Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новая жизнь в правовом поле

С 1 сентября вступает в силу новый закон о такси.

Международные форумы «Такси», начиная с самого первого, всегда были в центре внимания транспортного сообщества. Действительно, таксомоторные перевозки, вписавшиеся в последнее время в систему общественного транспорта, – самый динамичный и рыночный сегмент ТК. На нынешнем мероприятии, уже одиннадцатом по счету, отмечено рекордное количество участников – более 1500 человек из 64 регионов России. Ажиотаж был вызван обеспокоенностью рынка вступлением в силу с 

1 сентября нового закона о такси. Выступления экспертов, законодателей и практиков на различных площадках, публикации в прессе с различного рода прогнозами… Обсуждение закона продолжается до сих пор. И прошедший форум, судя по всему, поставил не точку, а запятую. Но обо всем по порядку.

Опросы и вопросы

По мнению разработчиков, закон будет направлен на то, чтобы сделать сферу такси более безопасной для пассажиров, а также вывести из тени нелегальных перевозчиков. Закон уточняет статус самозанятого, в нем впервые определили правовой статус и требования к службам заказа легкового такси. Также положения ФЗ–№ 580 предусматривают права регионов на ограничение работы такси на территории аэропортов, вокзалов и железнодорожных станций, за исключением специально отведенных мест. Помимо этого субъекты страны получат право устанавливать минимальные размеры тарифов перевозок.

С сентября 2023 года в каждом субъекте должны начать действовать три реестра: перевозчиков, легковых такси и служб заказа. Все участники рынка должны быть внесены в эти реестры. ФГИС «Такси» интегрирует всех участников, призвана повысить прозрачность отрасли и контроль за ними. В итоге она должна в скором времени объединить 453 тыс. легковых такси.

Власти заявляют о готовности обеспечить гладкое и безболезненное вступление в силу закона о такси без потрясений для таксомоторной отрасли, без существенного удорожания услуг для пассажира. Вступление в силу № 580–ФЗ, который можно назвать новым законом о такси, означает, что одновременно утрачивают силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность легкового такси. Хотя по некоторым положениям нового закона преду-

сматривается отсрочка, тем не менее оперативному изменению подлежат нормативно–правовые акты субъектов РФ, регулирующие эту социально важную сферу экономической деятельности на территории регионов. Многие регионы столкнулись с определенными сложностями. По данным АНО «МЕФТ», представители уполномоченных органов исполнительной власти 64 субъектов РФ отметили необходимость разъяснения ряда положений № 580–ФЗ. Вот какие положения нового закона, по мнению опрошенных, являются наиболее сложными в реализации и нуждаются в соответствующих рекомендациях со стороны профильных федеральных органов власти:

– требования к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) легковых такси;

– порядок ведения реестров и алгоритм его работы;

– организация контроля в сфере такси;

– основные правила работы для служб заказа такси и их ответственность.

Основой новой системы государственного регулирования легкового такси являются три региональных реестра, которые должны быть созданы до 1 сентября 2023 года в каждом регионе. Федеральный закон устанавливает право выбора субъектов РФ по способу ведения региональных реестров:

– с использованием региональной информационной системы легковых такси и передачей сведений в федеральную государственную информационную систему легковых такси;

– с использованием федеральной государственной информационной системы легковых такси.

В первом случае система создается за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Во втором случае порядок ведения реестра перевозчиков легковым такси, реестра легковых такси и реестра служб заказа будет утвержден Правительством РФ.

По данным опроса, в 26 регионах для ведения реестров планируют использовать региональную информационную систему, в 41 регионе к использованию планируют ФГИС. В 15 регионах окончательное решение не принято. Но, как известно, принятие решения и его реализация – это не одно и то же.

Так, только в 17 регионах уверены, что к сроку запустят региональную информационную систему. Тогда как 35 уполномоченных представителей отметили, что не успеют к установленному сроку, причем в 21 регионе нет технических возможностей для запуска системы. А в 14 регионах трудности внедрения связывают с особенностями бюджетного планирования и малым сроком на создание системы. В 6 регионах данный вопрос только прорабатывается, а в 24 регионах указали на отсутствие требований к региональным системам.

Статья 5 нового закона определяет, что законом субъекта РФ государственные учреждения, подведомственные уполномоченным органам, могут быть наделены отдельными полномочиями. Пока только в восьми субъектах РФ планируется наделение отдельными полномочиями государственных учреждений. Это Иркутская область, Москва, Орловская область, Пермский край, Республика Бурятия, Республика Карелия, Свердловская область, Ставропольский край.

10 регионов оставили этот вопрос на рассмотрение, а в 64 регионах реализация данного положения не планируется. Так что вопрос остается открытым.

Статья 23 определяет, что сведения, содержащиеся в региональных реестрах, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет». С этим согласна большая часть субъектов и готова к размещению сведений и работе в Интернете.

Что касается изменения расходов бюджета, то больше половины опрошенных убеждены, что им потребуется их увеличение: возрастут срок и объем предоставления государственной услуги, штатная численность, внедрение региональных информационных систем ведения реестров и работа в данном направлении – все это потребует дополнительных расходов.

В век цифровых технологий необходимо межведомственное информационное электронное взаимодействие по межведомственному запросу уполномоченного органа. И статьей 6 закона оно предусмотрено. Реализация данного положения потребует подключения всех федеральных органов (ФНС, МВД, ГИБДД, Минздрав России и т.д.) к единой системе.

Потребуется обучение специалистов уполномоченных органов, формирование и согласование технических заданий, создание методических рекомендаций по подключению к системе электронного взаимодействия. А это в свою очередь также потребует увеличения бюджетных расходов. Так считают большинство опрошенных. В бюджете на 2023 год эти расходы не планировались, но уже надо думать об их включении и обосновании в бюджете на 2024 год. Финансовый год, как известно, начинается 1 ноября.

Упорядочить новую реальность

По мнению представителей регионов, есть ряд вопросов, которые не доработаны в новом законе. Хотя к данной теме целесообразно вернуться после применения правоприменительной практики и начала реализации нового закона о такси, но на некоторых моментах стоит остановиться.

Прежде всего это касается служб заказа такси и их ответственности. Одно из главных достижений закона – появление понятия «служба заказа такси» и сопутствующего пакета норм. Это не позволит агрегаторам прятаться за вывеской «информационного партнера», который просто перенаправляет данные от пассажиров водителю и обратно, не принимая на себя ответственности. К службам заказа предъявляется целый список требований и создаются реестры. Именно службы заказа будут оценивать водителя по критериям и проверять, как он работает. Вопрос, как проверять, пока открытый.

За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01% от общего числа. Эта норма должна стать главной гарантией того, что агрегатор будет избегать водителей, не подходящих по критериям. Тем более за нанесенный ими ущерб отвечать придется именно службе заказа такси, тогда как для официальных водителей распределение ответственности иное.

Да, агрегаторы понесут ответственность. Но в общем случае ответственность является субсидиарной, а не солидарной. Это значит, что первым в очереди на взыскание компенсации стоит водитель такси, и только если он не погасит весь долг, клиент имеет право предъявить ущерб агрегатору. Это как минимум растягивает сроки тяжб, а по факту отгораживает агрегаторов от клиентов.

Для сравнения: в ДТП с автомобилями юридических лиц и наемными водителями за рулем действует солидарная ответственность, то есть пострадавший может предъявлять претензии как водителю, так и его работодателю (владельцу автомобиля). В случае с такси солидарная и полная ответственность наступают, если, например, от лица компании выступает таксист, не имеющий разрешения.

Ответственность агрегаторов ограничена ущербом, причиненным имуществу или здоровью пассажиров, но не других участников движения. Последнее время серьезной проблемой являются ДТП с таксистами, у которых полиса ОСАГО или нет, или он подложный, но здесь взыскание ущерба идет в общем порядке, а это не просто.

У агрегатора остается возможность взыскать компенсацию ущерба с таксиста–виновника. Это плохо, так как нет реальной мотивации тщательно проверять водителей, ведь в крайнем случае львиная доля ответственности ляжет на последних. Получается, что служба заказа такси несет ответственность за причиненный вред только при наличии определенных условий, без учета интересов пассажира.

Избыточные требования к самозанятым. Водители такси теперь официально могут быть самозанятыми, то есть извоз на частной машине легализуется при соблюдении ряда требований. По сути, закон пытается упорядочить новую реальность, возникшую с распространением онлайн–сервисов такси, которые вытесняют старую схему с таксопарками и наемными водителями.

Но в законе остались требования о предсменном и послесменном медосмотре, который в случае с самозанятыми таксистами выглядит практически неисполнимым. Обсуждалась идея дистанционного контроля с помощью алкотестеров и датчиков усталости, и есть даже законопроект, регламентирующий такую процедуру, но, насколько это реализуемо на практике, большой вопрос. Остался в законе и бумажный путевой лист, хотя современные приложения позволяют формировать и хранить его электронный аналог.

Не внесены изменения в части установления дополнительных норм в перечень надзорных мероприятий за деятельностью субъектов страхового дела для обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, а также предупреждения и пресечения нарушений страховщиками при страховании такси.

А что со страховкой?

Страхование – очень сложная тема сейчас. Рынок ОСАГО находится в предкризисном состоянии. В такси оформлены всего 175 тыс. специализированных полисов ОСАГО на 465 тыс. задействованных автомобилей. Если высокие тарифы по ОСАГО, тарифы по АСГОПу будут давить на рынок, то эту разницу придется кому–то восполнить, например, пассажирам или государству. Или часть рынка уйдет «в тень», что будет означать появление «черных» агрегаторов, «черных» служб заказа такси.

Не предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ по ужесточению административных мер в отношении нелегальных перевозчиков.

Не прописано взаимодействие и интеграция информации в ФГИС такси из других информационных систем, которые уже используются и обязательны к использованию инспекторами уполномоченных органов, осуществляющими контроль (надзор) в сфере перевозок такси и при предоставлении госуслуги «Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

Также в № 580–ФЗ не предусмотрено, какие действия должен совершить уполномоченный орган в случае, если заявителем не устранены нарушения, указанные в уведомлении о нарушениях в представленных документах.

Согласно статье 35 № 580–ФЗ разрешения, выданные до дня вступления в силу этого закона, действуют до окончания срока их действия. Однако старые и новые разрешения разные по своей сути (старые выдаются на каждую машину и должны находиться у водителя, новые предоставляются в электронном виде каждому перевозчику). Для учета старых разрешений необходимо вести отдельный реестр, требования к порядку ведения которого, так же как и требования к порядку переоформления разрешения, выдачи дубликата разрешения утрачивают силу 1 сентября 2023 года.

Рынок меняется

Какие изменения на рынке такси произошли в последнее время, на каком фоне вступает в силу новый закон?

Большинство респондентов отметили значительное снижение выданных разрешений для такси и уход водителей в нелегальный сектор экономики. В качестве основной причины опрошенные называют высокую стоимость ОСАГО (рост за год более чем в 3–4 раза), при этом некоторые отметили, что даже за такую сумму его практически невозможно получить для такси!

87% респондентов на вопрос о том, появились ли в регионе дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса в сфере такси в 2022–2023 годах, ответили отрицательно. Но, с другой стороны, легальным участникам таксомоторной деятельности уже были оказаны меры поддержки на государственном уровне. Так, продлены на 12 месяцев действия срочных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Упрощены процедуры получения документов в сфере разрешительной деятельности на региональном уровне и сокращены сроки предоставления услуг.

Введен мораторий на проверки регионального и муниципального уровней.

В 2022 году проводились лишь контрольные мероприятия без взаимодействия и профилактические мероприятия. К слову, наиболее часто выявляемыми нарушениями были: нарушения внутренней и внешней экипировки транспортных средств, нарушения ведения путевого листа, нарушения порядка проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Что касается конкретных региональных мер поддержки, то в Курганской области субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере такси предоставляются микрозаймы до 5 млн руб. на срок до 2 лет с процентной ставкой 0,1%. Также выдаются поручительства для обеспечения кредитов при недостаточности залогового обеспечения (не более 50% от суммы кредита, по кредитным договорам сроком до 120 месяцев).

В Липецкой области предусмотрена единовременная выплата до 350 тыс. руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Структурными подразделениями АНО «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» осуществляется предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, поручительств по кредитным обязательствам таких субъектов.

В Республике Калмыкия отменена плата за выдачу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и его дубликата юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Тульский центр «Мой бизнес» оказывает помощь в регистрации бизнеса для начинающих предпринимателей, в выборе налогообложения. Тульский областной гарантийный фонд предоставляет поручительства по договорам займа, финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии и иным договорам субъектов МСП, не имеющих достаточного собственного обеспечения перед финансовыми организациями. Однако, учитывая сложную ситуацию в сфере таксомоторных перевозок, подобные меры поддержки представляются недостаточными в текущих экономических реалиях.

По мнению региональщиков, для развития отрасли такси необходимы меры федеральной поддержки. Мнение регионов особенно важно, поскольку в Москве многие вопросы решены.

Так, необходимы субсидии на приобретение новых автомобилей и возмещение части расходов на приобретение автомобилей отечественного производства для обновления таксопарков; установление льготных ставок при оформлении кредитов (договоров лизинга) на приобретение (использование по договору лизинга) автомобилей для работы в качестве такси.

Должна быть снижена стоимость страхового полиса (или частично компенсирована) для транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. Одновременно необходимо ввести дополнительную ответственность для страховых компаний за отказ в страховании и (или) завышение стоимости полиса ОСАГО сверх предельной.

Должен проводиться полный информационно–межведомственный обмен с государствами Евразийского экономического союза по проверке водительских удостоверений, паспорта, наличия/отсутствия судимостей.

Учитывая важность развития и внедрения электромобильного транспорта, респонденты были опрошены относительно использования электромобилей в таксомоторной отрасли в регионах. 81% респондентов сообщили, что такси, использующие электромобили, в регионе отсутствуют. 5% респондентов указали, что данной информацией не располагают. Электромобили в таксомоторной сфере на данном этапе почти не используются в России, в том числе в таких городах, как Москва, Санкт–Петербург. При этом представители некоторых туристических регионов отметили высокую актуальность электромобилей для развития региональной таксомоторной отрасли. Для развития электромобилей в качестве транспорта в такси необходимы субсидии и налоговые льготы, включая отмену транспортного налога, развитие инфраструктуры в виде зарядных станций.

Представители уполномоченных органов исполнительной власти дали экспертную оценку относительно роли такси в региональной транспортной системе в 2022 году. Согласно результатам опроса такси является перспективным видом транспорта как для больших и средних городов, так и для малых населенных пунктов. В крупных городах такси в большей степени играет роль транспорта последнего километра и иногда служит заменой личному автомобилю, а также является конкурентом для общественного транспорта. Как показал опрос для малых и средних населенных пунктов, такси является связующим звеном между ними. Именно это условие играет одну из ключевых ролей при выборе способа передвижения населением, заменяя собой порой проблемный автобус или электричку.

Такси сегодня – самый динамичный вид транспорта, обеспечивающий возможность передвижения в любое время практически в любом населенном пункте. Качество обслуживания, что бы ни говорили, растет, расширяются предоставляемые сервисы. Работа такси никого не оставляет равнодушным, отсюда и такой интерес к закону о такси. Так что будем следить и информировать о его работе в новых условиях.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат  экономических наук.


просмотры:

2119

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться