Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Вертикальный досмотр

 |  Безопасность

На страже транспортной безопасности – инспекционные досмотровые комплексы.

Начиная с осени 2001 года, после трагедии в США, почти все страны мира сделали все возможное, чтобы усилить меры безопасности в аэропортах. Без внимания не остались морские порты и сухопутные пропускные пункты на границах. Через них каждый день проходит огромное количество автомобилей и контейнеров с грузами. Злоумышленники могут использовать их для того, чтобы перевозить оружие и контрабанду.

Последние годы и в нашей стране постоянно нарастали угрозы использования технических средств (ТС) для перевозки взрывных устройств, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и других запрещенных к перевозке веществ, способствующих организации актов незаконного вмешательства (АНВ). Не случайно в рамках реализации Комплексной программы «Обеспечение безопасности населения на транспорте» на первом этапе (2010–2013 годы) одной из приоритетных задач рассматривалась организация, разработка и производство отечественной досмотровой техники для защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и ТС от террористических угроз. В том числе и создание производства отечественных инспекционных досмотровых комплексов (ИДК).

Одним из главных направлений деятельности ООО «Диагностика–М» и является серийное производство подобной техники. На международном форуме «Технологии безопасности 2023» заместитель генерального директора компании Ренат Закиров рассказал, как современные ИДК служат надежным средством антитеррористической защиты. Основным физическим принципом работы подобного комплекса является обнаружение запрещенных веществ и предметов путем сканирования их с помощью ионизирующих лучей, которым удается получить рентгеновское изображение и провести качественный анализ как автомобиля или контейнера, так и груза. Лучи проникают внутрь объекта, поэтому вскрывать, допустим, контейнер совсем не обязательно. Луч возвращается в виде теневого изображения на экран монитора.

В настоящее время, как заметил Ренат Закиров, ИДК подразделяются на два больших условных класса: стационарные и мобильные.

Последние делятся на самоходные и перемещаемые. Стационарные ИДК с подвижной радиометрической системой (ИДК 2–го типа) – тип «гантри», а с неподвижной (ИДК 1–го типа) – портальные (потоковые) ИДК. Мобильные комплексы могут работать как ИДК того и другого типа. Недостатками последних, ограничивающих эффективность при решении поставленных задач, считаются следующие эксплуатационно–технические проблемы их применения. Это малая производительность досмотра, ограничение возможностей по досмотру объектов высокой плотности. Так, применяемый Минтрансом России на объектах ТИ на международных пунктах пропуска таможенного контроля ИДК имеет максимальную производительность 25 АТС/час. Реальная же производительность редко достигает 20 автотранспортных средств. В связи с этим используется выборочный досмотр. И в данном случае единственная возможность, позволяющая существенно снизить вероятность пропуска с запрещенными веществами, – стопроцентный досмотр всего автомобиля. Это стало возможным после введения в 2017 году действия и требований санитарных норм и правил, которые разрешают досмотр с помощью ИДК при получении дозы облучения при сканировании АТС, не превышающей установленного минимума.

Однако ограничение мощности сканирования рентгеновским излучением для выполнения допускаемого требования воздействия на водителя не позволяет работать с объектом с проникающей способностью более 320 мм по стали. Превышение приводит к нарушению требований по эксплуатационной безопасности. Как раз по этой причине многие грузы, в том числе строительные материалы, всевозможные полимеры в рулонах, плодоовощная продукция не просвечиваются в боковой проекции. Вот тут–то и приходят на помощь ИДК с вертикальным методом просвечивания или двумя сканирующими системами.

Компания «Диагностика–М» вот уже 30 лет выпускает досмотровое оборудование, а с 2014 года разрабатывает подобные комплексы.

Среди них мобильный «МИДК–9232» на базе автомобиля КамАЗ. По своим техническим характеристикам он не уступает аналогичным изделиям ведущих зарубежных компаний, а по ряду параметров и превосходит их. Разработанный комплекс применяется для обследования крупногабаритных грузов, автотранспортных средств, железнодорожных и морских контейнеров в рамках антитеррористических операций, а также для использования при таможенном и пограничном досмотре.

Еще один вид продукции компании – это мобильный ИДК «М–СКАН–9032». Он смонтирован на шасси самоходного прицепа и имеет возможность перемещаться при помощи тягача. Операторы в данном случае размещаются на безопасном расстоянии, отсюда и отсутствие специальных требований к персоналу по радиационной безопасности. Габариты и вес комплекса в транспортном положении позволяют без помех перемещаться по дорогам общего пользования (нагрузка на ось – менее шести тонн). К тому же может перевозиться любым видом транспорта, в том числе на железнодорожной платформе или на борту транспортного Ил–76Д.

Показательные цифры были приведены по эксплуатации «МИДК–9232» полицией Республики Мьянма. За три года в этой стране с помощью нашей техники было досмотрено более миллиона транспортных средств. Впечатляет количество просканированных АТС в сутки – от 850 до 2400. За прошедшие годы обнаружено наркотических веществ массой более трех тонн стоимостью более 30 млн долларов.

Продуктивно работают ИДК и на родной земле. Так, «М–СКАН–9032» отлично зарекомендовал себя на пунктах пропуска «Артезианский» и «Затеречный» в Северо–Кавказском федеральном округе. Суточный досмотр АТС и грузов в среднем составляет 150–200 единиц. За два года эксплуатации были обнаружены десятки боеприпасов и огнестрельного оружия, более двух тонн наркотиков, большое количество нелегально изготовленной алкогольной продукции.

В линейке разработанных ООО «Диагностика–М» комплексов ИДК важно отметить «ПОРТАЛ–АВТО ЛА» для контроля легкового транспорта. Среди преимуществ этого перемещаемого оборудования – производительность до 250 АТС/час, оперативное развертывание на месте эксплуатации, низкое энергопотребление, простота в обслуживании. Сюда стоит добавить и такой важный фактор, как возможность его размещения как в помещении (ангаре, гараже) с минимальной площадью 12х4 м и высотой потолка 3,5 м, так и на открытом воздухе. Функциональные возможности ПО и настройки позволяют детально рассмотреть содержимое автомобиля. Качество рентгеновского изображения позволяет оператору с легкостью выявлять наличие запрещенных к провозу предметов и веществ.

Любопытно, что все плотные грузы (в частности, емкости с органическими веществами объемом порядка 100 л и более) при укладке их в один ряд в кузове на ширину 2,5 м в боковом ракурсе – это черный квадрат. Зато в вертикальном просмотре прекрасно видны все элементы кузова.

Это и лонжероны, и элементы скрытой полости. Все они отчетливо просвечиваются без всяких искажений. То же самое можно сказать о сыпучих грузах, перевозимых в мешках.

А еще на службе противодействия угрозам транспортной безопасности на территории РФ от незаконно перемещаемых через государственную границу товаров и грузов стоит портальный ИДК «ПОРТАЛ 9232» в двухракурсном исполнении. Яркий пример – его работа на международном пункте пропуска Муштаково на Российско–Казахстанском участке в Оренбургской области. Удовлетворение требований радиационной безопасности, в том числе при сканировании кабины с водителем, обеспечивается использованием в ИДК рентгеновских источников излучения, циклических ускорителей электронов – бетатронов.

Как показал опыт работы компании, наиболее перспективным является внедрение стационарных ИДК портального типа с двумя и более ресурсами просвечивания. В чем их основные преимущества? Это обеспечение сплошного (стопроцентного) досмотра всего грузового потока; обеспечение выполнения требований норм радиационной безопасности, в том числе при сканировании кабины АТС вместе с водителем; бесперебойность эксплуатации; возможность просвечивания грузов высокой плотности (более 320 мм в эквивалентной толщине по стали) в вертикальном ракурсе.

Виктор ДМИТРИЕВ.


просмотры:

1182

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться