Минтранс разработал поправки в Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения.
Предлагаемые изменения вводят новое описание третьего, четвёртого и пятого уровней автоматизации транспортных средств. Базовая версия концепции была написана до фактического запуска высокоавтоматизированных перевозок.
На сегодняшний день отрасль уже несколько лет работает в рамках экспериментально-правового режима. Этот опыт, вместе с изучением международной практики, позволяет обновить классификацию уровней автоматизации ТС. Новая версия концепции – это, по сути, фундамент требований для сертификации ВАТС.
Как только изменения будут утверждены, можно будет начать сертификацию.
В марте 2025 года Минтранс России планирует представить проект федерального закона о беспилотном движении, разработанный совместно с крупным бизнесом, который уже имеет солидный опыт работы на рынке высокоавтоматизированных перевозок. В том числе – опыт работы с цифровыми двойниками, благодаря которому удалось сформировать технические требования к инфраструктуре и автодорожным магистралям. Концепция этого закона сейчас вырабатывается специализированной рабочей группой. Закон о беспилотном движении нельзя было разрабатывать без прикладного опыта эксплуатации ВАТС и цифрового двойника.
Действующей редакцией Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2020 году, определены 5 уровней автоматизации управления транспортными средствами.
В настоящее время в рамках экспериментальных правовых режимов эксплуатируются более 50 высокоавтоматизированных транспортных средств. В России на данный момент действуют три «автомобильных» ЭПР (в области проектирования, производства и эксплуатации ВАТС). Действующие ЭПР охватывают рынок всех автомобильных перевозок. На сегодняшний день вопрос введения новых "автомобильных" ЭПР не выносился на уровень Минтранса.