Ажиотажа на АЗС не будет
ТОПЛИВО
В преддверии посевной и начала дачного и туристического сезонов представители профильных ведомств и сенаторы обсудили комплексное решение по механизмам поставок нефтепродуктов потребителям.
«Внутренний рынок по автомобильному бензину и дизельному топливу сбалансирован, топлива достаточно, локальных дефицитов нигде не наблюдалось и не наблюдается. В преддверии весенних полевых работ, сезона отпусков, ремонтных работ на НПЗ сформированы достаточные объемы топлива по бензину – около 2 млн тонн, что примерно на три процента выше, чем на начало 2025 года, по дизельному топливу – около 3,3 млн тонн, что почти на два процента выше, чем на начало этого года», – заявил заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Роман Кабаков, выступая в Совете Федерации на круглом столе, посвященном совершенствованию механизмов поставок нефтепродуктов потребителям.
Мероприятие с участием представителей Министерства энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной антимонопольной службы, Банка России, крупнейших отраслевых компаний, ассоциаций и экспертов провел заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров.
В ходе дискуссии была отмечена важность развития всех возможных видов транспортировки нефтепродуктов на внутренний рынок, в том числе с использованием механизма государственно–частного партнерства.
Для насыщения топливом внутреннего рынка Правительством РФ в превентивном порядке было принято решение о запрете экспорта автомобильного бензина до конца февраля. Согласно постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2025 года № 229 вводится запрет на экспорт автомобильного бензина с 1 марта по 31 августа включительно в целях сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия «серому» экспорту автомобильного бензина. Ограничение не будет распространяться на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов.
Самый ликвидный биржевой товар
Не остаются без внимания и биржевые торги нефтепродуктами. «Биржевой рынок нефтепродуктов один из самых ликвидных с точки зрения биржевых товаров. Развитие в дальнейшем биржевых торгов нефтепродуктами, включая и необходимость развития срочного рынка, мы поддерживаем, – сказал Роман Кабаков. – В 2024 году на биржевых торгах было реализовано бензина на 12% больше и дизельного топлива – почти на 28% больше, чем в 2023 году».
С начала 2025 года также наблюдается положительная динамика: в совокупности автомобильного бензина и дизельного топлива на биржевых торгах продано больше, чем годом ранее за аналогичный период. «Это отразилось и на ценах. Оптовые биржевые цены на данный момент стабильны и ниже, чем за аналогичный период 2024 года. Розничные цены с начала года тоже растут более низкими темпами, чем наблюдаемая инфляция по каждому виду топлива», – сообщил представитель Минэнерго.
Кроме того, с прошлого года дополнительно в рамках биржи появилась возможность реализации топлива на нефтебазах, что способствует развитию биржи и повышению ликвидности торгов.
Как отметил заместитель начальника управления регулирования топливно–энергетического комплекса ФАС России Александр Голуб, в настоящее время биржевые продажи стали основой формирования конкурентной рыночной среды. По его словам, сегодня на бирже торгуется более 20% от объема производства бензина и более 15% от объема производства дизельного топлива. Этот механизм позволяет приобрести товар в моменте и поставить его конечному потребителю.
«Мы считаем, что в настоящее время из–за роста биржевых продаж транспортно–логистическая часть рынка нефтепродуктов сталкивается с серьезным вызовом, поскольку биржа – это тысячи небольших сделок каждый день и тысячи маршрутов транспортировки, – сказал исполнительный директор Ассоциации товарных брокеров Александр Бажин. – Эти факторы играют значительную роль и накладывают особую ответственность за развитие такого нового направления, как срочный рынок. Фьючерсные контракты торгуются каждый день, но, допустим, с поставкой через месяц, и это тоже должно учитываться и закладываться в планы работ бизнеса. С февраля 2025 года биржа запустила расчетные фьючерсные контракты, что позволит диверсифицировать портфель продукции и страховать риски от избыточной волатильности цены».
«В 2023–2024 годах были проблемы с логистикой, железные дороги не в полной мере справлялись с ритмичностью и равномерностью поставок на топливном рынке, а также с растущим объемом вагонов, подключенных к железнодорожной сети. Все логистические механизмы необходимо доводить до совершенства с целью формирования срочного рынка нефтепродуктов, который должен строиться на базе четко работающей логистики, чтобы не переносить на исполнение финансовых контрактов проблемы физического рынка», – выразил уверенность Юрий Федоров.
Срочный рынок нефтепродуктов призван стать одним из действенных способов стабилизации рынка топлива, позволит продавцам и покупателям нивелировать риски резких скачков цен, планировать свою производственную деятельность.
ФАС и Минэнерго установили добровольную возможность для доминантов продавать 1% реализуемых на бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсов. Этот норматив действует с марта 2024 года и носит рекомендательный характер.
Мультимодальность как данность
Сейчас основной вопрос – логистика нефтепродуктов. «Способы доставки топлива определяются хозяйствующими субъектами, исходя из экономической целесообразности и технической возможности», – подчеркнул Роман Кабаков. При этом основным видом транспорта остается железная дорога, на долю которой приходится порядка 2/3 поставок всех нефтепродуктов, продающихся на внутреннем рынке.
Летом, в период повышенного спроса на топливо более активно используются альтернативные способы доставки автомобильным и водным транспортом. При этом поставки по воде, как правило, осуществляются в удаленные регионы нашей страны, преимущественно в рамках северного завоза.
Минвостокразвития России наделено полномочиями по осуществлению функций федерального координатора северного завоза, в том числе по его мониторингу, утверждению маршрута и графика движения судов в рамках регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами, координации деятельности органов власти в этой сфере.
До 2026 года начнет функционировать единый морской оператор северного завоза – уполномоченное Правительством РФ юридическое лицо, осуществляющее регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц по льготным субсидируемым тарифам.
Трубопроводный способ часто используется для поставок нефтепродуктов до портов в экспортных направлениях.
По мнению Юрия Федорова, необходимо активно вовлекать в процесс поставки нефтепродуктов водный транспорт, что позволит освободить значительное количество вагонов, разгрузить железнодорожную сеть и снизить стоимость топлива для конечных потребителей.
Как считает Александр Голуб, без активного участия со стороны продавцов и покупателей данный инструмент запустить не получится, для начала необходимо отработать этот способ доставки на практике, а потом закрепить в нормативно–правовых актах.
«Необходимо продолжать совершенствование поставок нефтепродуктов, развивать их комплексно, включая оптимизацию логистики, внедрение современных технологий, улучшение управления цепочками поставок и соблюдение экологических стандартов, – заявил Александр Бажин. – Безусловно, мы поддерживаем развитие мультимодальных перевозок с использованием всех возможных видов транспорта – трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, водного – для максимального ускорения доставки нефтепродуктов потребителям. Можно подумать о программах государственно–частного парт-
нерства, потому что не всегда бизнесу в сегодняшних условиях по силам развивать такие серьезные инфраструктурные проекты. Как вариант, рассмотреть программы по совместному строительству дополнительных нефтебаз в регионах, поскольку увеличение емкости хранения топлива, в том числе за счет строительства новых и модернизации действующих нефте-
хранилищ, будет способствовать снижению рисков с перебоем поставок этого топлива».
Кроме того, Александр Бажин предложил субсидировать поставки нефтепродуктов на Дальний Восток. Ситуация с диспаритетом оптовых и розничных цен на Дальнем Востоке особенно ощутима как для компаний, работающих на этом рынке, так и для конечных потребителей.
Последняя миля
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко акцентировал внимание на перевозках наливных грузов автомобильным транспортом. «Даже если доставка горюче–смазочных материалов в рамках северного завоза осуществляется по рекам, все равно «последняя миля» идет по автомобильным дорогам», – сказал он. Речь идет прежде всего о доставке нефтепродуктов по региональным и межмуниципальным дорогам, протяженность которых составляет 504 тыс. км, и автомобильным дорогам местного значения, которых у нас в стране более миллиона километров.
Транспортировка горючих веществ связана с рисками для человека и природы. При перевозке наливных грузов автомобильным транспортом действуют ограничения как на транспортные средства, так и на используемые емкости, сказал Игорь Костюченко. «В соответствии с нормативно–техническим регулированием указанной сферы деятельности в случае, если объем емкости свыше 7,5 тыс. литров и отсутствуют волнорезы, то она должна быть заполнена на 20% меньше, в противном случае движение такого транспортного средства небезопасно», – подчеркнул он.
По его словам, в 2024 году было выдано 391 разрешение на перевозку опасных грузов и 238 спецразрешений, когда транспортное средство классифицировалось как тяжеловесное. В соответствии с нормативно–правовыми актами РФ наибольшая масса транспортного средства, при превышении которой оно классифицируется как тяжеловесное, – 44 тонны при наличии 6 осей.
Игорь Костюченко подчеркнул, что обеспеченность потребителей горюче–смазочными материалами – это очень важная задача, но вместе с тем нельзя забывать и про сохранность автомобильных дорог. Он привел случаи превышения фактической массы транспортного средства над допустимой, например, на федеральной автомобильной дороге М–2 «Крым» была зафиксирована полная масса движения автопоезда 50,2 тонны, на дороге М–22 «Каспий» – автомобиль весом 46,5 тонны при наличии 5 осей, на Дмитровском шоссе – трехосники весом 28,8 тонны и 36,33 тонны.
Понятно, что перевозчики и, соответственно, владельцы нефтебаз и автомобильных заправочных станций несут убытки, потому что нефтевозы и бензовозы ходят не полностью загруженные, поэтому и ставят вопрос о возможности в виде исключения для бензовозов и нефтевозов увеличить общую массу поезда.
Игорь Костюченко напомнил, что 13 лет назад у нас в стране общая масса транспортного средства не превышала 38 тонн. «Мы нашли с перевозчиками компромисс, увеличили общую массу транспортного средства до 44 тонн (6 осей). Я понимаю, что транспортное средство должно эксплуатироваться по полной программе, в соответствии с его техническими возможностями, но мы с вами как налогоплательщики выплачиваем акциз в стоимости продуктов, этот объем средств направляется на восстановление автомобильных дорог. Поэтому, на мой взгляд, баланс интересов государства и бизнеса здесь соблюден».
Вперед, труба зовет!
«Для всех субъектов экономической деятельности приоритет поставок на внутренний рынок обязателен, – напомнил Юрий Федоров. – Существует явный недостаток продуктопроводов в нашей стране. Так, критически важно и для развития государства, и для снижения энергетических рисков, и для развития РЖД в восточном направлении строительство продуктопровода от Омска до Дальнего Востока с подключением всех восточных НПЗ к трубопроводной системе. В создании такой системы заинтересованы многие грузоотправители, поскольку с точки зрения ритмичности и скорости доставки топлива до потребителя трубопроводная система вне конкуренции».
«По нашим подсчетам, из–за отсутствия спроса со стороны покупателей и продавцов было закрыто множество линейных производственно–диспетчерских станций, обеспечивающих наполнение и слив соответствующего товара с трубы на автомобильный транспорт, – пояснил Александр Голуб. – Мы считаем, что необходимо развивать этот вид транспорта. Требуется совершенствование системы нефтепродуктопроводов в части ее расширения и увеличения пропускной способности».
«За последние 10 лет компания «Транснефть» нарастила объемы транспортировки нефтепродуктов на внутренний рынок РФ на 50%», – привел данные директор департамента транспортировки нефти и нефтепродуктов ПАО «Транснефть» Павел Горшенков. По его словам, существующая система трубопроводов позволяет максимально увеличить объем товаров, предлагаемых внутреннему рынку. Но нефтебазы не готовы подключаться, так как нет запросов от потребителей.
По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации, направленные на комплексное решение механизмов поставок нефтепродуктов потребителям с бóльшим вовлечением водного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.