Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Эксперты души пассажира

 |  Безопасность
Эксперты души пассажира
Профайлинг как метод обнаружения злоумышленников.

Эксперты души пассажираРазвитие законодательной базы, безусловно, является одной из важнейших задач в деле обеспечения транспортной безопасности вообще и авиационной в частности. Но наряду с этим очень важно просчитать, предупредить возможную ситуацию, когда могут быть нарушены порядок и общественное спокойствие.
Одной из действенных мер сегодня является профайлинг. Эта методика, разработанная в 70–х годах прошлого века в Израиле и апробированная в США, нашла широкое применение в авиационной службе гражданских перевозок. В Российской Федерации на профайлинг обратили внимание после террористических актов 2004 года.

Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 года.
В ряде аэропортов, преимущественно принимающих международные рейсы, такие подразделения были созданы. В связи с этим сегодня термин «профайлинг», как правило, ассоциируется с понятием авиационной безопасности, неким элементом организации предполетного досмотра, заключающимся в выявлении потенциально опасных пассажиров. Делается это посредством короткого опроса специально подготовленными сотрудниками авиационной безопасности, способными по реакции и поведению пассажира определить наличие потенциальной угрозы, исходящей от него.
В действительности же профайлинг представляет собой совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека. Специалист должен обратить внимание на его внешний вид, стиль его одежды, манеру поведения, а также на количество багажа. Как тут не вспомнить роман Артура Хейли «Аэропорт». Разорившийся и сошедший с ума предприниматель Д.О. Герреро хочет взорвать самолет над Атлантическим океаном, чтобы его семья получила страховку. Он тщательно замаскировал свою бомбу, упаковав ее в коробку из–под макарон. Но своим неадекватным поведением насторожил как персонал аэропорта, так и экипаж самолета. Главное, чем он привлек внимание к себе помимо своего вызывающего поведения, – отсутствие багажа. И это при том, что рейс был межконтинентальным. Пример профайлера можно встретить и в других художественных произведениях. Это католический священник отец Браун в рассказах Гилберта Честертона, а также проницательный следователь Порфирий Петрович в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание».
В основе авиационного профайлинга лежит предположение о том, что каждый пассажир может оказаться потенциальным террористом, а каждый предмет, оказавшийся в аэропорту, – оружием или взрывным устройством. Задача авиационной службы безопасности, в том числе специалистов–профайлеров, – подтвердить или опровергнуть данное убеждение. Для этого используется целый комплекс мер, нацеленный на определение возможного намерения пассажира совершить противоправные действия. Основой для выявления такого намерения является анализ соответствия внешнего вида пассажира окружающей его обстановке, а также специальный опрос, проводимый с ним с целью определить реакцию пассажира на совершенно обычные на первый взгляд вопросы.
Анализ практики деятельности авиационных профайлеров за рубежом свидетельствует, что наблюдение за пассажирами и их поведением начинается еще на подъезде к аэропорту: в Израиле – при въезде автомашин на территорию аэропорта, в США – при высадке пассажиров из автомашин и выгрузке багажа с последующим видеосопровождением потенциально подозрительных лиц. На этом этапе основное внимание авиационных профайлеров обращено на соответствие внешнего вида пассажира окружающим его людям. Естественно, что внимание специалистов авиационной безопасности в летний период времени привлекут люди в мешковатой одежде, куртках, одетые не по погоде, в плотно застегнутых костюмах, под которыми могут скрываться оружие или взрывные устройства. К таким людям внимание профайлеров будет приковано в первоочередном порядке. Говоря о драматических событиях, изображенных в романе Артура Хейли, следует вспомнить, что действие происходит в 60–х годах прошлого века. В СССР еще не произошла трагедия со стюардессой Надей Курченко, но уже была попытка угнать самолет Ан–2, принадлежавший тому же Сухумскому авиапредприятию. Если бы профайлинг существовал в ту пору, злой гений Герреро угодил бы в тюрьму или сумасшедший дом.
Вторым этапом проверки является прохождение регистрации на рейс. Именно в этот момент изучаются путевые документы пассажира, досматриваются его вещи, анализируется общий вид человека, его поведение, речь, а также поведение сопровождающих его лиц. Именно здесь наиболее естественно без привлечения особого внимания со стороны специалиста–профайлера звучат вопросы, отнесенные к так называемой системе контрольного опроса по багажу. Общий настрой на повышение уровня безопасности полетов обычно позволяет получить ответы на все поставленные вопросы, сохраняя при этом позитивное отношение опрашиваемого к профайлеру.
В основном эти вопросы касаются целей поездки и места пребывания, увиденных достопримечательностей, совершенных покупок, предметов, находящихся в багаже, лиц, которые собирали багаж, а также вещей и предметов, не принадлежащих пассажиру, но которые кто–либо просил его перевезти. Примечательно, что после терактов в Лондоне в 2005 году в условиях повышенного уровня террористической угрозы список вопросов значительно расширился и включил в себя получение таких сведений, как наличие провозимых электроприборов и приборов, питаемых от электрических батареек, бытовых предметов, которые могли бы быть использованы как оружие (например, зонтики или вязальные спицы), содержимое бутылок с детским питанием и косметических флаконов с туалетной водой.
Целью всех этих манипуляций, которые обычно занимают 3–4 минуты, является определение поведенческой реакции пассажира. Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев эта реакция стандартна и незначительно отличается от реакции сотен других пассажиров. Если же поведение человека выбивается из привычного ряда, реакции нетипичны, то ему могут быть заданы дополнительные вопросы. После этого он может быть передан для дальнейшего анализа другим специалистам авиационной безопасности. Нетипичная реакция, как правило, свидетельствует о намерении ввести в заблуждение своих собеседников, что может скрывать под собой преступные замыслы.
Данная методика основана на утверждении того, что лица, вынашивающие преступные планы, находятся в таком психологическом состоянии, признаки которого можно установить посредством внешнего наблюдения. Речь идет не только об одежде человека (хотя манера одеваться также свидетельствует о соответствующем эмоциональном настрое), но и о манере передвигаться, мимике, свидетельствующих о переживаемых эмоциях, жестикуляции и пр. При этом профессионально подготовленный профайлер способен определить такие поведенческие особенности, как наличие скрытой или демонстрируемой агрессии, тревожность или возбужденность, отрешенность от происходящего вокруг (которая может выступать одним из признаков террориста–смертника), наличие алкогольного или наркотического опьянения и т. д. Профайлинг эффективен не только в области обеспечения авиационной безопасности, но и во многих других сферах человеческой деятельности, в том числе и в целях противодействия совершению террористических актов в местах большого скопления народа, например, при проведении массовых спортивных, культурных и общественных мероприятий. Такой вид профайлинга обычно называют массовым. Технологии применения массового профайлинга аналогичны методам, применяемым в авиационном профайлинге, и требуют своей адаптации лишь к месту проведения конкретного мероприятия.
По экспертным оценкам, потребность в специалистах–профайлерах в России сегодня достаточно велика. Качественное профессиональное обучение профайлингу необходимо сотням сотрудников аэропортовых служб. Подобные навыки востребованы у специалистов железнодорожного и речного транспорта, а также общественного транспорта и метрополитена. Вместе с тем ключевыми факторами, способствующими успешной борьбе с терроризмом, являются сплоченное гражданское общество и уверенность в профессионализме правоохранительных органов. Профайлинг при этом выступает эффективным инструментом, позволяющим обоснованно и точно определять потенциальную угрозу в конкретно взятой ситуации.

Ольга ОВЧИННИКОВА

 

13.11.2014


просмотры:

712

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться