Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Сложная игра по правилам

 |  Безопасность

Почему растет бумажный архив в век цифровизации?

Не так давно минул год, как перевозчики пытаются реализовывать Требования по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) для транспортных средств (ТС).

Казалось бы, это уже третий вариант требований, и все предыдущие проблемы перевозчиков должны быть учтены. Однако на деле АО «ФПК» столкнулось с новыми проблемами в дополнение к старым, не решенным уже более 10 лет.

До октября 2020 года в АО «ФПК» были всего 14 групп ТС, 14 оценок уязвимости и 14 планов ОТБ. Да, объем этих планов был велик, вместе с приложениями доходил до 250 страниц. Согласен, планы на группу ТС не могли обеспечить комплексные меры по ОТБ пассажирских поездов, поэтому мы за год реализовали пилотный проект по утверждению плана ОТБ на пассажирский поезд Москва — Воронеж. Росжелдор его утвердил, и стало понятно: пока в реестре учитываются вагоны, а не поезда, план на поезд Москва — Воронеж был первым и последним планом ОТБ пассажирского поезда.

На смену планам в 2020 году пришли паспорта ОТБ ТС, только это еще более усугубило ситуацию для нас.

АО «ФПК» было вынуждено разработать, утвердить и направить в территориальные управления Росжелдора 15 545 бумажных паспортов ОТБ ТС в двух экземплярах.

Объем паспорта по сравнению с планом действительно уменьшился до 200 страниц, но при этом по-прежнему самым объемным документом оказался договор с подразделением транспортной безопасности (ПТБ), который перекочевал из плана в паспорт ОТБ ТС.

В дополнение ко всему сама типовая форма паспорта составлена таким образом, что АО «ФПК» непрерывно должно вносить изменения в уже утвержденные паспорта ОТБ ТС.

На выполнение данной работы отвлекаются значительные трудовые ресурсы компании.

29 тонн бумаги было использовано для исполнения требований, причем половину из этого территориальные управления Росжелдора хранят у себя.

В условиях движения Российской Федерации в направлении цифровой трансформации вышеперечисленное положение дел с паспортами ОТБ ТС является анахронизмом и требует скорейшего решения.

Наиболее приемлемым решением данной проблемы, на наш взгляд, будет реализация следующих подходов.

На первом этапе, до внесения изменений в закон «О транспортной безопасности», необходимо внести изменения в требования. Во-первых, в части исключения из типовой формы паспорта ОТБ ТС данных, которые могут измениться у СТИ (перевозчика) в течение одного года один и более раз; во-вторых, в части исключения из типовой формы паспорта ОТБ ТС приложений и включения в него нового раздела, содержащего перечень разработанных СТИ (перевозчиком) документов, с указанием их реквизитов. И, наконец, в части определения в группу транспортных средств более широкого круга пассажирских вагонов в соответствии с их моделями.

На втором этапе — внести изменения в закон «О транспортной безопасности» в части возможности использования электронных паспортов ОТБ ТС и уточнения понятия «транспортное средство» применительно к пассажирским перевозкам на железнодорожном транспорте, а именно — что таковым может являться пассажирский поезд.

Еще одно нововведение мы получили в 2020 году в части оснащения техническими средствами ОТБ.

АО «ФПК» провело огромную работу по вопросам оснащения техническими средствами ОТБ.

В период с 2012 по 2014 год был реализован пилотный проект «Обеспечение транспортной безопасности пассажирского поезда», по результатам которого мы в 2017 году получили адекватные требования в части оснащения средствами видеонаблюдения и регистрации пассажирских вагонов.

В результате все закупаемые вагоны с 2015 года и вагоны, которые проходят капитально- восстановительный ремонт с 2018 года, оснащаются системами видеонаблюдения и регистрации.

Но в 2020 году для нас ввели новые правила.

Теперь необходимо дополнительно оснащать технические помещения вагона. Проблема только в том, что уже скоро год как мы не можем получить ответа на вопрос: это где в вагоне?

В дополнение добавили «переходные тамбура». В пассажирском вагоне локомотивной тяги есть просто тамбура, есть просто переходные площадки. Так что нам оснащать площадки или тамбура? Ответа тоже мы не смогли получить.

Зато в течение года мы обязаны все 15,5 тыс. вагонов оснастить техническими средствами ОТБ, причем у 4 тыс. из них к 2025 году истекут сроки эксплуатации.

В дополнение ко всему теперь мы должны оснастить пассажирские поезда средствами оповещения и связи, в том числе с локомотивной и поездной бригадами. Все это у нас есть и работает давно в рамках другого постановления правительства. Только теперь необходимо установить сертифицированные системы по ТБ.

По факту от нас требуют заменить исправные рабочие системы на новые и более дорогие или эксплуатировать две параллельные системы?

Любая компания, которая попытается реализовать требования в течение года, станет самой неэффективной в мире компанией по производительности труда.

Мы видим лишь один выход из этой ситуации, и он самый простой: в части оснащения ТС ОТБ вернуться к предыдущей версии требований.

Третья и самая неразрешимая проблема для перевозчиков дальнего следования — это проведение досмотра всех проходящих в вагон пассажиров и перемещаемых ими багажа и личных вещей, если такие мероприятия не проводились на объекте транспортной инфраструктуры отправления или проследования пассажирского поезда.

Такой досмотр в 90% случаев на промежуточных остановках будет возложен на перевозчиков.

Мы уже неоднократно озвучивали цифры ежегодных расходов на привлечение ПТБ. В масштабах бюджета России 15,7 млрд руб. — небольшая сумма. Для компании эта сумма почти в два раза превышает годовую чистую прибыль за 2019 год. Для акционерного общества такие ежегодные затраты — это потеря инвестиционной привлекательности и путь к банкротству.

С учетом опыта, мы видим, что наиболее оптимальный подход по привлечению ПТБ в пассажирский поезд — это его сопровождение нарядом из двух работников в период нахождения в рейсе, да и то на маршрутах, определяемых субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) на основании статистических данных об условиях и факторах, создающих опасность совершения актов незаконного вмешательства, в течение шести месяцев. Подводя итог, хочу сказать: законодательство должно быть направлено на комплексную защиту пассажира и должно быть выполнимым для субъектов и перевозчиков.

Михаил ЗЕНЧЕНКО,
заместитель начальника Управления транспортной безопасности
АО «Федеральная пассажирская компания»


просмотры:

2014

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться