Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Испытание экстримом

 |  Безопасность
Испытание экстримомВ Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации состоялась научно–практическая конференция «Проблемы подготовки специалистов гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта».

Испытание экстримомВ Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации состоялась научно–практическая конференция «Проблемы подготовки специалистов гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта».
Это учебное заведение давно сложилось как центр авиационной науки. Доброй традицией стало проведение научных конференций, в работе которых принимают участие как ученые и авиационные инженеры, так и студенты, готовящиеся связать свою судьбу с воздушным транспортом. На заседаниях нынешнего года обсуждались вопросы, связанные как с эксплуатацией самолетов, так и с организацией воздушного движения. Организатором и ведущим выступил кандидат технических наук Николай Ушаков, заведующий кафедрой летной эксплуатации и безопасности полетов.
Вопросам безопасности на воздушном транспорте было уделено особое внимание. Так, например, доктор технических наук Александр Гребенкин, заведующий отделением технической эксплуатации и ремонта летательных аппаратов в Егорьевском авиационно–техническом колледже, исследовал влияние реверса тяги двигателей на аэродинамические характеристики самолета. Также изучалось поведение Ту–334 во время движения по взлетно–посадочной полосе, покрытой слоем воды или слякоти. Предметом исследования была методика торможения самолета. Испытательные полеты на Ту–334 показали, что на взлетно–посадочной полосе, покрытой водой или слякотью, самолет можно удержать и избежать боковых выкатываний.
Безопасность полета зависит не только от умения пилотов управлять самолетом в ненастье. В летной подготовке большое значение имеет умение пользоваться авиагоризонтом. По статистическим данным причиной тяжелых авиационных происшествий примерно в 16% случаев является пространственная дезориентация пилотов. К катастрофе могут привести неправильное считывание и интерпретация показаний прибора. Авиагоризонт имеет две разновидности – «с прямой индикацией» и «с обратной индикацией». Но в данном определении типа есть неоднозначность – что взято за точку отсчета «прямой–обратной»? С индикацией чего – крена или тангажа? На приборах обоих типов тангаж показывается одинаково – перемещением линии горизонта.
Очевидно, определения «прямая» или «обратная» касаются индикации крена. Более точные термины – «вид с самолета на землю» и «вид с земли на самолет». Последний вариант считается отечественным, «вид с самолета на землю» – американским. Он является наиболее распространенным и установлен на большинстве типов отечественных самолетов, в том числе Ил–86 и Як–42. Казалось бы, с отечественным вариантом проще создать образ полета и перейти с визуального полета на полет по приборам. Но большинство пилотов уже привыкло к американскому варианту. Когда два года назад произошла катастрофа самолета Боинг–737–500 в Перми, в качестве одной из ее вероятных причин указывалась ошибка пилотов в восприятии показаний авиагоризонта. Именно этот злосчастный «борт» был оснащен прибором типа «вид с земли на самолет».
Вопросы летной подготовки в современных условиях затрагивал также Эдуард Советкин, пилот–инструктор самолета А–320, представитель департамента подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот». Эксплуатация высокоавтоматизированных самолетов принципиально изменила не только сферу непосредственного участия летчика в управлении полетом, но и заставила кардинально изменить подход к профессиональному обучению и оценке деятельности пилотов.
Первостепенной задачей является усовершенствование самих тренажерных комплексов. Они имеют несколько разновидностей, которые могут касаться отдельных систем или имитировать весь полет. Необходимо обеспечить адекватность моделирования условий и обстоятельств решения задачи. Многие пилоты отмечают, что выполнение процедуры ухода на второй круг на реальном самолете отлична от того, как это делается на тренажере.
Непростой задачей является и отработка упражнения по выводу самолета из сваливания – тренажер не способен имитировать это явление близко к реальности. Поэтому несмотря на то, что департамент подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот» имеет высокоавтоматизированные тренажеры, прохождение аэродромных тренировок для подготовки молодых пилотов является строго обязательным.
Практика показала, что пилоты самолетов современного поколения делятся на две категории. К первой, то есть к интеллектуалам, относятся те, кто правильно понимает роль автоматических систем, что особенно важно, когда экипаж состоит лишь из двух человек. К другой категории относятся те, кто полностью доверяется автоматике и лишь изредка контролирует ее работу. При малой летной практике они могут неправильно оценить ситуацию в случае отказа какой–либо системы и совершить ошибку в пилотировании. Поэтому цель тренажерной подготовки, с одной стороны, довести выполнение ряда действий до рефлекторного уровня, но, с другой стороны, мобилизовать интеллектуальные и психофизические качества пилота. Занятия на тренажере будут эффективны в том случае, если они будут подкреплены использованием достижений в области человеческого фактора, применением методов управления безопасностью полетов, а также связью с производством, то есть с реальной летной деятельностью.
Интерес представляла тема, связанная с подготовкой специалистов по поиску и спасению в гражданской авиации. доклад подготовили И. Семенова и Н. Лопастейская. В чем актуальность темы? Мировая практика показала, что в 90% авиационных происшествий есть шанс выжить. Кроме того, установлено, что при авиационных катастрофах у 60% погибших шансов спасти жизнь нет, но у остальных 40% они есть. Отмечено также, что 55% жертв погибают при первом (основном) ударе, а остальные 45 – в результате отравления продуктами горения при пожаре, от ожогов, а также в процессе эвакуации. Будущий спасатель должен приобрести специальные знания, умения и навыки, которыми должны обладать служащие любых спасательных подразделений, иметь представления об авиации, о конструкции самолетов и разнообразии их типов. Но не менее важно владеть и психологией – люди, попавшие в беду, ведут себя неодинаково и далеко не всегда адекватно. При подготовке специалистов особое значение будет иметь курс «Выживание в экстремальных условиях». В практику подготовки специалистов также нужно ввести спецкурс «Психологические особенности профессиональной деятельности спасателя гражданской авиации». Показателем того, насколько это важно, являются события последних лет: приводнение А–320 в США, а также нашумевшее событие, связанное с посадкой Ту–154 на аэродроме для местных авиалиний в Ижме. В обоих указанных случаях жертв не было, но для людей подобные происшествия едва ли пройдут бесследно.
Конференция показала, что развитие авиационного образования не стоит на месте и при организации учебного процесса учитываются новейшие достижения как авиационной науки и техники, так и радиоэлектроники и других высокотехнологичных отраслей промышленности. Безусловно, процесс модернизации сопряжен со многими трудностями, связанными с тяжелой финансовой ситуацией. Но самое главное то, что сами работники учебных заведений осознают необходимость ее проведения. Значит, пути решения проблемы будут найдены.

Петр КРАПОШИН


просмотры:

983

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться