Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Последний бой, он трудный самый

 |  redaktor  |  Безопасность

Балатонская оборонительная операция

БИТВА ЗА ВЕНГРИЮ

Последняя крупная оборонительная операция Красной Армии против немецких войск во время Второй мировой войны проводилась с 6 по 15 марта 1945 года в районе озера Балатон. В ходе сражения советские войска отразили наступление вермахта под кодовым названием «Весеннее пробуждение». Как писали немцы в своих листовках–прокламациях, «Зима – ваша, лето – наше»…
Невзирая на то, что сложилась прямая угроза Берлину, немецкое руководство к весне 1945 года решило нанести решительный контрудар по РККА в Венгрии. Планировалось отбросить советские войска, ликвидировать угрозу Вене и южным районам Германии. Веру в успех давало то, что в районе Балатона находились одни из последних доступных немцам нефтяных месторождений, дававших необходимое топливо для оставшихся ВВС и бронетанковых сил Германии.
Директива Ставки командующему 3–м Украинским фронтом маршалу Федору Толбухину была жесткой: провести оборонительную операцию, полностью разгромить силы противника, сорвав контрудар, и захватить территорию Венгрии, уделив главное внимание Вене…
Для сдерживания сил противника было скрытно размещено большое количество людей и техники, оборудованы дороги для быстрого маневрирования тяжелой техники, заминированы опасные направления. В целом командующий решил сделать упор именно на артиллерию, понимая, что танков у него слишком мало…
Несмотря на панику первых часов боя, советские солдаты собрались и стали применять свою тактику, которая получила название «огневой мешок»: немецкую технику встречал огонь из двух–трех батарей, которые специально раскрывали свое место расположения и принимали удар на себя; как только немецкие танки начинали стрелять, раскрывая, соответственно, уже себя, по ним наносила удары замаскированная артиллерия и самоходки…
Интересно, что к этому времени немецкие САУ и бронетранспортеры были оснащены приборами ночного видения, а у советских солдат не было ничего, кроме снарядов с пиротехническими зарядами и ракет… Они, конечно, помогали, но раскрывали собственные позиции…
До Дуная немецкому авангарду оставалось 25 километров. Толбухин кинул навстречу противнику артиллерию, а также танки Т–34, у которых было два серьезных преимущества: хорошая скорость и быстрота вращения башни. Немецкие же тяжелые панцерваффе вязли в грязи, и орудия их вращались медленно… Советские танки раз за разом попадали в цель и через какое–то время немецкий авангард отступил.
9 марта. Немецкая атака была перенесена на ночь, и это стало ошибкой немецкого командования, потому что ночью зажглись советские зенитные прожекторы и немецкие танки просто «слепли», становясь легкой целью для артиллерии… Ни 9–го, ни 10–го марта дойти до Дуная немцам так и не удалось…
Балатонская операция стала последней оборонительной операцией в истории Великой Отечественной войны. Под Балатоном было уничтожено почти 500 немецких танков, в том числе и танковая «элита» – тяжелые танки – «Королевские тигры». Это, конечно, была не Курская дуга, но зарево над Дравой было почти таким же, как и зарево над Прохоровкой в далеком уже 1943 году… Советские солдаты доказали ошибочность немецких суждений: «лето тоже будет нашим»…


просмотры:

409

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.