Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Поедем на своем

Только в 2024 году в 70 регионов направлено порядка 7,3 тыс. автобусов

ОБОЗРЕНИЕ

Для сравнения: на программу обновления автобусного парка с использованием специальных казначейских кредитов в 2023–2024 годах было направлено 50 млрд руб. Эти данные были озвучены на одном из основных мероприятий – панельной сессии на тему «Развитие пассажирского транспорта РФ до 2035 года», которая состоялась в рамках недавно прошедшей в Москве выставки автобусов и оборудования для городской мобильности Urbantrans 2024. Ведущие производители и дилеры подвижного состава высказали свое мнение на предмет будущего российского пассажирского транспорта, а также поделились статистическими данными и прогнозами по рынку коммерческого транспорта.

Многоликая статистика

Так, в 2024 году в России годовой уровень продаж автобусов составил порядка 19 тыс. единиц. Выше показатели были в 2006–2007 годах. По сравнению с минимальным показателем в 2015 году (8,5 тыс. автобусов) отмечается рост в 2,2 раза. Если сравнить со средним уровнем, за 2018–2022 годы (13 тыс.) прирост составил 6 тыс. автобусов (46%). Кроме того, если в 2012 году рынок занимали порядка 22% импортных машин, как правило европейского производства, теперь 20% машин китайских. С рынка почти исчезли ввозимые автобусы, что с оптимизмом оценивают отечественные производители.
В 2020 году стартовали массовые реформы, которые позволили удержать рынок на уровне 13,5–14 тыс. единиц в год. На 2023–2024 годы за счет крупных федеральных программ пришелся пик обновления подвижного состава, причем не только в городских агломерациях, но и в небольших городах регионов.
В 2025 году в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» и федерального проекта «Развитие общественного транспорта» должны быть разработаны
региональные стандарты транспортного обслуживания и цифровые платформы. На обновление подвижного состава заложено в среднем в год
22 млрд руб. Это меньше, чем выделялось в 2023–2024 годах.
Если федеральная поддержка будет сокращена, то в регионах большая нагрузка ляжет на региональные бюджеты. Соответственно, с уменьшением федеральной финансовой поддержки прогнозируется снижение рынка на 4,7–9,2 тыс. единиц. Таким образом, по прогнозам на 2025 год, обновление подвижного состава колеблется от 11,5 до 14,2 единицы. Минимальный прогноз – 8,5 тыс. единиц.
Чем меньше парка обновится в 2025 году, тем больше придется обновлять к 2029 году – прогноз на него в пределах 16–17 тыс. единиц. Между тем фактор, влияющий на рост рынка, – рост обновления от 300 до 1,6 тыс. единиц в год в рамках региональных программ. По городским автобусам средний уровень обновления в 2012–2024 годах был 4,8 тыс. единиц. Теперь необходимый уровень обновления – 7,5 тыс. единиц.

Не стоят на месте, развиваются

В выставке автобусов и техники для городской мобильности приняли участие производители автобусной техники из России, Беларуси, Китая и Турции. Участники выставки представили широкий модельный ряд автобусов и микроавтобусов, а также запчасти и комплектующие к ним. Посетители выставочных стендов смогли ознакомиться с новинками таких марок, как КамАЗ,
НефАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, ГАЗ, МАЗ, ПК «Транспортные системы», «Неман», Yutong, King Long, Zhong Tong, Higer, Golden Dragon, провели на стендах участников прямые переговоры с руководителями и техническими специалистами производителей и поставщиков.
Высокий статус и стратегическое значение выставки для отрасли пассажирских перевозок и городской мобильности был обеспечен государственной поддержкой и участием в деловой программе представителей Минпромторга и Минтранса России, ТПП РФ, Ассоциации «Объединение автопроизводителей России», Ассоциации «ТАМА», Ассоциации «ЕТС «Автобусные линии страны», других профессиональных и индустриальных объединений и общественных организаций.
Итак, один из ключевых игроков отечественного автобусного рынка «КАМАЗ». Официальный дилер ПАО «КАМАЗ» в Москве – ООО «Транспортный центр» принял участие в выставке и продемонстрировал новинки пассажирского транспорта. Это автобус среднего класса «КАМАЗ–4280–F5 Вега» и автобус «КАМАЗ 4290–30–5N» на компримированном природном газе. Комфорт, экономичность и безопасность – основные преимущества новых моделей автобусов среднего класса ПАО «КАМАЗ».
«КАМАЗ–4280–F5 Вега» – городской автобус среднего класса пассажировместимостью 65 человек, 19 мест – для сидения. Автобус идеально подходит для городских маршрутов со средним пассажиропотоком. Низкий уровень пола в районе задней двери, двустворчатая задняя дверь, просторная накопительная площадка со специально оборудованным местом для маломобильных граждан и детских колясок делают поездку комфортной и безопасной для всех категорий пассажиров. Система опускания задней части кузова позволяет обеспечить максимальные удобства посадки в автобус. На накопительной площадке расположены два дополнительных откидных сиденья.
Автобус «КАМАЗ–4280–F5 Вега» в базовой комплектации оснащен зеркалами заднего вида, электроприводом и обогревом, сиденьем водителя на пневмоподвеске с трехточечным ремнем безопасности. Также предусмотрены USB–разъемы в салоне для зарядки мобильных устройств.
Автобус «КАМАЗ–4290–30–5M» разработан на собственной платформе, а не является укороченной версией автобуса большого класса. Такой подход положительно отразился на внешнем облике автотехники и позволил подобрать оптимальную агрегатную базу для транспортного средства длиной девять метров. Автобус оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем КамАЗ 445.520 мощностью 154 кВт, оптимальным по мощности и топливной экономичности. Кроме того, на машине установлен мост собственной разработки, обеспечивающий нагрузку до восьми тонн.
Одной из особенностей автобуса является отсутствие ступенек при входе, что значительно упрощает посадку и высадку пассажиров. Также предусмотрена система книлинга, которая автоматически активируется при открытии дверей, а кузов транспортного средства наклоняется в сторону тротуара. Пассажировместимость автобуса составляет 70 человек, 25 мест – для сидения. В центре салона расположена широкая накопительная площадка.
Модель оснащена независимой передней подвеской, которая обеспечивает комфорт и более равномерное сцепление с поверхностью при прохождении неровностей. Автоматическая коробка передач с шестью ступенями имеет встроенный гидротрансформатор, способствующий продлению срока службы тормозных колодок, и в целом обеспечивает простоту и легкость управления, что значительно облегчает вождение в городах с высокой интенсивностью движения.
«КАМАЗ» занимает ведущую позицию на рынке автобусов большого класса и электробусов и имеет многолетний опыт разработки и производства этой автотехники. Сейчас компания нацелена на расширение деятельности в сфере пассажирского транспорта – в 2024 году ПАО «КАМАЗ» вывел на рынок автобусы среднего класса.
Еще один хорошо известный бренд – МАЗ. В России сейчас работают более 13 тыс. этих автобусов. Между тем предприятие, проанализировав состояние парка подвижного состава РФ, выяснило, что в обновлении нуждаются более 65 тыс. единиц транспорта. Учитывая, что обновление подвижного состава обозначено в национальных целях Российской Федерации, началась более активная интеграция техники МАЗ для реализации этих целей – предоставляется широкий модельный ряд среднего, большого и особо большого классов. В 2023 году на рынок выпущен туристический автобус. Также МАЗ является единственным в СНГ производителем перронных автобусов. Основной уклон предприятие делает на развитие газомоторного и электрического транспорта. Цель МАЗ – сделать союзный продукт стопроцентной российско–белорусской локализации.
В 2025 году на рынок планируется выпустить газомоторные автобусы (КПГ, СПГ) третьего поколения (МАЗ–303), в 2026 году – автобус среднего класса МАЗ–306. Затем – автобусы и электробусы особо большого класса МАЗ–305.
С 2027 года планируется полностью отказаться от выпуска автобусов второго поколения. В качестве двигателей для автобусов МАЗ планируется использовать продукцию Ярославского моторного завода. Продукция МАЗ может быть допущена к российским программам поддержки, завод готов участвовать в обновлении подвижного состава РФ.
В первом квартале 2025 года планируется запустить новый производственный цех, в котором будут производиться автобусы, троллейбусы и электробусы третьего поколения.
На выставке были также представлены новинки ГК «Волгобас». Одна из них – междугородный автобус Volgabus 5285G2М «Марафон». Вообще линейка автобусов «Марафон» создана для того, чтобы в пути было как можно больше приятных моментов. Увеличенная колесная база позволила расширить расстояние между креслами, что делает поездку еще более комфортной. Большие багажные отсеки (более 7 куб. м) и полки в салоне помогут разместить все нужное для путешественника. Автобус выпускается как с дизельным, так и с газовым двигателем. Оба силовых агрегата обладают высокой мощностью и крутящим моментом, чтобы обеспечить комфортные условия на трассе или горном серпантине.
Естественно, инженеры тщательно продумали все необходимые условия для удобства и комфорта рабочего места водителя. Оно оснащено современным светодиодным экраном, на котором отображаются все основные параметры автобуса. Органы управления находятся в зоне прямого доступа. За происходящим снаружи и внутри салона можно следить через монитор и систему
видеокамер.
Всего в работе выставки приняли участие 37 компаний и более 3,6 тыс. специалистов.

Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

№ 4 (1383) 20 – 26 января 2025 года


просмотры:

1395

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.