Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Финального аккорда не будет

 |  Безопасность
Финального аккорда не будетКомплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте
будут развивать с учетом накопленного опыта.

Финального аккорда не будетКомплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, говоря языком спортивной терминологии, вышла на финишную прямую. Минули уже три года со дня ее принятия. Что удалось за минувший срок сделать, с каким трудностями и проблемами столкнулись транспортники, каковы дальнейшие планы по развитию и повышению уровня обеспечения безопасности пассажиров на общественном транспорте? Эти и другие вопросы обсудили за «круглым столом» представители Минтранса России, Ространснадзора, ГУТ МВД и МЧС, Комитета Госдумы по транспорту.
Из всех видов транспорта наиболее незащищенным от угроз террористов является метрополитен. И для обеспечения уровня безопасности в подземке из общего объема финансирования Комплексной программы в 46 млрд рублей – 12  выделены на подземку. За 2010–2012 годы станции метро оборудовали 140 стационарными досмотровыми и 49 сканирующими рентгеновскими установками, 155 взрывозащитными контейнерами. На входах на станции подземок установлены 70 комплектов аппаратуры радиационного контроля. По единодушному мнению участников «круглого стола», пассажиры, пользующиеся услугами скоростного подземного транспорта в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Казани, а также скоростного трамвая в Волгограде, приравненного к метро, уже сегодня надежно защищены. Чего пока нельзя сказать о метрополитенах в Москве и Санкт–Петербурге. Дело в том, что самая современная досмотровая аппаратура при той плотности пассажиропотока и перегрузках, которые испытывают столичные подземки, особенно в часы пик, не всегда является эффективной. Так что оснащение их в полном объеме будет производиться после проведения оценки уязвимости объектов, а также по результатам анализа пилотных проектов.
На обеспечение безопасности населения на железнодорожном транспорте из федерального бюджета выделено около 4 млрд рублей. Они в первую очередь были направлены на реализацию пилотных проектов на высокоскоростных магистралях, на создание зон для досмотра пассажиров высокоскоростных поездов «Сапсан», их багажа, ручной клади и личных вещей.
Что касается автомобильной отрасли, то особо следует выделить созданный в Московской области информационный центр навигационного контроля международных пассажирских автобусных перевозок. В Северокавказских республиках созданы и оснащаются вычислительной техникой и аппаратурой мобильной связи региональные диспетчерские центры. На сегодня завершено внедрение системы транспортной безопасности на 26 наиболее уязвимых объектах федеральных магистралей.
На морском и внутреннем водном транспорте основной упор был сделан на повышение уровня безопасности акваторий морских портов Владивосток, Калининград, Мурманск, Новороссийск, Сочи, Махачкала. Кроме того, самые современные технические средства смонтированы на 8 гидроузлах, а также на причалах Северного и Южного речных вокзалов и на причале Западного порта Москвы.
А наиболее успешно мероприятия по обеспечению безопасности населения, на реализацию которых выделено более 2 млрд рублей, выполняются на воздушном транспорте. За три минувших года на авиационные объекты и предприятия поставлено только досмотровой техники – интроскопов для проверки багажа, ручной клади пассажиров и грузов, стационарных металлоискателей, детекторов следов опасных грузов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ, сканеров портального типа – на общую сумму 185 млн рублей. Все они установлены в аэропортах и эффективно используются по назначению. До конца текущего года запланировано построить или реконструировать патрульные дороги в 13 аэропортах.
Заместитель начальника Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Евгений Ночкин особо подчеркнул, что за три года внедрить Комплексную программу на всей обширной территории страны не представляется возможным. Поэтому в программе главное внимание было нацелено на обеспечение безопасности на особо уязвимых участках Центрального и Северокавказского регионов и на наиболее подверженных угрозам видах транспорта – железнодорожном и метрополитене.
Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток главным положительным результатом, достигнутым за прошедшее время, считает изменение отношения к вопросам обеспечения транспортной безопасности со стороны пассажиров.
– С каждым годом реализации программы те позитивные сдвиги, которые происходят на всех видах транспорта, получают все более положительные оценки у населения, – подчеркнул он. – Что вполне объяснимо, ведь при разработке Комплексной программы были учтены замечания и предложения, поступавшие от всех заинтересованных лиц. Как от населения, так и от представителей органов исполнительной власти и субъектов всех уровней: от местных до федеральных структур.
По словам Чертока, в ходе подготовки и широкого обсуждения проекта программы она была сформирована по 5 приоритетным направлениям: повышение уровня защищенности пассажиров и персонала; гармонизация законодательства; формирование общественного сознания, активной позиции каждого гражданина; создание системы профессиональной подготовки персонала; а также создание информационной системы оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. И по каждому из направлений проведена большая работа.
– Принятие Комплексной программы совпало с периодом структурной реорганизации органов МВД, – отметил зам. начальника ГУТ МВД РФ Дмитрий Кондратьев. – В настоящее время помимо головного подразделения в систему транспортной полиции входят 10 региональных органов. Из них 8 – это управления на транспорте по федеральным округам и 2 – Забайкальское и Восточно–Сибирское линейные управления. Их главная цель – обеспечить безопасность и порядок на трех видах транспорта: железнодорожном, воздушном и водном.
Как известно, оснащение транспортной полиции техническими средствами проходит за счет гособоронзаказа. Дмитрий Кондратьев с особым удовлетворением констатировал, что оно основательно улучшилось после принятия Комплексной программы.
Особо он отметил меры, принимаемые в транспортной полиции по развитию кинологической службы. Так, только в прошлом году были закуплены 49 собак и 9 служебных автомобилей, специально предназначенных для их перевозки. За счет выделенных по Комплексной программе средств за 3 года удалось переоборудовать 8 устаревших кинологических центров, а в Забайкальском линейном управлении построить новый, который станет базовым для транспортной полиции и, возможно, учебным заведением для кинологов.
Важным моментом при возникновении нештатной ситуации является информирование оперативных служб для реагирования и принятия ими неотложных мер. А также оповещение об этом населения. Эта задача возложена на МЧС.
– Наше ведомство, – сказал заместитель начальника Управления организации программно–целевого планирования МЧС Александр Таранов, – совместно с Министерством транспорта РФ и собственниками транспортных объектов проводит комплекс мер по совершенствованию существующих систем информирования и оповещения населения, которые несут на себе еще и функции контроля и наблюдения за обстановкой на транспортных объектах. Мы создали пилотные зоны на станциях 7 метрополитенов и на 4 объектах транспортной инфраструктуры в Нижнем Новгороде – на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте.
– Такой Комплексной системы, которая была разработана и принята у нас, нет сегодня больше ни в одной стране, – заявил эксперт в области транспортной безопасности Юрий Нагерняк. – Она получила высокую оценку международного транспортного сообщества. Ее реализация стала кардинальным шагом вперед по обеспечению безопасности населения на транспорте. Государственные структуры, власть и транспортное сообщество научились взаимодействовать, прислушиваться друг к другу, находить общие решения. Однако ожидать, что угрозы терроризма в ближайшие годы сократятся, не приходится. Поэтому начатые работы сворачивать нельзя, границы транспортной безопасности следует расширять, включив в программу и обеспечение технологической безопасности, отсутствие которого также может привести к большим жертвам. На новом этапе развития программы предстоит перейти от принципа комплексности к системности. Как для государства, так и для каждого пассажира важна не какая–то отдельная зона, а обеспечение высокого уровня безопасности на транспорте в целом.
Участники «круглого стола» были единодушны в необходимости продления работ. За три прошедших года успешно заложена основа, теперь предстоит развивать Комплексную программу с учетом накопленного опыта и тех новых задач, которые предстоит решать транспортникам в перспективе.

Владимир ЧИСТОВ

29.08.2012


просмотры:

331

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться