Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Транспорт агломераций: перезагрузка

 |  Безопасность

Как обеспечить безопасность, комфорт и скорость пассажирских перевозок.

За счет своего экономического влияния и качества жизни города с каждым годом притягивают к себе все большее число людей. Плохо это или хорошо для России – это другой вопрос. Но по мере того как доля городского населения в стране растет, увеличивается и количество транспортных средств на дорогах. Транспортная инфраструктура городов оказалась не готова к стремительным темпам урбанизации. И вот результат: в последние годы городская улично–дорожная сеть уже не справляется со стремительно возрастающей нагрузкой. Одно из традиционных решений – увеличение пропускной способности дорожной сети за счет строительства новых дорог и расширения существующих. Но ввиду плотной городской застройки далеко не везде есть возможность расширять дорожную инфраструктуру.

Опыт стран с высоким уровнем автомобилизации показывает, что эффективным способом решения транспортных проблем в мегаполисах является развитие автоматизированных систем управления дорожным движением. По этому пути пошли и крупные города нашей страны. К 2030 году оснастить интеллектуальными транспортными системами, которые управляют дорожным движением в автоматическом режиме, предполагается 82 городские агломерации. Но специалисты понимают: чтобы развязать клубок транспортных проблем, нужен комплексный подход. Поэтому одновременно с внедрением ИТС на территориях агломераций продолжается масштабная работа по строительству, модернизации и ремонту дорожных коммуникаций. Только так можно избавить мегаполисы от многокилометровых пробок и сделать автомобильное движение в городах и их пригородах комфортным и безопасным. О таких подходах мы расскажем на примере трех городских агломераций.

На научной основе

Крупнейшей в России и третьей по величине после Московской и Санкт–Петербургской является Самарско–Тольяттинская агломерация. В нее входят восемь городских округов и девять муниципальных районов, где проживает 86% населения области (2,7 млн человек). В границах агломерации сосредоточены высокотехнологичные, перспективные кластеры и сферы деятельности, созданы благоприятные базовые условия для их дальнейшего развития.

Реформирование транспортной системы агломерации было поставлено на научную основу. Несколько лет назад в рамках контракта минтранса Самарской области и ФАУ «РОСДОРНИИ» было проведено исследование пассажирских и грузовых транспортных потоков региона. Полученная информация позволила рассчитать математическую модель транспортной системы. Разработка новой комплексной транспортной схемы Самарско–Тольяттинской агломерации дала возможность региональному минтрансу выстроить оптимальные и удобные для граждан маршруты пассажирского транспорта.

В первую очередь специалисты решили сократить дублирующие или неэффективные маршруты и скорректировать работу существующих. При этом освободившийся парк транспортных средств направили на те направления, которые пользуются особым спросом горожан, что позволило уменьшить интервалы движения на этих маршрутах. Чтобы обеспечить ритмичность движения транспорта на непопулярных маршрутах, администрация области приняла решение о выделении дополнительных средств из бюджета на компенсацию затрат перевозчикам. Была также задействована возможность перехода ряда непопулярных маршрутов на так называемые брутто–контракты – когда перевозчикам платят за выполненные рейсы, а не за количество перевезенных пассажиров. Эта схема успешно работает, например, на дачных маршрутах.

Проект предусматривает возможность более плотной интеграции автобусных маршрутов с линиями метро и железнодорожными перевозками в границах Самары.

Связанность населенных пунктов Самарско–Тольяттинской агломерации повысит строительство транспортно–пересадочных узлов. Планируется создать четыре ТПУ: два в Самаре, а также в Тольятти и Новокуйбышевске. На каждом из этих объектов пассажиры смогут с электрички пересесть на автобус и наоборот. Проект предполагает запуск скоростного железнодорожного сообщения между Новокуйбышевском, Самарой и Тольятти. Вначале планировалось, что и к терминалу воздушной гавани тоже протянут железнодорожные пути и построят платформу. Однако потом часть планов пришлось отложить на будущее. Сейчас региональные власти рассчитывают запустить электричку без заезда в аэропорт. В будущем, когда скоростная железнодорожная ветка соединит Самару и Тольятти, время в пути между этими городами сократится до полутора часов. Сейчас обычная электричка едет от станции Жигулевское море до Самары 2 часа 16 минут.

По словам министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Ивана Пивкина, ТПУ позволят сократить пути следования пригородных маршрутов, высвободить транспортные средства и направить их на городские маршруты. Кроме того, такие узлы обеспечат связь межмуниципального транспорта с внутригородским. Это приведет к увеличению пассажиропотока в Самаре и Тольятти, увеличению доходов транспортных предприятий, а также позволит снизить нагрузку на улично–дорожную сеть и исключит дублирование льготных городских маршрутов коммерческими межмуниципальными.

Один из вариантов развития метро в Самаре, предложенных специалистами РосдорНИИ, – строительство второй линии подземки протяженностью 9 км. Ее планируется проложить к 2035 году от железнодорожного вокзала до Центрального автовокзала. А в ближайшей перспективе намечены работы на первой ветке метро. В 2024 году по проекту предполагается завершить модернизацию станций «Московская» и «Алабинская».

Комплексная транспортная схема Самарско–Тольяттинской агломерации предусматривает не только модернизацию инфраструктуры, но и совершенствование системы тарифов и обновление общественного транспорта, в том числе за счет федерального бюджета. Новый подвижной состав для региона приобретается как на средства перевозчиков (это касается автобусного парка), так и за счет бюджетных ресурсов (трамваи и троллейбусы).

Как отмечают эксперты, важно интегрировать в транспортную схему агломерации все строящиеся инфраструктурные объекты, в том числе мостовой переход через Волгу, автотрассу в обход Тольятти, новую станцию метро в Самаре и другие.

И еще об одном важном проекте: в Самарской области намечено создать транспортно–логистический хаб. Для развития необходимой инфраструктуры регион активно работает с федеральным центром. Находясь на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», Самарская область обладает высоким транзитным потенциалом. Общий объем перевозок грузов по всем видам транспорта достигает почти 100 млн тонн в год. Область – единственная из регионов Приволжского федерального округа, где действуют три речных порта для судов класса «река – море», имеющих выход к Волго–Донскому и Беломорско–Балтийскому судоходным каналам. Являясь регионом, граничащим с Казахстаном, губерния имеет транспортную связь со странами Каспийского бассейна, а через Иран, Азербайджан и Турцию – с другими государствами Персидского залива. В текущих геополитических условиях создание альтернативных транспортных коридоров и торговых маршрутов будет способствовать развитию торгово–экономических связей с дружественными государствами как Самарской области, так и страны в целом.

Проект реформирования транспортной системы Самарско–Тольяттинской агломерации предусматривает создание единой платформы управления этой системой. Кроме того, на территории Тольятти и Ставропольского района планируется внедрение АСУДД, установка постов автоматического весогабаритного контроля, динамических информационных табло, автоматических метеостанций, камер фото– и видеофиксации административных правонарушений.

Создание транспортных хабов

По пути внедрения интеллектуальных транспортных систем пошли специалисты, занимающиеся созданием транспортной системы Калужской городской агломерации. В ее состав входят города Калуга и Обнинск, а также Бабынинский, Дзержинский, Малоярославецкий, Перемышльский и Ферзиковский районы. В сентябре в агломерации были завершены работы по первому этапу внедрения ИТС. Создана интеграционная платформа ИТС, в нее вошли две подсистемы: светофорного управления и мониторинга параметров транспортных потоков, а также два функциональных блока: модуль внутренних и внешних сервисов и геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных.

На первом этапе внедрения ИТС в Калуге установили 26 детекторов транспорта и заменили пять светофорных объектов. Сейчас ведется работа по второму этапу создания ИТС. Развитие получит интеграционная платформа, в частности, подсистема метеомониторинга, модули транспортного моделирования и прогнозирования, диспетчерского управления, конфигурации сценарных планов, контроля эффективности ИТС и модуль «Цифровой двойник». Также на втором этапе предусмотрена интеграция ИТС с комплексом «Безопасный город», системой метеомониторинга и навигационно–информационной системой, информационно–аналитической системой ситуационного центра губернатора.

Одним из перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры Калужской агломерации станет создание транспортных хабов. Минтранс региона рассматривает предложенную правительством Москвы и ОАО «РЖД» концепцию Программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (ЦТУ) со сроком реализации до 2030 года. Как пояснил министр транспорта области Владимир Волочай, в рамках реализации программы станет возможным объединить объекты транспортной инфраструктуры автомобильного и железнодорожного транспорта Калужской области и регионов ЦФО в единый комплекс. Программа предполагает создание новых транспортно–пересадочных узлов и прямых связей с городами других регионов округа, например, со Смоленском, Владимиром и Тверью. В итоге, по расчетам специалистов, в среднем в шесть раз снизится ожидание поезда, в три раза повысится мобильность населения.

Кстати, на днях департамент транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры Москвы опубликовал схему развития центральных диаметров, которые протянутся до Калуги, Тулы и других регионов ЦФО. Центральный транспортный узел обещают расширить к 2030 году. Продление транспортных диаметров позволит сократить интервалы движения между Москвой и ближайшими крупными городами. Ожидается, что в часы пик поезда будут ходить каждые 20–30 минут.

Между регионами, которые охватывает ЦТУ, уже сегодня совершается почти 75% всех пригородных перевозок России. Однако стоит задача сделать их более совершенными и обеспечить пассажирам комфорт и высокий уровень транспортной мобильности. В регионах, которые соединяет ЦТУ, проживают более 31 млн человек. По расчетам экспертов, к 2030 году, когда узел будет полностью готов, транспортное сообщение может улучшиться почти для четверти населения страны.

Отдельное направление – развитие аэропортовой инфраструктуры. Из–за недостаточной протяженности взлетно–посадочной полосы (2200 м) аэропорт Калуга может принимать только ближнемагистральные суда. Выполнена работа по проектированию удлинения существующей ВВП и устройству дополнительного перрона с местами стоянок и рулежной дорожкой. Планируется увеличить длину полосы на 300 м, что позволит аэропорту принимать и выпускать среднемагистральные воздушные суда, выполняющие полеты дальностью до 6000 км. Проектирование завершено и получено положительное заключение госэкспертизы.

Напомню, объект агломерационного значения – северный обход Калуги протяженностью почти 22 км – был введен в регионе год назад. Четырехполосная трасса включает 6 разноуровневых развязок, 3 моста, 7 путепроводов. Расчетная скорость движения по ней – 120 км/час. Северный обход стал завершающим этапом масштабного проекта строительства большого транспортного кольца вокруг Калуги, в который также вошел уже функционирующий южный обход. Объездная дорога открыла новые возможности для развития экономики Калужской агломерации. Соединив три магистральные трассы, она стала ключевой не только для Калуги, но и для других регионов Центрального федерального округа. Это сделало город привлекательнее для инвесторов – расширились логистические возможности. По словам губернатора Калужской области Владислава Шапши, магистраль станет катализатором развития Калуги. С ней связаны перспективы развития областного центра на десятилетия вперед. Это новые возможности для межрегионального сотрудничества и способ реализации новых инвестиционных проектов.

Концепция комфортного города

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Курской городской агломерации была утверждена в апреле 2021 года. Но вначале разработчики из ОАО «НИИАТ» совместно с курскими специалистами изучили узкие места, тормозящие развитие автомобильного и электрического транспорта в Курске, Железногорске, Курчатове и близлежащих районах области; оценили эффективность текущей маршрутной сети, провели анализ пассажиропотока, поработали над автоматизированными системами оплаты проезда. И только после этого были определены ключевые мероприятия по модернизации транспортной инфраструктуры региона.

Реализация программы развития транспортной инфраструктуры региона рассчитана на 2021–2035 годы. Она предполагает строительство, реконструкцию и ремонт автодорог, создание четырех транспортно–пересадочных узлов, развитие трамвайных путей и строительство троллейбусных линий в Северо–Западном районе Курска, а также поселке Северный. Реализация транспортной стратегии напрямую зависит от внедрения новой двухуровневой маршрутной сети Курской городской агломерации. Разработчик предложил модель, основанную на комплексном использовании магистральных автобусных, троллейбусных, трамвайных и подвозящих маршрутов. Пересадка с одного вида транспорта на другой будет бесплатной. Модель должна обеспечить стабильную работу общественного транспорта на выделенных полосах с минимальным интервалом движения.

Развитие общественного транспорта Курской агломерации направлено на модернизацию инфраструктуры и обновление подвижного состава, оптимизацию маршрутной сети, создание единого оператора общественного транспорта и введение в перспективе брутто–контрактов. Также планируется внедрение цифровых сервисов для комфортного транспортного сообщения.

В продвижении транспортной реформы помогает новый генплан Курска, определяющий принципиальные направления развития территории муниципального образования. Генпланом предусмотрено развитие шести магистральных направлений.

Правительство РФ поддерживает строительство и реконструкцию дорог в Курской области и выделяет средства федерального бюджета на важные инфраструктурные проекты. Один из ключевых – нацпроект «Безопасные качественные дороги». Всего в его рамках в 2023 году в регионе планируют привести к нормативу около 140 км региональной и местной дорожной сети. Благодаря нацпроекту в Курской городской агломерации продолжается внедрение интеллектуальных транспортных систем. За три года специалисты проделали большую работу по созданию их программного обеспечения. Так, в регионе действует подсистема управления светофорными объектами, благодаря чему было установлено 42 светофорных единицы, объединенные в группы координации. Кроме того, реализована функция «зеленой волны». По расчетам экспертов, благодаря внедрению ИТС в Курской агломерации ожидается повышение эффективности использования дорожной инфраструктуры, увеличение скорости движения на 10–15%, снижение уровня выбросов вредных веществ и расхода топлива.


просмотры:

1394

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться