Депутаты Госдумы внесли проект изменений федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших в ДТП. Он направлен на увеличение страховых выплат в возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, отмечается в пояснительной записке к проекту. Депутаты уверены, что принятие данной инициативы повысить доверие к данному виду обязательного страхования.
Согласно статье 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 500 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 400 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего. Данные размеры страховых сумм установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ и с тех пор не менялись.
В то же время рост за прошедшие годы страховых тарифов, стоимости запчастей и восстановительного ремонта автотранспорта, а также медицинских услуг при причинении вреда жизни и здоровью свидетельствуют о необходимости пересмотра размера страховых сумм.
Хотя в 2023 году средняя выплата за вред, причиненный имуществу, составила 82 711 рублей, а средняя выплата за вред, причиненный жизни и здоровью, 156 056 рублей, лимита выплат по ОСАГО всё чаще не хватает на ремонт автомобиля. Аварий с ущербом, оцененным выше 400 тыс. рублей, становится больше с каждым годом. По имеющимся данным, за первые шесть месяцев 2024 года доля таких случаев у некоторых компаний достигла почти 5%, хотя за январь - июнь 2023 года их было около 1,7%. Эта тенденция связана с ростом стоимости восстановления автомобиля из-за подорожания запчастей, материалов и работ, усложнения логистики.
В среднем запчасти подорожали примерно на 30-50%, больше всего — для европейских автомобилей.
Когда порога по ОСАГО в 400 тыс. рублей не хватает, недостающую сумму для покрытия расходов на восстановление машины взыскивается с виновника аварии. Согласно сложившейся судебной практике виновнику аварии приходится доплачивать даже тогда, когда лимит ОСАГО не исчерпан.
В последнее время наблюдается рост случаев занижения страховыми компаниями стоимости восстановительного ремонта с целью получения максимальной прибыли. Если потребитель подписал соглашение на выплату, то проведение независимой экспертизы необязательно и страховщики могут занижать выплаты.
Сторонники сохранения нынешних размеров страховых сумм утверждают, что их увеличение приведет к росту страховых тарифов, что будет способствовать увеличению расходов граждан на ОСАГО.
В то же время согласно данным статистики Банка России и Российского союза автостраховщиков (РСА), сборы по ОСАГО стремительно растут при практически не изменившихся выплатах.
Согласно статистике Банка России, сборы страховщиков по ОСАГО за I полугодие 2023 года увеличились на 29% по сравнению с I полугодием 2022 года и достигли 151,9 млрд. рублей, при этом выплаты (на фоне роста цен на запчасти, курса рубля и прочего) снизились на 1%, с 80,6 млрд. рублей до 79,8 млрд. рублей.
Если в I полугодии 2022 года было выплачено 68% от сборов, то вI полугодии 2023 года только чуть больше половины — 53% от сборов.
И всё это происходит на фоне резкого подорожания полисов ОСАГО для населения и бизнеса.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого
страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливается в размере 650 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 520 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.
Учитывая доходы и расходы страховых компаний по ОСАГО, полагаем, что предлагаемое законопроектом увеличение страховых сумм на 30 процентов не должно повлечь за собой увеличения предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов.