал. Запланирован капитальный ремонт участков автодороги Иркутск — Большое Голоустное, к 2024 году трасса будет полностью асфальтобетонной.

Автомобильная дорога Иркутск — Большое Голоустное — одна из трех автомобильных дорог области, которая ведет к озеру Байкал. Увеличивающийся поток туристов требует постоянного внимания к дороге. На этой трассе ведется ремонт и капитальный ремонт, постепенно закрываются гравийные разрывы.

В Ярославской области в рамках национального проекта за последние два года отремонтировано более 16 км дороги Нагорье — Берендеево. В этом году будет приведен в порядок еще один участок, от села Купанского до Нагорья, протяженностью 28 км. Дорогой пользуются и местные жители, и туристы, которые приезжают в музей-усадьбу «Ботик Петра I», а также просто полюбоваться красотами Плещеева озера. Вместе с дорогой Нагорье — Берендеево в этом году будет отремонтирован 20-километровый участок дороги Остапково — Заозерье — Колокарево — Старое Волино. Эти объекты связывают между собой два города Золотого кольца России — Переславль-Залесский и Углич. Поэтому ремонт будет осуществляться комплексно.

На дороге Нагорье — Берендеево предстоит уложить два слоя асфальта, укрепить обочины, установить дорожные знаки и барьерное ограждение, нанести горизонтальную разметку. Согласно контракту все мероприятия на объекте завершены в октябре 2021 года.

За два года реализации дорожного нацпроекта в нормативное состояние были приведены более 1400 участков региональной и улично-дорожной сети, ведущих к школам и детсадам.

Состояние школьных маршрутов, участков улично-дорожной сети, ведущих к детским учреждениям, по-прежнему остается в зоне особого внимания национального проекта. В 2021 году в российских регионах специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов, их общая протяженность составит 1,5 тыс. км.

Работы на этих объектах ведутся комплексно: помимо ремонта проезжей части, проводится обустройство пешеходных переходов, установка светофорных объектов, барьерных ограждений, дорожных знаков, наносится разметка.

У этой части нацпроекта особая миссия — снижение детской смертности на дорогах и сведение ее к нулю. Именно такую задачу ставят перед собой в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края. Школы и детсады региона совместно с органами ГИБДД, представителями общественности проводят мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Но качество дорожной инфраструктуры играет не менее важную роль. Поэтому дорожным работам, проводимым вблизи образовательных учреждений, на дорогах, по которым пролегают наиболее массовые маршруты к школам и детским садам, уделяется особое внимание.

В рамках нацпроекта в Ставрополе обновлены участки улиц Серова и Трунова, которые ведут к городским школам, в селе Дубовка отремонтирована улица Кирова — путь к местной школе. А по улице Революционной в Невинномысске, где был проведен ремонт дорожного полотна, родители везут детей в расположенный неподалеку детский сад.

Мы все понимаем, как важно обеспечить комфортный, безопасный, а главное, быстрый проезд к лечебным учреждениям, так как от скорости оказания помощи зависят жизни людей.

Только на 2021 год в российских регионах в рамках национального проекта намечены к ремонту 423 участка дорог общей протяженностью порядка 1,1 тыс. км, ведущих к медицинским учреждениям.

В Приаргунском районе Забайкальского края приводится в нормативное состояние 17-километровый участок дороги Молодежный — Досатуй, которая ведет к Краснокаменской краевой больнице № 4. Эту трассу не ремонтировали уже больше 20 лет, теперь власти намерены поэтапно привести ее к нормативу на всем протяжении.

В Кургане работы проходят на улице Карбышева, где расположены сразу несколько важнейших медицинских учреждений: областная инфекционная больница, противотуберкулезный диспансер, онкологический диспансер, перинатальный центр, Железнодорожная больница и Курганская детская поликлиника. Всего на территории Курганской области в этом году приведут в нормативное состояние пять дорог, ведущих к медучреждениям: их протяженность составит около 9,5 км.

В Томской области параллельно ведутся семь участков дорог к больницам. За предыдущие два года в рамках реализации нацпроекта на территории региона привели в нормативное состояние 12 участков улиц, ведущих к двум десяткам объектов медицинской инфраструктуры.

Подход к ремонту дорог в городе Таганроге Ростовской области можно назвать не только комплексным, но и социально ориентированным. В перечне на 2021 год — 10 объектов, среди которых можно отметить ремонт автомобильной дороги по улице Октябрьской, которая обеспечивает подъезд к городской больнице № 3, спортивному стадиону «Радуга», ж/д станции Таганрог-II и проходной завода «Красный Гидропресс», а также ремонт автодороги по переулку Лермонтовскому, который ведет к Таганрогскому художественному музею, лицею № 4 и центру медицинской реабилитации № 1.

Перечень региональных дорожных объектов, которые формируют комфортную и безопасную среду, растет с каждым днем. Все этапы реализации нацпроекта контролируются с точностью до копейки потраченных бюджетных средств и до каждого сантиметра уложенного асфальта. Информация о том, что объект отремонтирован в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», уже стала знаком качества. И пафос такого заявления в данном случае является вполне оправданным.

Ирина Полякова, обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

На снимке: качество работ на дорогах Ярославской области оценивают члены общественного совета при областном департаменте дорожного хозяйства


просмотры:

1951

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться