Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Укатают по второму кругу

В задание на проектирование и дорожные работы планируют включать требования об основании
на применение вторичных ресурсов

С начала 2025 года в России вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2024
№ 2330, которое устанавливает перечень видов продукции с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья. Это в полной мере касается дорожного хозяйства, где использование вторичных ресурсов промышленного производства вместо традиционных материалов природного происхождения имеет значительный потенциал. Необходимость вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства в качестве вторичных ресурсов обозначена также как одна из целей нацпроекта «Экологическое благополучие».
«В составе национального проекта «Экологическое благополучие» выделен отдельный федеральный проект – «Экономика замкнутого цикла», в котором предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование законодательства и развития рынка вторичных ресурсов, создание соответствующей инфраструктуры, системы мониторинга вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот. Все это позволит к 2030 году вовлечь в оборот не менее 25 процентов вторичных ресурсов из отходов строительства», – отметил заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак на недавнем совещании Президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ.
Как отмечают эксперты, вторичные ресурсы становятся существенным резервом ресурсосбережения при строительстве и ремонте автомобильных дорог; повышения эффективности расходования материальных, энергетических и финансовых ресурсов отрасли. При этом решается еще одна задача, обозначенная в Едином плане, – необходимость ликвидации не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года. Эта проблема для России более чем актуальна: объем накопленных отходов на конец 2023 года составляет 58,8 млрд тонн, что на 7,8 млрд тонн больше, чем в 2020–м. Из них золошлаки – 1,04 млрд тонн, металлургические шлаки – 31,3 млн тонн, фосфогипс – 251,4 млн тонн, отходы шин (резиновая крошка) – 0,10 млн тонн, органические отходы – 0,76 млн тонн, отход асфальтобетона – 0,10 млн тонн.
Согласно статистическим и экспертным данным, перерабатывается и используется не более 30% этого объема, хотя возможности гораздо шире. Так, в дорожном хозяйстве они могут использоваться в строительстве дорожной одежды, устройстве оснований и покрытий, производстве асфальтобетонной смеси, приготовлении почвогрунтов для укрепления откосов земляного полотна и благоустройства, отметил заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Марьев.
В настоящий момент силами ФАУ «РОСДОРНИИ» при комплексной поддержке Федерального дорожного агентства ведется серьезная работа в сфере использования вторичных ресурсов в дорожно–транспортной отрасли. В частности, РОСДОРНИИ с 2018 года ведет плановую работу, направленную на оценку возможности вовлечения указанных вторичных ресурсов на пилотных участках отдельных регионов, таких как Республика Бурятия, Магаданская, Томская, Сахалинская, Кемеровская, Свердловская области, Республика Хакасия. Федеральное дорожное агентство подготовило и утвердило дорожную карту по расширению применения золошлаковых материалов, а также дорожно–строительных технологий и материалов с их использованием в дорожной деятельности.
Для этих целей Росавтодор разработал более 20 нормативных документов. По 25 объектам строительства и реконструкции федеральной дорожной сети прорабатываются мероприятия с использованием разных видов промышленных отходов. Один из пилотных проектов – Восточный обход Новосибирска, где при строительстве III этапа планируется использовать отходы новосибирских ТЭЦ. Инженерные изыскания и лабораторные испытания золошлаковых смесей золоотвала новосибирской ТЭЦ–5 провели летом 2023 года. Испытания и расчеты показали устойчивость конструкции земляного полотна, сформированного с заменой части материалов насыпи ниже рабочего слоя на золошлаковые смеси. Применить технологию планируется на пяти участках общей протяженностью 1364 метра. Начало строительно–монтажных работ на III этапе Восточного обхода Новосибирска (км 34 – км 49) предварительно запланировано в 2026 году.
Готовность к сотрудничеству высказывают и генерирующие компании, в результате деятельности которых образуется энергетическое вторсырье. В частности, крупнейшим по использованию золошлаков является Уральский регион. «Наша задача как энергетиков – обеспечить тот материал, который соответствовал бы всем нормам дорожного строительства. В части развития данного вопроса мы предлагаем внести золошлаки всех предприятий генерации Российской Федерации в классификатор строительных ресурсов», – отметил директор по реализации золошлаковых материалов ООО «Сибирская генерирующая компания» Петр Саньков.
Кроме того, накоплен опыт применения резиновой крошки, технической серы, фосфогипса, металлургических шлаков для дорожной одежды.
Богатый опыт применения вторичных ресурсов при строительстве и ремонте автомобильных дорог имеется у Государственной компании «Автодор». Прежде всего речь идет об асфальтогрануляте, шлаках черной металлургии. Также за счет применения местных грунтов после соответствующей стабилизации сокращается объем перевозки строительных материалов, отметили в пресс–службе Автодора.
В то же время всестороннему и системному применению вторсырья в дорожном хозяйстве препятствует ряд причин. В частности, эксперты отмечают нормативные барьеры (не закреплено требование по доле вторичных ресурсов в госзаказе), недостаточные меры поддержки и стимулирования переработки отходов, незаинтересованность участников строительства в вовлечении отходов, технологические ограничения, нехватку кадров, низкие тарифы на захоронение отходов и др.
РОСДОРНИИ тщательно проработал эти и другие проблемы и предлагает решения по каждому пункту. К примеру, чтобы решить проблему недостаточного вовлечения вторсырья в дорожное строительство, эксперты предлагают включать в задание на проектирование и дорожные работы требования об основании применения вторичных ресурсов. А проблему, связанную с нежеланием их применения со стороны проектных организаций, решить созданием альбомов типовых проектных решений, программ повышения квалификации и вузовской подготовки и т. п.

Список стройматериалов

из вторсырья появился в России

«ДОМ.РФ» совместно с Российским экологическим оператором (ППК РЭО) составили перечень материалов из вторсырья для применения в стройке. В перечень строительных материалов, которые изготавливаются из вторичного сырья, вошли около 90 наименований, которые разделены на семь категорий, в числе которых – материалы для улично–дорожной сети и благоустройства территории.
«С 1 января 2025 года вступили в силу новые требования по обязательному использованию вторсырья при производстве цемента, кирпичей и многих других материалов, а также ряда услуг. Это коснется строительства жилья, благоустройства, дорожного строительства. В каждом секторе определен свой процент вторсырья в итоговой продукции», – прокомментировал генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.
____________________________________________________________________

Материалы страницы подготовила
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»


просмотры:

443

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.