Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Кто остановит штамповку

 |  Безопасность
Кто остановит штамповкупутевых листов в медучреждениях и раздачу их перед рейсом?

Кто остановит штамповкуВ РИА «Новости» состоялся круглый стол: «Ответственность перевозчиков за безопасность на транспорте».

В дискуссии приняли участие заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Александр Старовой-тов, начальник отдела нормативных правовых актов департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, заместитель начальника управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Олег Понарьин, представитель Госавтодорнадзора Елена Ульянова, руководитель группы разработчиков программного обеспечения Юрий Симонов.
Инициатор «круглого стола» Александр Старовойтов отметил, что за 9 месяцев 2012 года произошло более 150 тысяч ДТП, что на 4,3% больше, чем в прошлом году. Аварии унесли жизни более 20 тысяч человек (на 2,1% больше, чем в 2011 году). При этом на 4% увеличилось число ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей. Всего их произошло более 9700. Число жертв в этих ДТП выросло на 7,6%.
Недавно проведенные в Москве рейды ГИБДД также показали ужасающую статистику. Что особенно тревожит: среди «принявших на грудь» оказались водители общественного и грузового транспорта. На данный момент законодательно предусмотрено, что каждый водитель общественного и грузового транспорта должен проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль. У каждого водителя должен быть путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра. Они, отметки, и были у всех (!), кого задержали в ходе рейдов.
По мнению депутата, надо разобраться, в чем же проблема? Может быть, действующее законодательство что–то пропустило? Может быть, мала ответственность для водителей и перевозчиков? Или нужно менять сам подход к проведению осмотров?
Представитель ГУОБДД МВД России Олег Понарьин в своем выступлении констатировал, что за последний месяц ситуация на дорогах еще больше ухудшилась. Сейчас уже зафиксировано более
10 тысяч ДТП по вине водителей, находившихся «под мухой». Однако полицейский добавил, что 95% из этого потока – физические лица. Если говорить о вине водителей грузовых автомобилей, то таких ДТП в январе–октябре случилось 311, по вине водителей автобусов – 44. Цифры невелики, но за ними реальные человеческие жизни. И обязательно нужно разобраться, что способствует этим ДТП.
В последнее время ГИБДД беспокоит тот факт, что юридические лица – владельцы транспортных средств (ТС) стали дружно перемещаться в стан лиц физических. Мотив понятен. Слишком разнится ответственность, которую несут организованные перевозчики пассажиров (грузов) и физические лица за соответствующие правонарушения. Нужно учитывать и более высокую налоговую нагрузку, которую несут юридические лица. Вот и принялись регистрировать транспорт за физическими лицами. А у тех, разумеется, порядок хранения и обслуживания ТС, порядок выпуска на линию существенным образом отличается, и не в лучшую сторону, от организованных перевозчиков. По мнению Олега Понарьина, необходимо найти приемлемые способы контроля за выездом на линию таких ТС. Один из выходов ГИБДД видит в оснащении всех ТС, занятых перевозкой пассажиров и грузов, алкозамками, блокирующими запуск двигателя пьяным водителем. Соответствующий законопроект был подготовлен и рассматривался в Госдуме, однако его перспективы на сегодня неясны.
Говоря о совершенствовании законодательства, Олег Понарьин отметил, что необходимо гармонизировать ответственность юридических и физических лиц. Организованные перевозчики имеют ряд серьезных преимуществ в обеспечении транспортной безопасности. Это и служба безопасности движения, и контроль на линии, и гарантированный медицинский контроль, и подготовка и переподготовка водителей. Минтранс России внес изменения в закон о безопасности движения, которые обязывают юридических лиц заниматься всеми этими вопросами.
Особая тема, которую в последнее время ГИБДД держит под усиленным контролем, – перевозка учеников школьными автобусами. По результатам рейдов, в России выявлены 309 школ, где предрейсовый осмотр водителей не проводится. Благодаря принятым надзорным мерам ситуацию удалось немного исправить. Однако в 101 учреждении требуемых условий для проведения осмотров так и не создали. Это происходит в Дагестане, Тыве, Челябинской области.
Представитель Минтранса России Владимир Луговенко в своем выступлении согласился, что индивидуальные предприниматели зачастую не выполняют тех требований, которые соблюдают юридические лица – организованные перевозчики. В связи с этим Минтранс России подготовил соответствующий законопроект о приравнивании ответственности всех участников перевозок пассажиров и грузов. Сейчас документ проходит процедуру межведомственного согласования, и в ближайшее время будет внесен в правительство.
Недавно вышел 131–й ФЗ, который внес изменения в статью 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Там более конкретно прописаны требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, связанные с перевозкой пассажиров и грузов автомобильным и городским пассажирским транспортом. Закон предполагает разработку ряда подзаконных актов, которые касаются предрейсового, послерейсового и текущего медицинских осмотров водителей ТС. Соответствующие приказы готовятся Минтрансом России.
Владимир Луговенко отметил, что в существующей нормативной базе достаточно четко регламентируются все процедуры. Но в целях дополнительного регулирования законодательство постоянно совершенствуется. В частности, в Госдуму внесен законопроект, который наделяет Минтранс России полномочиями по изданию правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским пассажирским транспортом. В этих правилах будут конкретизированы мероприятия, связанные с подготовкой водителей и выпуском их в рейс.
Представитель Ространснадзора Елена Ульянова обратила внимание на то, что одно дело – организовать проведение медицинского осмотра, и совсем другое – его проводить. К сожалению, нередко при проведении проверок инспекторы сталкиваются с тем, что в  путевых листах пометки стоят, но в ходе проверки выясняется, что это явная формальность. Стопки путевых листов просто штампуются в медучреждениях и раздаются водителям перед рейсом.
Установить все эти нарушения можно только на территории предприятия, но, в соответствии с ФЗ № 294, проверки могут проводиться раз в три года. Такая мера, как внеплановая проверка, возможна только через прокуратуру. И нередки случаи, когда даже после ДТП Ространснадзор получает отказ прокуратуры на проведение внеплановой выездной проверки.
Говоря о размере штрафных санкций, Елена Ульянова сообщила, что в отношении лицензиатов, где непроведение предрейсовых и послерейсовых осмотров является нарушением лицензионных требований, сумма штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 3–4 тысячи рублей, а для юридических лиц – 30–40 тысяч. Для нелицензиатов, которые сейчас имеют право на перевозки грузов, опасных в том числе, на школьные перевозки, прямая ответственность не предусмотрена, а ответственность за неисполнение предписаний – это 1–2 тысячи рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, и 10–20 тысяч – для юридических лиц. Понятно, что перевозчику проще заплатить штраф, чем наладить нормальную работу. Елена Ульянова поддержала предложение об усилениии уравнивания ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Было бы целесообразно, по мнению представителя Рос-транснадзора, рассмотреть также вопрос о распространении лицензирования на такие виды перевозок, как заказные перевозки пассажиров, а также перевозки грузов.
Представитель ГУОБДД дополнил коллегу из Ространснадзора: административная  ответственность за неправомерный выпуск водителя на линию, оказывается, наступает в отношении должностных лиц, и только. Т. е. юридические лица не несут ответственности за эти правонарушения. Актуальность внесения изменений в законодательство очевидна.
Но есть, как выяснилось в ходе обсуждения, и инновационные технические решения, способные радикально перестроить организацию предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Юрий Симонов, представивший соответствующее программное обеспечение, отметил, что основная проблема – нехватка вре-мени для быстрого и качественного прохождения медосмотра. Получается, что зачастую сотни водителей должны пройти медосмотр за 15–30 минут. И медики хотят всех осмотреть, и водители готовы к процедуре, но сделать это просто физически невозможно. Можно, конечно, приглашать по договору или включить в штат предприятия большое количество медработников. Но это не делается по экономическим причинам. Вот вам и спешка, и заранее проштампованные путевые листы.
Группа разработчиков создала программно–аппаратный комплекс в виде терминала, который позволяет в течение трех минут пройти медицинский осмотр, при этом медработник контролирует процесс дистанционно через свой компьютер и имеет возможность подписать электронно–цифровой подписью путевой лист. Только после этого путевой лист может быть распечатан на принтере  и выдан водителю. Система значительно удешевляет процесс медосмотра, потому что стоимость комплекса примерно соответствует зарплате медработника за один месяц. Но комплекс гарантированно работает несколько лет, а зарплату медику нужно платить ежемесячно.
Если перевозчик заключает с медучреждением договор на каждого водителя, сумма за «душу» составляет 1–2 тысячи в месяц. А если водителей 300–400 человек? Предприятие, как правило, не готово платить ежемесячно 600–800 тысяч. Обычно в договоре фигурируют две–три медсестры, которым просто не под силу выпустить весь автопарк за 15–30 минут. Не лучше ли поставить несколько десятков терминалов и обеспечить нормальное обслуживание водителей? Это гораздо дешевле, чем содержать большой штат медперсонала.
Важно то, что медицинский работник проверяет данные на терминале удаленно, на своем компьютере, так что пресловутый человеческий фактор исключается. Съемка процесса осмотра ведется через видеокамеру, проводится идентификация водителя, терминал оснащен сертифицированными тонометром и алкотестером. К настоящему моменту программно–аппаратный комплекс прошел тестовые испытания, и заключаются первые договоры на его установку на транспортных предприятиях. Александр Старовойтов обещал разработчикам свое содействие в том, чтобы Минздрав России рассмотрел предложенную инновационную технологию и дал свои рекомендации по ее широкому внедрению.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

23.11.2012


просмотры:

344

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться