Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Широтная магистраль –

составная часть стратегии развития транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленобласти

Модернизация транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области – одно из ключевых направлений пятилетнего плана дорожного строительства, разработанного по поручению Президента России и утвержденного Правительством РФ. В программу включены 30 федеральных и региональных объектов строительства и реконструкции, в том числе Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) в Санкт–Петербурге.

По мнению экспертов, город на Неве уже давно нуждается в оптимизации дорожной инфраструктуры. Кольцевая автодорога (КАД) и Западный скоростной диаметр (ЗСК), безусловно, облегчили ситуацию на автомагистралях города, но они не решили всех проблем. В первую очередь из–за того, что не охватывают все районы города, а также потому, что не позволяют выстроить удобные маршруты всем городским автомобилистам.

Строительство первого этапа ШМСД – Витебской развязки – началось в марте прошлого года, когда была пробурена скважина для первой сваи скоростной магистрали. Проект получил поддержку из федерального бюджета за счет инфраструктурного кредита, отметил председатель комитета по инвестициям Санкт–Петербурга Роман Голованов. Сегодня основной фронт работ сосредоточен на участке, прилегающем к ЗСД, в районе пересечения улиц Благодатной и Кубинской. Первый этап магистрали – подключение ЗСД к Витебскому проспекту – реализуется в рамках соглашения о государственно–частном партнерстве, заключенного между Санкт–Петербургом, ООО «Магистраль Северной столицы» и АО «Западный скоростной диаметр».

По замыслу авторов проекта, новая трасса начнется от ЗСД, пройдет через юго–восточные районы Петербурга, пересечет Неву и завершится во Всеволожском районе Ленинградской области. Трасса с шестью полосами движения объединит Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский и Невский районы города. Она существенно перераспределит транспортные потоки и снизит нагрузку на улично–дорожную сеть мегаполиса в целом, а также на ближайшие к ней мосты через Неву (в частности, на мост Александра Невского и Володарский мост), а широтная связь (16,7 км) между участками Западного скоростного диаметра и Кольцевой автодороги, расположенными на противоположных концах города, позволит автомобилистам сэкономить время.

Широтная магистраль скоростного движения пройдет от ЗСК до КАД и пересечения с федеральной трассой Р–21 «Кола». Общая протяженность создаваемой трассы – 27,4 км, в том числе в границах Петербурга (до ул. Коммуны) – 14,2 км, в границах Ленинградской области – 13,2 км. От ЗСД до КАД магистраль будет иметь шесть полос движения, от КАД до автодороги «Кола» – четыре полосы. На ШМСД будет построено 11 транспортных развязок. Расчетная скорость движения на ней – 120 км/ч.

– Широтная магистраль почти вдвое короче Западного скоростного диаметра, но на город она повлияет не менее мощно, – считает губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов. – Завершится создание опорной сети внеуличного движения. Город получит новую круглосуточную переправу через Неву. Разгрузятся соседние мосты, снизится трафик в историческом центре, избавятся от пробок вылетные магистрали Мурманского направления. Повысится транспортная связность внутри агломерации с Ленинградской областью.

По словам заведующего кафедрой транспортных систем СПбГАСУ Александра Солодкого, идея Широтной магистрали с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц была заложена в Генплане более 50 лет назад. Предусматривалось создание трех меридиональных магистралей: Западного, Центрального и Восточного диаметров, а также двух широтных – севернее и южнее центра. Спустя десятилетия в Генплане остались всего две из них – ЗСД и ШМСД. Влияние ШМСД неоднократно изучалось при разработке Генеральной схемы развития улично–дорожной сети Петербурга, Генплана и экономического обоснования строительства. Все расчеты показали высокую эффективность проекта.

ШМСД позволит существенно изменить транспортную ситуацию в городе. Во–первых, улучшится обеспечение связей частей мегаполиса, разделенных Невой, так как мост будет построен на участке с самым большим разрывом между мостами. Во–вторых, ШМСД в связке с ЗСД поможет разгрузить центр города. Значительная часть автомобилей проезжает через центр из–за того, что шесть из девяти мостов через Неву находятся именно там и другого пути просто нет. В–третьих, разгрузится мост через Неву на КАД, так как часть транспорта, следующего с запада на восток, обратно поедет по ШМСД. В силу масштабности проекта он повлияет на жизнь всего города, считает Александр Солодкий. Станет легче дышать в прямом и переносном смысле, улучшится транспортное обслуживание (сократится время на передвижение, станет меньше заторов), снизится негативное воздействие автомобилей на окружающую среду.

Правда, есть и другая точка зрения. Так, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников настроен более скептически. По его мнению, ШМСД станет не столько транспортным обходом центра, сколько еще одним вылетным направлением. Вместо отведения потоков автомобилей от центра магистраль поможет доставлять их туда с восточной части КАД, из Всеволожска и других пригородов. Для внутригородских поездок эта дорога окажется не слишком полезной по причине малого количества развязок с обычными улицами. По словам эксперта, если учесть, что эта дорога будет платной, то она вообще рискует стать трассой для избранных. Впрочем, такие же опасения вызывал и ЗСД. Однако совсем недавно там был зафиксирован суточный рекорд трафика: 391 тыс. автомобилей (!).

Глава комитета по инвестициям Санкт–Петербурга Роман Голованов обращает внимание и на экономический эффект от реализации проекта. Налог на прибыль только в рамках первого этапа строительства должен принести городу 3,6 млрд руб. Реализация дальнейших этапов значительно увеличит эти показатели. При этом город получит дополнительно 450–550 рабочих мест в строительном секторе и еще 1200–1400 мест в других отраслях. Реализация проекта также стимулирует строительство жилой и коммерческой недвижимости в районах примыкания будущей трассы, в особенности во Фрунзенском, Красногвардейском и Невском районах, Кудрово и Всеволожске.

Эксперты отмечают, что реализация проекта связана со многими задачами, которые предстоит решить. Одна из них – сложности при освобождении земельных участков под строительство. Несмотря на то, что магистраль прокладывается недалеко от железной дороги, все равно потребуется освобождение значительных территорий, не обойтись без сноса каких–то зданий и сооружений. Как показывает опыт реализации крупных транспортных проектов, всегда найдутся люди, недовольные прохождением магистрали в определенной близости от их жилья. Однако в целом эти проблемы не являются критическими для реализации проекта.

При проведении работ будут активно использоваться новые технологии закрытого и открытого способов прокладки сетей, в том числе методом горизонтально–направленного бурения, методом прессо–шнекового бурения, микротоннелирования. Предусмотрено использование современного траншейного оборудования, вибро– или статическое погружение шпунтового ряда крепления стен траншей и котлованов, крепление инвентарными крепями SBH и т. д. Словом, строительство ШМСД будет технически сложным. Хотя, как показывает опыт строительства КАД и ЗСД, все эти сложности преодолимы.

Реализация проекта ШМСД позволит, во–первых, разгрузить федеральные сети автодорог, принимающие на себя предельное количество автотранспорта. Во–вторых, переключить часть транзитного трафика с юго–восточной части КАД, работающей (с учетом открытия трассы М–11 Москва – Санкт–Петербург) со сверхнормативной нагрузкой и все чаще выполняющей на этом отрезке функции внутригородского сообщения. В–третьих, она обеспечит вывоз грузов из Большого морского порта Санкт–Петербургского транспортного узла с грузооборотом около 60 млн тонн. И, наконец, она позволит создать прямую связь восточных и западных районов города между собой, а также опосредованно – через ЗСД – южных и северных, с выводом транспортных грузовых потоков в обход улично–дорожной сети города на систему скоростных магистралей.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

2852

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться