Установлены требования об уровне локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси
АКТУАЛЬНО!
13 мая Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Этому предшествовали многочисленные обсуждения на различных площадках.
Круглый стол, посвященный законодательному регулированию локализации автомобилей в такси с точки зрения власти, потребителей, водителей и бизнес–сообщества, провел первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев.
Торопиться не надо!
Бесспорно, такси стало частью повседневной жизни россиян. По статистике, в России услугами перевозчиков ежедневно пользуются более 30 млн человек. Только в Подмосковье услугами регионального такси ежедневно пользуются почти 1,3 млн пассажиров. Всего в Московской области зарегистрированы более 118 тыс. машин такси и более 32,5 тыс. перевозчиков.
В столице работают свыше 81 тыс. машин такси. В 2024 году количество поездок на такси в Москве выросло по сравнению с 2023 годом на 5% – до 1,73 млн раз в сутки.
По данным Минтранса России, в государственной информационной системе ФГИС «Такси» зарегистрированы более 760 тыс. транспортных средств и свыше 160 тыс. перевозчиков.
По оценкам общероссийской общественной организации «Деловая Россия», 13 млн самозанятых, работающих в такси, вышли из тени, платят налоги. Это стало результатом шестилетней работы по «обелению» отрасли.
«Говоря о локализации в сфере такси, мы должны четко понимать, какие конкретные автомобили, с какой спецификацией необходимо локализовать, потому что на сегодняшний день машины, работающие в такси, в том числе иностранные, для этого не предназначены, – заявил Дмитрий Гусев. – Для появления в России таких специализированных автомобилей такси, оборудованных местами для пассажиров, багажа и детских кресел, необходимо оказывать меры поддержки отечественным автопроизводителям».
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова указала на проблемы, характерные для рынка таксомоторных перевозок. По ее словам, в 2025 году из–за индексации утильсбора подорожали машины, в отрасли по–прежнему не хватает водителей.
Сам факт введения требований к таксомоторному бизнесу использовать только автомобили отечественного производства является, по ее мнению, беспрецедентным. «В развитых странах мира не существует запрета на использование иномарок в коммерческих перевозках, – пояснила она. – Основное внимание уделяется не происхождению машины, а ее безопасности, техническому состоянию и соответствию современным экологическим требованиям. Поддержка нацпроизводителей там чаще носит стимулирующий характер – через субсидии, налоговые послабления или программы обновления автопарка, а не через запреты».
Общественный совет по развитию такси выступает за то, чтобы не распространять требование о локализации автомобилей такси на самозанятых перевозчиков и индивидуальных предпринимателей, работающих на собственных автомобилях, отложить вступление в силу закона о локализации такси до 2027 года, а вплоть до 2033–го разрешить допуск к работе в такси всех автомобилей, сделанных в России.
Общественники отмечают, что требование об использовании в отрасли такси только новых автомобилей, уровень локализации которых превышает 3,2 тыс. баллов, трудновыполнимо. В настоящее время этому критерию соответствуют три модели производства АО «АвтоВАЗ», две модели АО «МАЗ «Москвич» и электрические модели производства ООО «Моторинвест».
В настоящее время более 77% перевозчиков используют в такси автомобили, не отвечающие данным требованиям о локализации. И замена машины на ту, что подпадает под нормы рассматриваемого закона, станет для многих водителей такси непосильной задачей.
По экспертным оценкам, в течение трех лет, начиная с 1 октября 2025 года, количество водителей, легально выполняющих заказы на собственном автомобиле, сократится на 20–35% за счет их перетока в «серую» зону или ухода в другие отрасли. Это приведет к общему сокращению числа водителей такси в стране на величину от 15 до 27%.
Наибольшие потери понесут перевозчики Дальнего Востока и Сибири, где услуги такси в основном оказывают физические лица на своих автомобилях. В некоторых дальневосточных регионах количество иностранных автомобилей, используемых в такси, доходит до 100%. И заставить водителей пересесть на отечественные авто просто невозможно. В этих регионах рост цен на такси может превысить 40%, а совокупные потери ВРП Дальневосточного и Сибирского федеральных округов за три года достигнут минимум 50 млрд руб.
Общественники выступают за смягчение требований о локализации такси и возможность дать регионам право временно приостанавливать действие новых норм закона.
Полная версия текста доступна по подписке
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»