Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Задача федерального масштаба

 |  Безопасность

Мониторинг состояния здоровья водителей – ключевой фактор безопасности перевозок.

Нынешний год для автотранспортного сообщества – особенный. Принят закон о такси – об этом написано и сказано немало. И обсуждения продолжаются. А между тем 1 марта и 1 сентября, соответственно, были узаконены недопуски лиц, имеющих судимости, к водительской деятельности, а также возможность прохождения водителем предрейсового контроля в дистанционном формате. Нововведения имеют выраженную социальную направленность; транспортное сообщество, исполнительная и законодательная власти достигли консенсуса, приняв эти законы. Ну а, как известно, критерием истины является практика.

Открывая заседание «круглого стола», организованного ОАО «НИИАТ», по новому порядку проведения дистанционных предрейсовых осмотров водителей, Евгений Москвичев, председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, отметил, что сегодня автопарк, обеспечивающий грузовые и пассажирские перевозки, – это 6,5 млн грузовиков, порядка 1 млн автобусов и 700 тыс. такси. Учитывая его размеры, можно сказать, что мониторинг состояния здоровья водителей – это задача федерального масштаба. Принятию закона предшествовала долгая работа по сбору информации о состоянии здоровья водителей в динамике. В частности, по базе Мосгортранса анализировалась статистика по наиболее распространенным у водителей сердечно–сосудистым проблемам.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «НИИАТ» Михаила Брячака, данный отраслевой институт как площадка для обмена мнениями всех заинтересованных ведомств и организаций был выбран не случайно. Именно этот головной научный институт в автотранспорте призван обеспечить информационное взаимодействие заинтересованных сторон для проверки целостности, актуальности сведений о результатах проверки и условий применения приборов по дистанционному контролю состояния здоровья водителей при проведении всех видов осмотров.

О возможностях дистанционного контроля водителей говорилось как минимум на протяжении последних пяти лет. Сегодняшний уровень телемедицины позволил от теории перейти к практике. Алгоритм удаленного освидетельствования работника схож с очным осмотром, но имеет свои особенности.

Перед началом обследования водитель подтверждает свою личность, чтобы исключить прохождение процедуры третьим лицом. Для этого используются его биометрические данные – например, видеоизображение, запись голоса. Если работодатель будет собирать и передавать их через медизделие, то с работника нужно взять письменное согласие. Идентификацию водителей, которые не состоят в трудовых отношениях, обеспечивает медицинская организация.

Медик осуществляет визуальный осмотр видимых кожных покровов работника. При помощи программно–аппаратного комплекса (ПАК) проводятся термометрия, измерение давления и пульса, уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе. Все данные передаются автоматически медицинскому работнику. Медицинский осмотр фиксируется на видео. Записи о проведенных измерениях и их результатах должны храниться не менее 30 дней. Кроме того, они архивируются и хранятся в памяти устройства.

По результатам полученных данных медик составляет электронное медицинское заключение, которое подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Не реже двух раз в год работодатель направляет водителя, проходящего дистанционные медосмотры, на химико–токсикологические исследования. В обязательном порядке выявляется наличие или отсутствие опиатов, каннабиноидов, фенилалкиламинов (амфетамина, метамфетамина), синтетических катинонов, кокаина, метадона, бензодиазепинов, барбитуратов и фенциклидина.

Медицинский работник, проводящий дистанционный медосмотр, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Ему необходимо пройти курс повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 36 часов. Подготовка подтверждается удостоверением.

Медработник должен быть зарегистрирован в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Перед осмотром он проходит аутентификацию через сайт «Госуслуги».

Что касается специальных программно–аппаратных комплексов, то они разрешены в рамках ФЗ № 323 (закон об охране здоровья). ПАК обеспечивает: информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой; идентификацию участников и подтверждение их личности; запись действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.

Разработаны требования к этим специальным медизделиям. Во–первых, ПАКи должны быть зарегистрированы в государственном реестре – это подтверждает безопасность их использования и применимость для целей медосмотров. Во–вторых, ПАКи должны точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом; дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья; передавать видеоизображение; хранить результаты медосмотров не менее 30 дней; обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.

ПАК для дистанционных медосмотров, как правило, включает: ноутбук; специальное ПО; измерительный комплекс – само устройство для медосмотра; манжету для исследования давления; набор мундштуков; блок питания и кабели.

Программное обеспечение устройств для удаленного медосмотра включено в Единый реестр российского ПО или реестр ПО ЕАЭС. Программно–аппаратный комплекс с входящими в его состав средствами измерений подлежит поверке.

В реестре Росздравнадзора зарегистрировано несколько видов ПАКов для дистанционных медосмотров. Работодатели могут выбрать один из них. Комплексы можно купить в собственность или взять в аренду.

Важно отметить, что некоторые водители будут проходить оценку состояния здоровья только очно. Это работники, занятые на перевозках: организованных групп детей, например, водители школьных автобусов; опасных грузов; по междугородным маршрутам дальностью от 300 км.

Уже сформировался рынок дистанционных медосмотров. Как говорится, дешевых и сердитых: от 1 минуты и 20 руб. за осмотр. Что это – реальность или профанация?

Как происходит такой осмотр на практике? Работник идентифицирует себя при помощи логина и пароля или индивидуальной карты и самостоятельно проходит все этапы осмотра. Сначала отвечает на вопросы о жалобах на состояние здоровья, затем измеряются количество алкоголя в выдыхаемом воздухе, артериальное давление и пульс, температура. Проводится фотосъемка видимых кожных покровов и слизистой ротовой области.

По окончании телеосмотра работник подтверждает собранные данные. Далее результаты осмотра с фотографией ключевых моментов измерений попадают к врачу. Он сверяет фотографии с паспортными данными работника, а потом подписывает результаты осмотра электронной цифровой подписью. Работник получает от аппарата распечатанный стикер с указанием его фамилии, времени медосмотра и фамилии врача. Этот стикер клеится в соответствующую графу путевого листа, после чего можно приступать к работе. Результаты хранятся в электронных журналах в течение пяти лет.

Стоимость аренды одного такого терминала – около 15 тыс. руб. в месяц, купить его стоит на порядок дороже – от 170 тыс. руб. (в цену, напомним, не входят услуги врача). При этом, как утверждают организаторы таких осмотров, это в 2–3 раза дешевле организации медкабинета.

По поводу качества осмотра сказать что–либо трудно: не очень верится, что за пару минут можно нормально провести эту процедуру. Одно измерение давления – уже полминуты, алкометр – еще столько же. Остается минута на все остальное? Вот почему за состоянием водителей при небольшом автопарке следят и сами руководители компаний.

Цена услуги довольно сильно бьет по карману, но альтернатив пока нет: ежедневные осмотры «вживую» непонятно где проводить, да и стоят они еще дороже. А без осмотра могут рискнуть выйти на маршрут только самозанятые, но никак не компания–перевозчик, пусть и маленькая: юрлицо рискует закрытием.

Телемедосмотр – это лучше, чем ничего, признаются дальнобойщики. Избавляет от штрафов на дороге за отсутствие осмотра. Пока таких комплексов мало, но даже когда их станет больше, они будут только на официальных стоянках. Значит, водитель привязан к площадкам. А если остановился на ночь, например, дома, в деревне – осмотр утром тебе пройти негде.

Если поток водителей не слишком большой, осматривать их таким образом, в общем–то, реально, считают в свою очередь врачи. Но проблема в том, что из 20 руб. за осмотр на долю врача приходится только половина. Следовательно, врач будет пропускать за смену огромное количество водителей, что скажется на качестве осмотра.

Есть также затруднения с распознаванием лиц, которые могут испытывать врачи, обслуживающие таксо– и автобусные парки, где работают много мигрантов. На фотографиях люди чужого фенотипа вполне могут казаться медику одинаковыми, а это прямой путь к прохождению одним заведомо трезвым водителем медосмотра за нескольких товарищей.

Отказываться от предрейсового медосмотра, безусловно, нельзя. Но надо сделать так, чтобы, с одной стороны, предрейсовый медосмотр не был бессмысленной бумажкой, простым сбором денег, как это сейчас порой происходит. С другой стороны, не нужно обременять водителя слишком утомительными процедурами, перевозчика – созданием громоздкого штата. Поэтому дистанционный осмотр методами телемедицины – единственный возможный вариант, хотя он требует доработки.

По мнению экспертов, необходимо совершенствовать процедуру телемедосмотра так, чтобы невозможно было обмануть систему. Во–первых, необходимо исключить подделку результатов «выдоха» на алкоголь. Во–вторых, аппараты для дистанционного осмотра должны одновременно быть доступными и давать реальные результаты. Для этого они должны проходить своевременную поверку в сертифицированных организациях. Случаи выдачи фальшивых сертификатов поверки уже есть.

Айтишники в свою очередь предлагают несколько вариантов реализации безрисковой работы постов дистанционного медосмотра. Среди предложенного – биометрическая идентификация всех водителей–профессионалов по отпечаткам пальцев и радужной оболочке, отслеживание прохождения медосмотра при помощи ИИ–распознавания лиц. Но для этого необходимо, чтобы все перевозчики входили в государственный реестр.

Таким образом, альтернатива многочисленным живым контролерам лишь одна – цифровая. Но в наше время цифровизации это вполне ожидаемо.

С 1 марта 2023 года в Трудовом кодексе появилась статья с новыми требованиями к работникам транспорта (ст. 328.1 ТК РФ). С этой даты работодатель должен при приеме на работу водителя требовать от кандидата справку о наличии (отсутствии) судимости за определенные уголовные преступления (табл.).

Для граждан стран – участниц ЕАЭС справку об отсутствии судимости выдает уполномоченный орган государства ЕАЭС. К ней прикладывается нотариальный перевод на русский язык.

Если указанные преступления совершит уже действующий водитель, то работодатель обязан отстранить его от работы при получении сведений от правоохранительных органов (ст. 328.1 ТК РФ). Сотрудник не допускается к управлению транспортом, пока не прекратится производство по уголовному делу, либо до вступления в силу приговора суда. Если водитель осужден, то его увольняют.

До 1 сентября 2023 года водители обязаны были представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Справка об отсутствии судимости требуется также для регистрации ИП, которые будут лично осуществлять перевозки. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 № 69 утвержден перечень видов деятельности, при которых ее нужно представить в ФНС. Документ также вступил в силу с 1 марта 2023 года, как и поправки в Трудовой кодекс.

Необходимость ужесточения допуска к работе водителями общественного транспорта и такси лиц, имеющих судимость, обсуждалась на различных площадках и в различном формате не один год. Звучали даже предложения не учитывать наличие судимостей при приеме на работу водителем.

Между тем статистика, представленная МВД России за шесть лет, предшествующих принятию закона, по статьям УК РФ, подпадающим под действие закона, свидетельствует об обратном. Более 40% лиц, осужденных за убийство, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Всего совершено более 7600 таких преступлений, из них совершено лицами, ранее совершавшими преступления – 3650. Отмечалось, что более 60% лиц, осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Всего совершено более 20 тыс. таких преступлений.

Около 50% лиц, осужденных за похищение человека (ст. 126 УК РФ), и около 50% лиц, осужденных за изнасилование, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.

На основании приведенной статистики статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев на слушаниях законопроекта в Госдуме заявил о необходимости учета рецидива. При этом, по словам замминистра, дефицита сотрудников новые нормы не вызовут: «Правительство тщательно проанализировало состав водителей в России в настоящее время и сочло, что новые ограничения не приведут к значительному оттоку сотрудников и кадровому голоду». Из чего можно сделать вывод, что большинство водителей в России (работающих официально, конечно) не имеют непогашенной судимости. И это успокаивает.

В целом же хотелось бы отметить, что законы на транспорте, имеющие социально–правовую направленность, принимаются трудно. Но принимаются, и это делает наши поездки комфортнее и безопаснее.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат  экономических наук.


просмотры:

1225

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться