Европейские компании готовы к заезду на прибыльный российский рынок?
ОБЗОР
В итоге за 30 лет в России были реализованы 43,8 млн новых автомобилей. Из них 14,5 млн марки Lada. Отечественный производитель из Тольятти готовится начать производство Lada Iskra в этом полугодии. Уже есть понимание, каким будет салон авто. Торпедная панель не уступает многим навороченным «китайцам», которые ездят по России.
По прогнозам аналитиков, наши отечественные автомобили будут иметь хороший спрос, несмотря на то что китайские компании ведут в России активную деятельность. За все время пребывания на российском рынке Chery реализовала 532 тыс. автомобилей, Geely – 426 тыс., Haval – 418 тыс., Changan – 176 тыс.
Такие данные были приведены на XV ежегодном форуме «ForAuto 2025. Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы». Так какие прогнозы на 2025 год? Многие производители из Европы готовы уже бежать на наш рынок обратно, но пока не получили отмашку. А нужны ли нам они на тех же условиях, что раньше?
По данным руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова (статистические данные по авторынку агентство собирает уже 30 лет, с 1995 года), до 2008 года был период первичного насыщения рынка. Затем рынок какое–то время по разным причинам «мотало». Наметилась тенденция к снижению спроса. И если до 2014 года насыщенность рынка составляла 150–250 тыс. автомобилей в месяц, то после этот показатель составлял уже 100–150 тыс. машин. Основной причиной снижения спроса Сергей Целиков назвал рост цен на автомобили на фоне ослабления курса рубля.
За 2024 год произошли изменения в структуре рынка новых легковых машин. Больше всего автомобилей, проданных в 2024 году, – это компактные внедорожники (сегмент SUV C) – 397,8 тыс. штук, или 25,3% от общего объема. Сегмент B (малогабаритные бюджетные машины), который был лидером в 2023 году, в 2024–м занял второе место с долей рынка в 22,2%. По итогам прошлого года доля премиум–сегмента российского авторынка осталась на уровне 10%, лидером этого рейтинга впервые стал внедорожник Tank 300. Продажи новых дизельных легковых автомобилей упали на 34%. Доля продаж новых легковых машин с автоматом в РФ достигла рекордных 69%.
По сообщению агентства «Автостат», на 1 января 2025 года парк легковых автомобилей в России составил 47,5 млн единиц. Из них свыше 28% приходится на легковые автомобили отечественной марки Lada (13,4 млн автомобилей). Среди иностранных брендов лидирует Toyota (4,4 млн шт.). Цены на автомобили растут. Запасы 2024 года будут активно распродаваться до середины 2025 года. Автомобили нынешнего года выпуска будут однозначно дороже прошлогодних. Причины – это два повышения утилизационного сбора, в октябре 2024 года и в январе 2025–го, и высокая ключевая ставка (21%). Все это ведет к росту автомобильной инфляции. Ко второму полугодию эксперты ожидают рост цен на новые автомобили минимум на 10%.
В свою очередь исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов рассказал о текущем состоянии российского автомобильного рынка. Так, по итогам 2024 года общие продажи всех типов транспортных средств в России выросли на 40% и составили 1,83 млн единиц. При этом в 2023 году этот показатель был равен 1,31 млн единиц.
Все сегменты, кроме тяжелых грузовиков, показали рост. Сегмент легковых автомобилей лидирует с ростом 48%. Импорт всех типов транспортных средств вырос на 23%. При этом количество проданных импортных моделей и число автомобилей, произведенных в РФ, примерно равно.
Марочная структура авторынка показывает, что в 2024 году самой популярной была Lada с результатом продаж 436,2 тыс. автомобилей. В топ–15 новых автомобилей, проданных в России, следующие четыре места заняли китайские бренды Haval (190,6 тыс. автомобилей), Chery (157 тыс.), Geely (149,1 тыс.) и Changan (106,1 тыс.).
По информации «Автостата», всего на рынке России в 2024 году представлено было 1,1 тыс. моделей. Наиболее популярным автомобилем в России стала Lada Granta со средним ценником 1,09 млн руб. Следом за ней идет Lada Vesta со средней стоимостью 1,76 млн руб. Третье место занял Haval Jolion стоимостью в среднем 2,44 млн руб. Самым дорогим представителем десяти самых популярных моделей в России стал Geely Monjaro. Этот кроссовер со средней ценой 4,69 млн руб. купили 47,9 тыс. клиентов.
Сегмент легких коммерческих автомобилей за год в продажах вырос на 24% (112 тыс.), средних грузовых – на 22% (22 тыс.), автобусов – на 19% (19,5 тыс.). В то же время объем реализации тяжелых грузовых машин снизился за год на 19% (до 102 тыс.).
Производство транспортных средств по итогам 2024–го составило 1 млн единиц, что на 33% больше, чем за предыдущий год. Все сегменты показали рост. Сегмент легковых автомобилей лидирует с ростом 41% и составляет 75% от общего объема производства транспорта в России.
Сергей Удалов подчеркнул также, что сейчас на территории России действуют 4302 дилерских центра. Самые развитые у таких марок, как Lada, Xcite, Chery, Geely, Changan, Omoda и Haval.
Итог голосования настораживает
Завершая свои презентации, Сергей Целиков и Сергей Удалов провели опрос среди участников пленарного заседания. Опрос касался мнения присутствовавших о прогнозе для рынка новых легковых автомобилей на 2025 год, планах, стоящих перед компанией, которую представляет участник форума.
Так, по первому голосованию наибольшее количество голосов набрал пункт «Будет падение от 0% до 10%» (проголосовало 38% участников). Еще более пессимистичным стал прогноз на пункт «Будет падение более чем на 10%» (проголосовало 22%). Между этими пунктами втиснулся пункт «Сохранится на текущем уровне» (проголосовало 25%).
Что касается планов, стоящих перед той или иной компанией на 2025 год, то здесь первую позицию занял пункт «Увеличить объем продаж более чем на 10%» (проголосовало 50%). На втором месте пункт «Удержаться на уровне прошлого года» (проголосовал 31%).
Прогноз –
дело тонкое
В рамках специализированной сессии автопроизводители и дистрибьюторы, в числе которых директор департамента стратегии, планирования и управления продуктом ООО «Хавейл Мотор Рус» Александр Зубик, директор по операционным вопросам компании Knewstar Валерий Тараканов, руководитель компании–дистрибьютора Sinomach Auto Дмитрий Роткин, вице–президент АВТОВАЗа Дмитрий Костромин, поделились своими прогнозами на 2025 год.
Так, Дмитрий Костромин считает, что более вероятным является объем продаж на уровне 1,3 млн единиц, из них 500 тыс. придется на Lada. Он полагает, что параллельный импорт будет значительно снижен – не более 50 тыс. против 200 тыс. иномарок, завезенных в 2024 году.
Эксперт не исключил, что автомобили Lada могут выйти в сегмент гибридных и электромобилей. Он отметил, что гибридные модели имеют перспективы на ближайшее будущее, однако компания будет внимательно следить за развитием технологий в этой области.
Дмитрий Костромин отметил также, что повышение цен на автомобили может состояться, но оно будет соответствовать уровню инфляции, а также добавил, что компания может сократить размер скидок на свои модели. Такие изменения обусловлены текущими экономическими условиями.
Александр Зубик считает, что в 2025 году объем реализации автомобилей в России составит 1,6 млн единиц (легковые и легкие коммерческие). Поможет отложенный спрос (70% парка старше 10 лет), накопившиеся у производителей товарные остатки, возможное во второй половине года снижение ключевой ставки ЦБ, расширение объемов госсубсидий.
Хотя 2025 год будет достаточно волотильным, считает Валерий Тараканов, в целом он может стать успешным, а объем рынка возможен на уровне 1,41–1,43 млн единиц. Однако текущий год переживут не все бренды.
Как отметил в свою очередь Дмитрий Роткин, компания уже вывела на российский рынок два новых китайских бренда (Oting и ROX), а в 2025 году планирует вывести еще один. Он полагает, что некоторые китайские марки будут выходить, освобождая шоурумы. Спикер дал совет российским покупателям: внимательно смотреть, кто стоит за дистрибуцией новых брендов.
Купить машину
через интернет
В ходе форума состоялась также дискуссионная панель дилеров. Представители дилерского сообщества завершили 2024 год с низкой доходностью. Порядка 50% дилеров потерпели убытки и ожидают, что 2025 год будет еще сложнее.
По оптимистическому прогнозу, в 2025 году автомобильный рынок составит 1,3–1,6 млн автомобилей. Спикеры отметили тенденцию в накоплении автомобилей на складах дилерских центров, а также отказ дилеров от франшиз некоторых брендов, так как их содержание становится экономически невыгодным.
Было высказано мнение, что вспомогательным инструментом для дилера, который может увеличить доходность, являются маркетплейсы. Они объединяют в себе инфраструктуру, которая состоит в том числе из прямых продаж, рекламной платформы и финансовых инструментов.
Кстати, в рамках одной из сессий ее участники рассмотрели возможности электронной коммерции в автобизнесе, которая становится все более популярной. Появился новый тип клиентов, для которых важно приобрести автомобиль новым способом, не приходя в автосалон. Дилерским центрам необходимо перестроиться, но при этом не отказываться от уже существующих направлений в этом вопросе.
Как отметил Алексей Махмудов, представитель Ozon, первого маркетплейса в России, с 2023 года начавшего продавать автомобили через интернет, на данный момент уже продано более 1,3 тыс. машин. На онлайн–платформе представлены уже 61 бренд и 62 дилера. Было отмечено также, что на платформе снизилась конкуренция среди дилеров в сегменте автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн руб. Низкая конкуренция и в сегменте автомобилей более 2 млн руб. И при этом есть доходность.
Жил да был грузовичок
В рамках одной из сессий обсуждались проблемы и достижения в секторе коммерческого транспорта. Отмечалось, что все сегменты коммерческого транспорта, за исключением тяжелых грузовиков (HCV), показали существенный рост. Оценивая продажи HCV, которые показали падение (–19%), спикеры напомнили, что в 2023 году был зафиксирован их рекорд (126 тыс. автомобилей), поэтому нынешние объемы (102 тыс. шт.) выглядят достаточно неплохо.
По прогнозу агентства «Автостат» на 2025 год, будет реализовано 95 тыс. штук тяжелых грузовиков (–7% к 2024 году). Эксперты агентства считают, что это должно восприниматься как нормальная цель, к которой нужно стремиться.
Как считает заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев, в качестве позитивных факторов для развития рынка тяжелых грузовиков выступают: рост грузооборота и развитие логистики дальних перевозок, конкуренция с ж/д перевозками, реализация крупных инфраструктурных проектов, меры господдержки, необходимость обновления парка. Среди негативных: насыщение отложенного спроса, ужесточение условий лизинга, стагнация и спад отраслей экономики, нуждающихся в транспорте, ограниченность предложений российских производителей, рост цен на машины и запчасти.
Виктор Пушкарев коснулся и сегмента легких коммерческих автомобилей, показавшего наибольший рост на рынке коммерческого транспорта в 2024 году (+24% до 112 тыс. шт.). Доля российских LCV держится на уровне 90%. Лидеры – отечественные ГАЗ и УАЗ.
Объем рынка новых LCV, по прогнозу агентства «Автостат» на 2025 год, вырастет и составит 118 тыс. единиц (+5% к 2024 году).
В качестве факторов, которые будут способствовать продажам, были названы: развитие и расширение торговых сетей, рост и развитие отечественного производства, меры господдержки, необходимость обновления парка. В «минус» сработают: ужесточение условий кредитования и лизинга, рост цен на автомобили и запчасти, отсутствие продаж глобальных марок, слабый интерес к сегменту со стороны китайских производителей.
Электромобильность
Одна из секций форума была посвящена машинам на электротяге. Проведя исследования за три года, «Автостат» констатировал, что в период 2022–2024 годов наблюдалось пополнение рынка новыми электрокарами, правда, с довольно резкими перепадами. Если в 2022 году «электричек» было продано только 3 тыс. штук, то в 2023 году уже 14,1 тыс. единиц (+370%), а вот в 2024–м – 17,8 тыс. (+26%). На конец 2024 года российский рынок новых электромобилей составлял 78 марок и 211 моделей.
Производство новых легковых российских электромобилей составило за три года 9,3 тыс. штук. Как было отмечено, производство на данный момент неритмично и основано всего лишь на трех производителях. Это лидер «Москвич 3Е» (45%), Evolute (41%) и AmberAuto (14%).
На 1 января 2025 года в России было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей, что составляет 0,12% от всех легковых машин. Согласно данным агентства «Автостат», порядка 60% от этого количества приходится на электрокары трех брендов: Nissan (16,7 тыс. шт.), Zeekr (11,2 тыс. шт.) и Tesla (6,7 тыс. шт.). Из моделей впереди всех Nissan Leaf (16,6 тыс. шт.) и Zeekr 001 (7,9 тыс. шт.), которые суммарно занимают более 40% российского электропарка.
По данным на 7 февраля 2024 года, в РФ действуют 8185 ЭЗС, из которых 3805 быстрых и 4380 медленных. Таким образом, в среднем на одну ЭЗС приходятся 7 машин. Это очень неплохой показатель на данный момент, отметил Сергей Целиков.
Как в свою очередь сказал партнер компании Intelligent Analytics Дмитрий Архипов, 2025–2026 годы станут переломными в плане глобального переосмысления спроса на электрокары и гибридные автомобили как в России, так и в мире. И хотя пик спроса на «электрички», который пришелся на март–апрель 2024 года, прошел, тем не менее спрос сохраняется, завися от параллельного импорта.
В результате опроса порядка 5 тыс. российских потребителей электрокаров выяснилось, что эти авто чаще всего используют как второй автомобиль преимущественно для поездок по городу. Приобретают электромобили в основном по двум причинам: чтобы показать себя или попробовать что–то новое, поскольку на рынке есть хорошие предложения, которые сопоставимы либо опережают аналоги автомобилей с ДВС.
Один из основных сдерживающих факторов для более интенсивной покупки электромобилей – цена. Она все еще выше по отношению к стоимости авто с ДВС. Причем выше не только с точки зрения начальной цены: у многих водителей сохраняется предубеждение, что «электрички» гораздо дороже в обслуживании. Подчас очень трудно найти сервис, который занимался бы ремонтом электромобилей и имел необходимый для этого комплект запчастей.
В итоге период активного роста продаж электромобилей пока приостановлен до решения фундаментальных проблем. Они связаны с сервисом, расширением сети зарядной инфраструктуры и развитием батарейных технологий, на которые потребуется еще несколько лет.
Любопытными стали итоги еще одного опроса относительно предпочтения водителей. При прочих равных условиях (цена, комплектация) какой машине будет отдано предпочтение: автомобилю с ДВС, электромобилю или гибриду? Неожиданным стало лидерство гибрида (38% опрошенных). Удивило то, что про гибриды в основном знают в Москве, опрос же проводился в разных регионах страны. А страна у нас большая...
* * *
На других дискуссионных площадках форума «ForAuto 2025» обсуждались вопросы рынка запчастей и шин, сервиса и локализации компонентов, кадров автобизнеса, автокредитования, страхования, лизинга, такси и каршеринга, IT–инструментов и т.д.
Машины
по февралю считают
Продажи новых легковушек в России заметно сократились
АВТОРЫНОК
По итогам февраля 2025 года в России было продано 78 тыс. новых легковых автомобилей, что на 25% меньше аналогичного периода прошлого года (аппг). Эти данные были озвучены во время онлайн–эфира «АВТОСТАТ. Оперативка. Оперативная информация по авторынку России в феврале 2025 года».
Эксперты считают, что снижению спроса способствовали дорогие автокредиты, высокие ставки по вкладам в банках, а также слухи о возможном возвращении в Россию ряда ушедших автобрендов.
Среди всех брендов проданных новых автомобилей в лидерах продолжает оставаться LADA (24,6 тыс. штук). Среди иномарок в лидерах оказались Haval (9,6 тыс. штук). Третье, четвертое и пятое места поделили между собой Chery (84 тыс.), Geely (5,1 тыс.) и Changan (4,4 тыс.) соответственно.
Далее популярность между брендами распределилась так: Omoda (2 тыс.), Belgee (2 тыс.), Jetour (1,8 тыс.), Jaecoo (1,6 тыс.), Exeed (1,4 тыс.),
По результатам двух месяцев 2025 года продажа транспортных средств по сегментам снизилась в среднем на 12% по отношению к аппг прошлого года. При этом падение показали все сегменты. Так, легковые автомобили (PC) – 167,1 тыс. штук (184,2 тыс. – 2024 г.) – минус 9%, легкие коммерческие автомобили (LCV) – 12,3 тыс. штук (13,9 тыс. – 2024 г.) – минус 12%, средние грузовики (MCV) – 2,2 тыс. штук (2,8 тыс. – 2024 г.) – минус 20%. Но хуже всего дела обстоят с тяжелыми грузовиками (HCV) – 8,8 тыс. штук (14,9 тыс. – 2024 г.) – минус 41% и автобусами (BUS) – 1,3 тыс. штук (3 тыс. – 2024 г.) – минус 58%.
В феврале 2025 года в России реализовано 4,3 тыс. большегрузов (HCV, полная масса – более 16 тонн), что на 50% меньше, чем за февраль 2024 года.
Три четверти от общего объема продаж пришлось на машины пяти брендов: КамАЗ (1190 ед.), Sitrak (1053 ед.), Shacman (398 ед.), FAW (381 ед.) и МАЗ (311 ед.).
Как было отмечено во время оперативки директором агентства «Автостат» Сергеем Целиковым, в 2023 году российский рынок HCV установил исторический рекорд, а в последние 18 месяцев он демонстрировал затяжное падение, которое должно логично завершиться стабилизацией.
Что касается уровня импорта новых легковых автомобилей в феврале 2025 года, то он упал относительно февраля 2024–го на рекордные 73%. Автомобили с пробегом – на 20%.
В четверку стран, которые импортируют новые автомобили, входят: Китай (81%,) Киргизия (6,6%), Республика Беларусь (5,2%), Казахстан (1,9%).
Что касается б/у автомобилей, то здесь лидирующую позицию занимает Япония (53%), затем Кореи (20%), Китай (9,6%). В топ–10 стран – лидеров по импорту подержанных автомобилей в Россию также попали Грузия (7,5%), Республика Беларусь (3%), Германия (1,8%), США (0,8%) и ОАЭ (0,8%).
Эксперты считают, что столь стремительное проседание авторынка в первые месяцы 2025 года – это последствие ряда факторов, включая жесткую денежно–кредитную политику Центробанка и регулярное повышение утилизационного сбора, что привело к росту суммы сбора в среднем на 70–85%.
Впрочем, есть и позитивное мнение: все начнет возвращаться на круги своя во второй половине текущего года. Главное, чтобы россияне, планирующие покупку автомобиля в ближайшее время, внимательно следили за ситуацией на рынке и не подвергались спонтанным решениям.
Еще одной темой оперативки стало обсуждение вопросов наличия зарядной инфраструктуры для электромобилей в жилых районах и в публичных местах, а также насколько ЭЗС востребованы и в тех, и в других. Сведения были получены по итогам онлайн–опроса 1 тыс. владельцев электрокаров.
Так, 59% респондентов имеют домашнюю точку зарядки электро-
мобиля.
Частота зарядки электромобиля дома:
– 36,4% – ежедневно;
– 29,3% – 1–2 раза в неделю;
– 20% – 3–4 раза в неделю;
– 10,3 % – 5–6 раз в неделю;
– 3,2% – 1–2 раза в месяц;
– 0,8% – прочее.
Что касается использования публичных сетей зарядных станций, то здесь 95% респондентов хоть раз пользовались публичной ЭЗС.
В топ–5 регулярно используемых ЭЗС в общественных местах входят:
– парковка супермаркета или торгового центра – 55%;
– на трассе – 41%;
– зарядный хаб электромобилей – 22%;
– развлекательный центр, тренажерный зал – 18%:
– платная городская парковка – 18%.
И, наконец, планирование места зарядки в публичных местах: 72% опрошенных заранее планируют, на каких станциях будут заряжаться, и 28% заряжаются спонтанно.
Валерий Будумян
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.