Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не та философия

 |  Безопасность
Не та философияДорожно–транспортная аварийность, несмотря на  разработку профилактических мероприятий, остается высокой.

Не та философияДорожно–транспортная аварийность, несмотря на мощное финансовое вливание в разработку профилактических мероприятий, и в первую очередь через ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», остается высокой.
Более того, переломить ситуацию в лучшую сторону за время действия указанной программы не удалось. Показатели ДТП на дорогах за 2011 – 2012 годы вновь устремились вверх. Не ожидается их улучшения и в 2013 году. Замечу, что когда появилась указанная ФЦП, я не поленился и провел ее анализ, выявил слабые места и изложил их в письме на нескольких листах, которое направил в ГИБДД. Получил ответ, содержание которого сводилось к тому, что я ничего не понимаю и лезу не в свое дело. К сожалению, жизнь подтвердила мою правоту. Сейчас, после произошедшего, когда деньги на ФЦП использованы не эффективно, было бы логично провести глубокий анализ функционирования автотранспортной системы и выявить в ней слабые звенья. Но, увы, такая работа никому не интересна, поэтому по–прежнему предлагаемое новое в лучшем случае слабо эффективно, а в худшем – отражает личные интересы. Какие, наверное, объяснять не надо. А теперь по существу.
Начну со сравнения. Чтобы приготовить качественную яичницу, необходимо использовать яйцо. Главное к нему требование – оно должно быть свежим, а еще лучше – не содержать вредных примесей. Понятно, что из тухлого яйца пригодную для употребления яичницу не приготовить. Думаю, что все читатели с этой простейшей истиной согласятся.
Теперь давайте порассуждаем о системе подготовки водителей. То, что это система, сомнений нет, но состоит эта система, как доказывает практика своей аварийностью на дорогах, из не совсем свежих компонентов. Отсюда по порядку.
Первый компонент, который определяет качество и состояние последующих, есть философия подготовки водителей. Учитывая, что она не менялась с момента своего рождения, т. е. с начала эксплуатации автомобильного транспорта, то о ее свежести, а правильнее сказать, о соответствии потребностям современной практики говорить не приходится. Эта философия трактуется как «технократическая» и определяет приоритет технических знаний над психофизиологическими. То есть доминирует в ней изучение устройства автомобиля и функционирования его систем над изучением строения человека и функционирования его психики и физиологии при вождении автомобиля, и особенно в сложной дорожной обстановке. В практическом обучении вождению «технократическая» философия реализуется через «дрессировку», обучающую навыкам управления вместо учета психологических закономерностей становления профессионала и развития личности.
Однако мы должны понимать, что другой философии при зарождении автотранспорта появиться и не могло. Дело в том, что простота конструкций первых автомобилей, невысокая техническая надежность (постоянный выход из строя отдельных систем) и
отсутствие, а в последующем неразвитость сервисного обслуживания справедливо предопределили в качестве главного компонента обучения знание их устройства. Действительно, на нескольких поколениях отечественных автомобилей постоянно что–то капало, откручивалось, ломалось. Сервисных центров не было. Поэтому водитель обязан был знать, где поменять сальник, когда отрегулировать зазор или затянуть гайку, как произвести ремонт отказавшей детали или ее заменить и т. д. В то время по вполне понятным причинам количество автомобилей на дорогах, а также скорость, плотность и интенсивность движения были незначительными, поэтому вопросы безопасного мышления, организации взаимодействия с другими участниками дорожного движения и им подобные остро не стояли.
По этим же причинам само вождение большого труда не составляло, так как главное заключалось в том, чтобы научиться управлять автомобилем. Психофизиология профессионального обучения находилась на невысоком уровне, поэтому методика подготовки водителей сводилась, как отмечалось выше, к отработке только навыков управления. Остальное водители добирали самостоятельно через практику. Изложенный «портрет» технократической философии в системе подготовки водителей дожил до наших дней, не претерпев сколько–нибудь серьезных изменений.
Поэтому сегодня складывается такая ситуация, когда давно устаревшая и не соответствующая современному уровню развития автотранспорта философия является методологическим базисом всех надстроечных компонентов автотранспортной системы в части, касающейся подготовки водителей. Отсюда вторым не соответствующим практическим дорожным реалиям компонентом является вся нормативно–правовая и методическая база, регламентирующая и определяющая функционирование системы подготовки водителей, поскольку основана на такой же устаревшей философии. Другими словами, «блюдо» получается некачественное. Таким «блюдом» являются не только документы, касающиеся обучения водителей в автошколе, но и документы, регламентирующие подготовку преподавателей, инструкторов, экзаменаторов от ГИБДД, расследователей ДТП, порядок приема и структуру экзаменов и т. д. и т. п. Сюда же входят учебные программы, методические и другие материалы, связанные с подготовкой водителей, преподавателей, инструкторов, экзаменаторов, расследователей и т. д. В них технические знания существенно доминируют над психофизиологическими. Более того, зайдите в любую авто-школу и посмотрите на оформление классов. Всюду одни схемы с представленными в разрезе коленвалами, трансмиссиями, карбюраторами. И ни одного плаката по психофизиологии вождения.
Из вышеизложенного становится очевидным, что профессионализм любого специалиста, подготовка которого осуществлялась в рамках устаревшей (не отвечающей требованиям современной практики вождения) философии и соответствующих ей нормативных документов и методических материалов, высоким быть не может. Поэтому ожидать от такого специалиста надежных действий и качественной работы, по меньшей мере наивно. Вот главная причина и объяснение происходящих в стране «дорожных войн»!
С изложенных позиций целесообразно рассмотреть «свежеприготовленный» проект постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Каким будет результат от его реализации (после утверждения), если документ приготовлен с опорой на устаревшую философию, читатель может догадаться сам. Образно говоря, при прежнем качестве яйца сделана попытка улучшить качество яичницы путем перекрашивания скорлупы, введения поэтапной жарки, задействования более зрелого по возрасту повара и т. д. Ну что может дать увеличение возраста экзаменатора, повышение его образовательного ценза и стажа вождения, если он подготовлен по старой программе, построенной на вчерашнем дне философии? Что может дать разделение приемного экзамена на две части (кроме вышибания денег у кандидатов), если водителей готовили по изжившим себя программам преподаватели и инструкторы, сами подготовленные по «тем же лекалам»?
Итак, философия обучения водителей, в основе которой лежит «технократический» подход, безвозвратно устарела и ее должна заменить новая. Но какая?
Чтобы ответить на данный вопрос, следует провести анализ тех изменений на дорогах, которые произошли за последние 15 – 20 лет. Надо прямо сказать, что эти изменения носят радикальный (революционный) характер. Конструкция автомобилей не только усложнилась, но и внедрены разного рода автоматы; надежность транспортных средств резко возросла, то же произошло и с сетью сервисного обслуживания. Одновременно с этим существенно увеличилось количество автомобилей, произошел рост скоростей, несравнимыми стали интенсивность и плотность движения. Фигурально выражаясь, если раньше на одном квадратном километре был один автомобиль, то сегодня на том же пространстве три автомобиля тычутся друг в друга. В результате вождение существенно усложнилось. От водителя требуется не только, а лучше сказать, не столько управлять автомобилем, сколько правильно взаимодействовать с другими многочисленными участниками дорожного движения, знать и уметь противодействовать множеству опасных факторов, уметь управлять собой и т. д. В сложившихся новых условиях технический компонент в подготовке водителей потерял свою значимость. Приоритетным стал психофизиологический компонент, нацеленный на формирование мышления безопасного вождения, правильных программ поведения, оптимального взаимодействия с коллегами, пешеходами и т. д. Все это предопределило рождение новой философии в подготовке водителей, в основе которой лежит психологический подход.
Поэтому мы должны сегодня признать, что без новой философии подготовки водителей нам не обойтись, и какие бы хорошие частные рекомендации ни предлагались, должного эффекта, не изменив философию с «технократической» на «психофизиологическую» (ее можно назвать и «психологической»), не получить. Другими словами, в автошколах должны висеть не плакаты с трансмиссиями, карбюраторами, коленвалами в разрезе, а плакаты, отражающие безопасное и небезопасное мышление и поведение водителей, опасные факторы, присущие водителю, автомобилю и окружающей среде, психологические правила безопасного вождения и взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
И еще об одной дорожной беде, порождаемой старой философией, необходимо сказать. Эта беда связана с тем, что в стране не знают, что делать с водителями, многократно нарушающими ПДД. Единственный инструмент, который к ним применяется, – это «кнут» в виде штрафов, которые регулярно бездумно повышаются. Но он («кнут») на часть водителей воздействует, по яркому народному выражению, как на мертвого припарка. Поэтому по дорогам страны разъезжают автовладельцы, имеющие десятки штрафов за превышение скорости и другие нарушения. Судьба этих лихачей, как правило, трагична, но, погибая на дорогах, они уносят жизни других участников дорожного движения. Достаточно вспомнить резонансные ДТП, в которых погибли актриса, дети из детдома и другие. Недавно трагедия произошла в одном из областных центров, где молодой человек, имеющий нарушений на 27 тыс. руб. за четыре года, допустил очередное, приведшее к гибели его самого и еще трех человек. Государственные структуры, к глубокому сожалению, безмолвствуют, поскольку, кроме штрафов, ничего предложить не в состоянии.
Таким образом, если серьезно ставится задача по борьбе с ДТП, то начинать ее надо с разработки новой «психофизиологической» философии подготовки водителей, преподавателей, инструкторов, экзаменаторов и расследователей ДТП. В противном случае деньги вновь окажутся выброшенными на ветер, количество ДТП будет расти, а чиновники продолжат после очередной резонансной трагедии «махать кулаками», всячески пиаря себя.

Валерий КОЗЛОВ,
доктор медицинских наук, профессор

12.09.2013


просмотры:

438

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться