Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

ТО, да не то

 |  Безопасность
ТО, да не тоРеформа системы
техосмотра буксует.

ТО, да не тоРоссийский союз автостраховщиков (РСА) провел конференцию «Совершенствование системы технического осмотра транспортных средств в РФ и безопасность дорожного движения», в которой приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти, операторы технического осмотра.
На российском рынке в настоящее время действует более 500 страховых компаний, из которых более 100 занимаются автострахованием. С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом № 170–ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности по проведению аккредитации операторов технического осмотра возложены на РСА, который осуществляет контроль над их деятельностью, проводит проверки, а также ведет реестр операторов техосмотра. Как сказал президент РСА Павел Бунин, на момент принятия закона в стране действовали 1878 операторов технического осмотра, включенные в реестр автоматически, с
1 января 2012 года этот список пополнился еще 1287 операторами техосмотра, которые стали работать по новым правилам.
Как известно, решение о создании новой системы проведения ТО было принято для того, чтобы сделать ее более простой и прозрачной для автолюбителей, а также предотвратить выезд на российские дороги аварийных, реконструированных или технически неисправных транспортных средств. Предполагалось, что страховые компании при страховании обязательной гражданской ответственности автовладельцев как никто другой будут заинтересованы в том, чтобы техническое состояние автомобиля соответствовало требованиям безопасности. Другими словами, полис ОСАГО не мог быть выдан без предъявления диагностической карты или талона техосмотра. Справедливости ради надо сказать, что большинство страховщиков следовали букве закона, но нашлись и такие, кто «упростил» процедуру прохождения ТО настолько, что стали реализовывать полисы ОСАГО вместе с диагностическими картами без фактического прохождения тех-осмотра. Особенно много нареканий связано с деятельностью компании «Росгосстрах», доля которой на рынке ОСАГО по количеству заключенных договоров в октябре 2012 года составила 36,2% (34,7% – октябрь 2011 года). Естественно, это вызвало недоумение со стороны страховых компаний и операторов технического осмотра. Подтверждение тому – шквал обращений в РСА в связи с новым порядком прохождения техосмотра. По словам Павла Бунина, в течение 2012 года поступило в общей сложности 46 тысяч звонков. Большое количество жалоб поступает и в Федеральную службу по финансовым рынкам. Заместитель руководителя ФСФР Игорь Жук сообщил, что его ведомство применяет меры воздействия к страховщикам, нарушающим действующее законодательство: «Мы проверяем сигналы от страхователей. Делаем запросы, даем предписания, которые ограничивают деятельность страховых компаний в части получения разрешений на новые виды страхования. Существует и система штрафов, которые варьируются от 30 до 500 тысяч рублей». Кстати, ФСФР неоднократно штрафовала ООО «Росгосстрах» в связи с многочисленными сигналами о том, что эта страховая компания оформляла полисы ОСАГО без диагностической карты или талона ТО.
По логике вещей, если установлен факт выдачи полисов ОСАГО без наличия диагностической карты или техталона, то такой договор обязательного страхования должен быть расторгнут. На практике этого не происходит, так как, по словам Игоря Жука, «еще не было прецедентов, чтобы страховая компания отказала в возмещении пострадавшим в ДТП, если не был пройден ТО». Как ни странно, законодательство не содержит основания для отказа в осуществлении страховой выплаты по ОСАГО в этом случае, поэтому ни страховая компания, ни оператор ТО, ни автовладелец не несут ответственности за непрохождение техосмотра.
ФСФР выступает за внесение корректировок в законодательство, касающееся страховых компаний, и поддерживает предложение РСА о внесении изменений в закон о ТО, дающий возможность проверять в режиме онлайн требование закона о выдаче страховой компанией полиса ОСАГО при наличии диагностической карты, когда страховщик в течение 15 дней обязан внести информацию о выданном полисе в базу данных ЕАИСТО. В настоящее время нет технической возможности проверить все страховые компании на предмет правильности выдачи полиса ОСАГО в режиме онлайн, что и способствует злоупотреблениям.
Не остается в стороне и МВД. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2011 года № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» в МВД России создана и функционирует ЕАИСТО. Операторами ТО ТС осуществляется наполнение системы, они передают в нее ряд сведений, в т. ч. марку, модель, год выпуска, VIN и номер кузова ТС, ФИО лица, предоставившего автомобиль на ТО, адрес пункта ТО, реквизиты и срок действия талона или международного сертификата ТО, ФИО техэксперта, электронную диагностическую карту. По состоянию на 11 декабря 2012 года введена информация о 14 млн проведенных ТО ТС, подразделениями Госавтоинспекции проведено около 890 тысяч таких осмотров.
«Организован комплекс дополнительных мер, направленных на проверку соблюдения страховыми компаниями ФЗ о техосмотре. Также были выявлены проблемные вопросы, требующие дополнительного нормативного регулирования, прежде всего в части организации контроля за деятельностью операторов ТО», – сказал Владимир Шевцов. По его словам, МВД подготовило и направило в Правительство РФ и Минэкономразвития России предложения по внесению изменений в закон о техосмотре. Речь идет о введении обязательной выездной проверки готовности заявителя к осуществлению деятельности по проведению ТО и установлению минимальных необходимых сроков для ее проведения; о наличии не менее одного технического эксперта на каждом из пунктов ТО; расширении полномочий федеральных органов исполнительной власти в части установления требований к производственно–технической базе пунктов ТО, порядка использования передвижных пунктов ТО, осуществления госконтроля за деятельностью операторов ТО. Также предлагается внести изменения в КОАП в части усиления ответственности юридических лиц – операторов ТО за систематические нарушения законодательства о ТО вплоть до лишения их специального права заниматься этим видом деятельности. В целях идентификации ТС, прошедших ТО, МВД считает целесообразным введение специальных стикеров.
Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Евгений Ковтун с сожалением отметил, что реформирование системы ТО идет со сбоями и потому, что за ее реализацию отвечают 8 ведомств (Правительство РФ, МВД, Минэкономразвития, Минсельхоз, Минтранс и др.), каждое из которых имеет свое видение решения проблемы, поэтому многие документы не стыкуются между собой. Минэкономразвития России выступает за передачу полномочий одному ведомству, например, Министерству транспорта. Однако Минтранс не разделяет эту точку зрения, так как это решение потребовало бы проведения структурной реформы, передачи полномочий ГУОБДД МВД в ведение министерства.
По словам Евгения Ковтуна, анализ тарифов на проведение ТО в субъектах РФ выявил большой разброс цен. Скажем, тариф в 232 рубля – лишнее подтверждение тому, что бизнес ведется нелегально, поэтому Минэкономразвития, изучив опыт стран Восточной Европы, предлагает установить минимальную ставку тарифа на уровне 10 евро. Кроме этого, необходимо установить минимальные требования к передвижным станциям ТО.
Генеральный директор союза технических организаций «ТехЭксперт» Сергей Зайцев считает, что формирование стоимости техосмотра надо устанавливать на федеральном уровне с учетом особенностей субъектов Федерации, сегодня она зачастую устанавливается ниже себестоимости. «Операторы ТО должны иметь высокотехнологичную производственную базу, высококвалифицированный персонал, нести персональную ответственность за качественное проведение ТО, – заявил Сергей Зайцев. – Наконец, мы считаем, что регулирование техосмотра должно находиться в ведении профессиональных объединений операторов техосмотра при полной прозрачности для страховщиков, перевозчиков, автовладельцев. Должны быть сформированы экспертные комиссии, которые обязаны выезжать на место проведения тех-осмотра и давать оценку его соответствия техническим требованиям, проводить реальную аттестацию знаний техэкспертов».
Профессиональное сообщество операторов ТО задает закономерный вопрос: почему, например, в состав комитета по техническому осмотру, образованному при РСА, не входят представители операторов ТО? В ходе острой дискуссии между представителями органов государственной власти и экспертным сообществом было выявлено много болевых вопросов в сфере проведения ТО. Очевидно, что закон о техосмотре
№ 170–ФЗ в течение года показал свое несовершенство, к нему уже были выпущены 23 подзаконных акта, поэтому необходимо проявить политическую волю и признать, что в законе было допущено много ошибок.
Председатель комитета ГД РФ по транспорту Евгений Москвичев подчеркнул: «Наша задача – не обсудить в очередной раз существующие проблемы, а найти реальные решения, которые получат поддержку в высшем законодательном органе Российской Федерации и в ближайшем будущем будут претворены в жизнь».

Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»

24.01.2013


просмотры:

364

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться