Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Обеспечить противодействие террористическим атакам беспилотных воздушных судов

 |  Безопасность

 

В сегодняшних условиях в обществе весьма актуальна проблема использования беспилотных воздушных судов (БПВС). В частности, в качестве средств несанкционированного наблюдения и проведения террористических атак на критически важные объекты, к которым относятся транспортная система, мосты, аэропорты, железнодорожные станции, порты и др. В свою очередь возрастает значимость введения на объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) качественных средств противодействия БПВС.
О необходимости сертификации БПВС в рамках обеспечения транспортной безопасности на форуме «Транспортная безопасность – 2024» рассказал врио начальника ФКУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России Андрей Цуканов:
– Федеральным законом № 16
«О транспортной безопасности» предусмотрено создание и совершенствование системы обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на основе определенного на государственном уровне комплексного подхода к оценке угроз, планирования и реализации мероприятий по обеспечению ОТИ техническими средствами (ТС) противодействия возможным видам нападения, в том числе и с воздуха.
В настоящее время в Российской Федерации имеется свыше 400 аэропортов и объектов аэродромной инфраструктуры, более 14 тыс. железнодорожных вокзалов и станций, свыше 200 морских и речных портов, а также гидроузлов, около 2 тыс. автовокзалов и автостанций, помимо этого есть развитая сеть дорожных объектов, включая мосты и тоннели.
На основании широко известной практики на сегодняшний день БПВС в виде комплексов с установленными на них приборами наблюдения, системами сброса и взрывчатыми устройствами широко используются противником, террористическими организациями и преступными элементами. Делается это в зоне санкционированного наблюдения за критически важными ОТИ как в зоне проведения СВО, так и на территории РФ для получения разведывательной информации по интересующим объектам или при непосредственном проведении операции, диверсии, заброски запрещенных грузов на неподконтрольных им территориям.
Необходимо отметить, что БПВС все больше находят широкое применение в различных сферах общественной деятельности. Малые БПВС (МБПВС) массой до 5 кг стали весьма доступными для населения, причем их следует рассматривать не только как летательный аппарат, но и как комплекс, который включает следующее оснащение: видеокамеры с возможностью ведения записи, системы навигации и автопилота. При этом для работы с ними пользователям не требуется прохождение специального обучения. Все необходимые навыки пилотирования МБПВС можно освоить самостоятельно в домашних условиях. Сейчас имеется масса программ, которые позволяют это сделать без всяких проблем.
В связи с вышесказанным перед обществом возникает актуальнейшая задача защиты критически важных объектов путем широкого внедрения активных средств противодействия БПВС. Эта задача чрезвычайно сложная, многогранная и, следует отметить, до сих пор эффективно никем не была решена.
Вопрос обнаружения и противодействия БПВС, особенно МБПВС, на ОТИ необходимо решать в максимально короткие сроки, так как ущерб, который они способны нанести, не сопоставим с их стоимостью. Для справки: современные МБПВС изготавливают из композитных материалов и пластика со специальной окраской и особой комбинацией слоев краски, которые достаточно плохо отражают электромагнитные волны, их небольшие бензиновые и тем более электрические двигатели излучают мало тепла и работают почти бесшумно. Также при малой высоте полета и незначительной эффективной площади рассеяния МБПВС может маскироваться в шумах рельефа поверхности, над которой осуществляется полет.
В связи с напряженной обстановкой в зоне СВО риски совершения актов незаконного вмешательства многократно возрастают. При этом одной из приоритетных для противника целей как раз и являются ОТИ. И наиболее подходящими для совершения актов незаконного вмешательства являются МБПВС.
Надо понимать, что повреждение железнодорожных путей, мостов и тоннелей приводит к большим логистическим задержкам, финансовым потерям. И самое страшное – к людским потерям.
Необходимо учитывать и тот факт, что помимо прямой террористической угрозы даже случайное проникновение МБПВС на объекты, такие как аэропорты или железнодорожные вокзалы, может иметь катастрофические последствия. Так, например, нахождение гражданского БПВС за территорией аэродрома, но в зоне взлета/посадки (так называемой глиссады) воздушного судна несет существенные риски возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» предусмотрена обязательная сертификация технических средств, используемых для обеспечения транспортной безопасности и определены основные технические требования к ним. При этом непосредственные требования к системам защиты и противодействия БПВС на объектах транспортной инфраструктуры постановлением не предусмотрены.
В рамках проработки обозначенной проблемы следует отметить, что в последнее время в орган по сертификации МВД России стали обращаться юридические лица, эксплуатирующие ОТИ, и поставщики технических средств с вопросами о возможности проведения сертификации средств обнаружения и противодействия БПВС. Однако, учитывая отсутствие единых технических требований к данным средствам, их сертификация крайне затруднена.
Отсутствие подобных требований к системам обнаружения и противодействия БПВС существенно затрудняет построение эффективных комплексов защиты объектов транспортной инфраструктуры. И часто зона действия данных средств недостаточно эффективна для обнаружения, распознавания угрозы и своевременного реагирования на нее.
При этом необходимо отметить, что средства подавления БПВС работают в основном с гражданскими частотами, что, исходя из опыта СВО, не вполне эффективно, так как смена самой радиочастоты управления БПВС не вызывает особых трудностей. Также необходимо учитывать, что надежность работы рассматриваемых средств в зоне высокого напряжения (железнодорожные станции и вокзалы), а также в зоне радиопомех (аэропорты) ничем не подтверждена. Воздействие средств подавления БПВС на радиоэлектронные системы аэропорта (такие как радиомаяки, каналы связи и т.д.) ничем не регламентируются. Из этого следует, что использование средств подавления БПВС может привести к более печальным последствиям, чем проникновение самого летательного аппарата на критически важный объект.
Все чаще в поступающих на сертификацию заявках встречаются системы обнаружения и противодействия БПВС как одно из средств, необходимых для контроля периметра и системы видеонаблюдения. Заявители сертифицируют их на соответствие разделу II (Требования к функциональным свойствам технических систем и средств сигнализации) либо разделу V (Требования к функциональным свойствам технических систем видеонаблюдения), а также к разделу VII (Требования к функциональным свойствам технических систем и средств видеозаписи) постановления Правительства РФ № 969.
В связи с отсутствием отдельных требований к системам обнаружения и противодействия БПВС в постановлении орган считает актуальным рассмотрение необходимости инициирования внесения изменения в части проведения обязательной сертификации БПВС как средства ОТБ, а также средств обнаружения и подавления их. Есть уверенность в том, что указанное решение способно повысить эффективность защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также снизить нагрузку на их владельцев в части поиска и закупки средств обнаружения и противодействия БПВС, исключить возможность закупки технических систем, не обеспечивающих должного уровня качественной защиты.

Записал Виктор ДМИТРИЕВ


просмотры:

1921

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться