Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Южный кластер»

сократит время в пути от Горячего Ключа до Сочи с 7 до 2 часов

Проект строительства четырехполосной автодороги Горячий Ключ – Сочи в обход населенных пунктов Черноморского побережья был представлен на прошедшей в рамках XVI международного форума «Транспорт России» конференции Госкомпании «Автодор» «Южный кластер – современная транспортная артерия». Новая трасса будет альтернативой существующей автодороги А–147 (трасса М–4 «Дон» – Джубга – Туапсе – Сочи – Адлер – госграница с Абхазией). Пока это единственный маршрут, по которому можно добраться на автомобиле до курортного Сочи.

Понятие «кластер» в широком смысле – объединение нескольких однородных элементов в единое целое. По этой логике регион, куда в курортный сезон все более интенсивно стекаются пассажиро– и грузопотоки буквально со всей страны, можно назвать южным кластером. В последние годы многое делается, чтобы проезд к местам отдыха и туризма стал более комфортным и безопасным. На это направлена реализация таких федеральных проектов, как дальний западный обход Краснодара, реконструкция трассы А–289 от Краснодара до Темрюка в направлении Крымского моста и ряда других, отметил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов. Последующая планомерная работа заключается в создании нового направления от Джубги до Сочи.

Путь к морю по нынешней автодороге А–147 – настоящее испытание для водителя. Узкая, извилистая трасса буквально зажата между горами и прибрежной полосой. Несмотря на введенные ограничения для грузового транспорта, на дороге очень плотный трафик, что затрудняет проезд. Самый напряженный отрезок – от поселка Агой до Лазаревского – с резкими спусками, крутыми поворотами и подъемами. Геометрические параметры на отдельных участках трассы не соответствуют нормативным требованиям. На некоторых серпантинах имеются кривые с радиусами от 10 до 14 м. Это повышает риск ДТП с длинномерным грузовым транспортом и автобусами.

Трасса проходит через множество населенных пунктов, что еще более замедляет движение. Отдельные ее участки фактически являются частью улично–дорожной сети курортных поселков. Средняя скорость в моменты пиковой нагрузки в летний сезон на большинстве участков зачастую не превышает 30 км в час. Интенсивность движения в среднем составляет около 35 тыс. автомобилей в сутки, а на некоторых участках суточный трафик доходит до 75 тыс. авто. В итоге время в пути от трассы М–4 «Дон» до Сочи (около 171 км) для пользователей нередко составляет 10 часов и более. Об этом напомнил первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике Госкомпании «Автодор» Игорь Коваль, презентовавший на конференции проект «Южный кластер».

Госкомпания «Автодор», проанализировав несколько вариантов трассировки будущей дороги, завершила комплексное технико–экономическое обоснование (ТЭО) проекта, проведенное по поручению Президента РФ Владимира Путина. По словам Игоря Коваля, новая трасса с рабочим названием «Южный кластер» протяженностью 152,5 км пройдет от дороги М–4 «Дон» в районе Горячего Ключа через горный перевал до Туапсе и далее вдоль Черноморского побережья до аэропорта Адлер. Дорога будет проложена преимущественно в тоннелях и по эстакадам, но за пределами береговой полосы – в обход Сочи, микрорайона Адлер, города Туапсе, поселка Лазаревское. Также проектом предусмотрено сооружение новой трассы от города Горячий Ключ до села Агой. Чтобы проложить дорогу в экстремальных условиях прибрежной гористой зоны, потребуются поистине уникальные инженерные решения. Стоимость проекта будет определена по итогам разработки проектно–сметной документации, когда специалисты проведут весь объем инженерных изысканий. Важно отметить, что в рамках ТЭО удалось снизить стоимость строительства отдельных участков до 30%.

Каковы ожидаемые эффекты от реализации проекта «Южный кластер»? Время в пути на маршруте от Горячего Ключа до Сочи сократится с 7 до 2 часов, будут ликвидированы сезонные дорожные заторы, повысится безопасность движения. За счет переключения почти половины трафика на некоторых участках с действующей трассы А–147 и выведения его за пределы населенных пунктов снизятся аварийность и смертность в результате ДТП в 4 и более раз, считают эксперты. Платная эксплуатация новой дороги позволит содержать ее на должном уровне и, безусловно, обеспечит комфорт и удобства как для пассажиров, так и для грузовых автоперевозчиков.

Несколько слов о технической составляющей проекта. В целом, как сказано выше, трасса будет создана в тоннельно–эстакадном исполнении. Так, на участке обхода Адлера (7,7 км) планируется строительство двух тоннелей, один из которых довольно протяженный. Общая длина тоннелей на обходе – чуть меньше пяти километров, остальная часть – эстакада с высотой опоры до 40 м. На третьей очереди обхода Сочи (13,6 км) тоннели составят почти 5,5 км, мостовые сооружения – 2,5 км. В сложных условиях предстоит прокладка дороги от Горячего Ключа до села Агой. На этом участке протяженностью 59 км будет построено 53 пары мостовых сооружений. Непростой объект – обход Туапсе (16,5 км), имеющий самостоятельное транспортное значение. Максимальная высота опор там достигнет 82 м. На этом обходе планируется построить 5,8 км тоннелей, почти вся остальная часть – эстакады.

Детально были проработаны с Минприроды РФ, региональными и муниципальными властями вопросы, связанные с утилизацией большого объема грунта, который будет образовываться при строительстве протяженных тоннельных сооружений, в первую очередь на обходе микрорайона Адлер. В целом вместе с представителями природоохранного ведомства специалисты Госкомпании «Автодор» не без труда нашли то решение, которое позволит без серьезных корректировок нормативного законодательства, учитывая интересы природопользования, обеспечить прохождение нового маршрута через особо охраняемые природные территории, пояснил Игорь Коваль.

В ближайших планах госкомпании – проектирование и строительство обхода микрорайона Адлер. По словам Игоря Коваля, первоочередность участка была определена, исходя из прогноза интенсивности движения на нем в ближайшей перспективе и из того, что этот объект имеет самостоятельное транспортное значение, позволяя не только быстрее добираться до аэропорта из Сочи, но и разгрузить быстро развивающиеся районы Адлера, где ведется жилая застройка.

Уже в первый год запуска платного обхода Адлера в эксплуатацию эксперты прогнозируют там интенсивность движения в летний период до 30 тыс. автомобилей в сутки. Это означает переключение с действующей трассы А–147 до 25% транспортного потока. Движение по участку протяженностью менее восьми километров с проектной скоростью 100 км в час даст возможность добраться до аэропорта за 5–7 мин. Приступить к детальному проектированию обхода микрорайона Адлер и началу строительно–монтажных работ специалисты планируют уже в будущем году. Завершить строительство объекта и запустить его в эксплуатацию намечено в 2026 году.

По словам министра экономики Краснодарского края Алексея Юртаева, регион видит для себя в этом проекте одну из ключевых точек роста и готов его поддерживать административно и финансово, в том числе с точки зрения налоговых льгот. «Мы готовы в диалоге с госкомпанией структурировать интересный для нас продукт. Реализация инвестпроекта позволит увеличить нашу добавленную стоимость и валовый региональный продукт на сумму 600 млрд руб. и более. Строительство этой дороги даст возможность в перспективе увеличить объем туристического потока с 17–18 до 25 млн туристов в год», – подчеркнул Алексей Юртаев.

Ждут, когда будет построена современная трасса, жители и гости города Сочи. «Вместе с госкомпанией мы плотно работали по трассировке. Хорошо, что нас, муниципальное образование, услышали и включили первым этапом строительство дороги в объезд микрорайона Адлер», – сказал заместитель главы муниципального образования городской округ Сочи Николай Бескровный. Город стремительно развивается. Много инфраструктурных объектов было построено здесь к зимним Олимпийским играм 2014 года. За 10 лет число жителей Сочи увеличилось от 400 тыс. до 700 тыс., плюс ежегодно город встречает более 6,5 млн туристов. И так сложилось, что многие едут на отдых к морю на своем автотранспорте, отчего трасса А–147 в летний период с трудом выдерживает предельные нагрузки.

Долгожданный проект «Южный кластер» нужно начать реализовывать как можно быстрее, согласен с другими участниками дискуссии директор департамента по взаимодействию с органами власти АО «Корпорация Туризм РФ» Михаил Шелдунов. Что касается инвестиционной активности региона, то она, как правило, сопряжена с транспортной обеспеченностью. Строительство современной трассы упростит дорогу к морю, что увеличит ежегодный турпоток как минимум на 4 млн человек. К этому должен быть готов гостиничный бизнес. По оценке Михаила Шелдунова, в будущем потребуется не менее 20 тыс. новых гостиничных номеров. Для региона возможность вкладывать инвестиции на длительный период – хорошая перспектива. Но новая дорога – это не только безопасность и сокращение времени в пути. Важно, чтобы одновременно с созданием скоростного маршрута планировалось равномерное развитие на трассе придорожных сервисов – мотелей, точек питания, АЗС, станций техобслуживания, смотровых площадок для туристов и т. п. Лучший вариант – многофункциональные зоны, где предусмотрен весь комплекс оказываемых услуг.

Логика новой дороги – максимально раскрыть потенциал территории, развить градообразующую базу, считает управляющий директор ООО «Научно–исследовательский институт перспективного градостроительства» (НИИПГ) Павел Спирин. НИИПГ занимается подготовкой генплана Сочи, вместе с властями региона институт завершил работу по схеме территориального планирования Краснодарского края, утвердил новые генпланы городов Анапа, Геленджик, Горячий Ключ. В контакте со специалистами ГК «Автодор», муниципалитетов сотрудники института занимаются резервированием участков новой трассы, которая, по мнению Павла Спирина, необходима и важна не только для региона. За последнее десятилетие, как он выразился, Сочи получил мощный миграционный удар, его население увеличилось на 300 тыс. человек. Переселяя людей с Дальнего Востока, Урала, Сибири, из средней полосы России, настроив жилья за счет всевозможных ипотек, власти не позаботились о строительстве социальной инфраструктуры, в том числе транспортной. И теперь вся агломерационная система висит на одной коммуникации – трассе А–147. Надо бросать силы на строительство новой дороги!

Павел Спирин подчеркнул также влияние будущей трассы на экономическое развитие населенных пунктов. Так, специалисты активно резервируют участки для развития санаторно–курортного комплекса в районе поселка Головинка. Есть вблизи будущего маршрута и другие населенные пункты с высоким рекреационным потенциалом. Возможность быстрее туда добраться, безусловно, даст импульс для их экономики. Новые возможности появятся и у населенных пунктов, специализирующихся на развитии сельского хозяйства. В общем, при подготовке документов территориального планирования сотрудники НИИПГ стремятся нивелировать дисбаланс инфраструктуры, допущенный в прошлые годы.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»

На снимке: проект дороги, представленный ГК «Автодор»


просмотры:

2811

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться