Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Система целеполагания

 |  Безопасность

Идеология и инструментарий формирования корпоративной безопасности

Компания «Норникель» – крупнейший в мире производитель цветных и драгоценных металлов. В сферу деятельности компании входят добыча полезных ископаемых, производство, энергетика, логистика, сбыт, научные разработки, проекты социальной направленности и даже развитие туристических направлений в регионах присутствия.

Практически все эти сферы задействуют многочисленную транспортную инфраструктуру, которой владеет компания. Среди ключевых активов можно назвать Архангельский, Заполярный, Мурманский и Красноярский транспортные филиалы, включающие морские и речные порты, обширный флот. Например, только у Енисейского речного пароходства более 600 судов, которые за период навигации по Енисею успевают обработать порядка 4 млн тонн грузов. Норникель также является одним из основных пользователей Северного морского пути и владеет шестью судами усиленного ледового класса. Среди активов компании имеются и объекты воздушного транспорта – аэропорт Алыкель г. Норильска и авиакомпания NordStar (базовый перевозчик Красноярского края).

Именно поэтому слова «транспортная безопасность» для нашей компании не пустой звук, а крайне важная и «чувствительная» часть работы. В условиях нарастающих вызовов и террористических угроз мы не столько обеспечиваем сохранность грузов компании, ее активов, сколько в первую очередь думаем о социальной составляющей. О людях. Предприятия Норникеля часто являются градообразующими на территории своего присутствия. Это и огромные коллективы, и семьи наших сотрудников, и коренные народы, проживающие на Крайнем Севере. В этой связи становится приоритетным не просто формальное соблюдение нормативов в области транспортной безопасности (ОТБ), но и работа «на опережение», поиск инновационных технических решений, наиболее надежных поставщиков и так далее.

Разумеется, все наши мероприятия в сфере ОТБ проводятся в полном контакте и законном взаимодействии с профильными органами власти как на региональном, так и на федеральном уровнях.

О важности для компании транспортной инфраструктуры наглядно свидетельствуют цифры: за последнее время вложения в реконструкцию и развитие транспортно–логистической инфраструктуры группы компаний «Норникель» составили 7 млрд руб.

Теперь представьте, в каких, так сказать, физических условиях реализуется все вышесказанное: экстремально суровый климат (до –60 градусов Цельсия, штормовые ветры, девять месяцев зимы), огромные расстояния, сложная транспортная доступность.

Принципиальный момент – географическая разрозненность наших ключевых предприятий. И если в Мурманской области транспортная обеспеченность региона в целом развита, то в Норильском промышленном районе (НПР) она ограничена, в том числе в силу природных условий. Так, сообщение Норильска с Большой землей по водным путям составляет 4–5 месяцев в году, а в остальное время осуществляется исключительно по воздуху, если позволяют погодные условия.

Такой географический и климатический разброс во многом определяет наши подходы к обеспечению защиты объектов, в том числе транспортных. И, как следствие, к выбору производителей и поставщиков оборудования.

Здесь позволю себе еще одно отступление, касающееся структуры блока корпоративной защиты, в который входит департамент корпоративной безопасности. Именно в этом департаменте в 2021 году в отдельную структуру выделено управление транспортной безопасности.

Такое решение руководства компании говорит о том, что на обеспечение транспортной безопасности обращено самое пристальное внимание. Это не случайно, ведь будучи функционально оформленной в рамках соответствующего подразделения (блока, департамента, управления), транспортная безопасность вписывается в общие контуры корпоративной системы безопасности компании. В свою очередь комплексная безопасность Норникеля является неотъемлемой частью системы экономической безопасности Российской Федерации, и ее совершенствование происходит в постоянном режиме. Как следствие, и модернизация систем безопасности в компании не останавливается практически никогда.

Что это означает на практике?

Приведу пример нашей работы по линии создания и развития корпоративной системы ситуационно–аналитических центров безопасности. К настоящему времени эта система создана и сейчас находится на этапе развития и насыщения техническими подсистемами.

Здесь будет сформирован единый центр компетенций в области агрегирования, обработки и анализа информации, поступающей, что называется, с мест. И если еще в недавнем времени собираемые сведения касались только транспортной, объектовой безопасности, охранных систем, то сегодня достигнуты договоренности с другими подразделениями компании (производственным департаментом, департаментом промышленной безопасности и охраны труда, департаментом экологии, департаментом технического надзора, центром экологического мониторинга) об объединении информационных потоков в единый информационно–аналитический контур. Специалисты центра будут оформлять в соответствующие материалы все информационные потоки, касающиеся безопасности, по какой бы отраслевой линии они ни поступали.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов различного назначения, в том числе транспортных, мы оснащаем объекты компании и организаций корпоративной структуры современными инженерно–техническими средствами безопасности (ИТСБ). Это непрерывный процесс.

Подбором наилучших решений в рамках этой задачи занимается экспертный совет по инженерно–техническим средствам безопасности компании «Норникель». Члены совета четко отслеживают меняющуюся нормативную базу и всегда в курсе всех тенденций и трендов на рынке систем безопасности. Этот коллегиальный орган определяет основные направления формирования единой технической политики компании в области безопасности, и он становится вторым центром компетенций, который осуществляет функции мониторинга, анализа, выбора и закупок в сфере инженерно–технических средств безопасности.

В связи с тем, что экспертный совет выбран в качестве единого корпоративного органа и системного центра в сфере инженерно–технических систем безопасности, нам предстоит значительно расширить его функции и компетенции. В частности, предполагается подключить к работе совета представителей других подразделений и блоков компании. Затем предстоит наделить его исключительными полномочиями и ответственностью в области выбора производителей и поставщиков систем безопасности для нужд предприятий компании. Это позволит «замкнуть» выбор систем безопасности в рамках единого коллегиального органа, а также гармонизирует подходы и интересы различных отраслевых подразделений компании. Как следствие, можно ожидать снижения финансовых затрат и оптимизации нагрузки для бизнеса в указанной сфере.

В компетенции экспертного совета уже сейчас входят разработка и последующая реализация единой технической политики в области оснащения объектов системами безопасности или их модернизации.

В рамках решения этой задачи экспертный совет займется ведением научно–исследовательских работ и опытно–конструкторских работ (НИР и ОКР) в области систем безопасности. В его задачи будет включено проведение испытаний и экспертиз технологий и технических решений, а затем – актуализация перечней рекомендуемых к использованию систем безопасности и ответственных разработчиков, производителей, инсталляторов и интеграторов технических средств безопасности, удовлетворяющих требованиям группы компаний и т. п.

Наша цель – это поиск оптимальных, но при этом передовых и перспективных решений.

Что для нас принципиально при выборе? Во–первых, это работоспособность в экстремальных условиях Крайнего Севера. Подчеркну, что без проведения натурных испытаний в тех условиях, в которых предстоит эксплуатация, ни одно техническое средство обеспечения безопасности не сможет быть включено в реестр одобренных и не будет принято к закупке. Во–вторых, технические средства должны быть ремонтопригодными. В–третьих, они должны иметь потенциал для масштабирования и модернизации в перспективе. Также необходимыми условиями станут открытая архитектура и возможность интеграции в единый контур корпоративной безопасности.

Хочу подчеркнуть, что мы открыты для диалога с добросовестными участниками рынка систем безопасности и ждем конструктивных предложений от разработчиков и производителей технических решений. Мы ответственно подходим к выбору поставщиков, поэтому приглашаем к сотрудничеству тех, кто готов работать с нами не однодневно, а, что называется, вдолгую.

Как говорится, наш выбор – ваш успех.

В заключение несколько слов о правовых аспектах нашей работы в сфере обеспечения корпоративной безопасности в целом и транспортной – в частности. Отрадно сознавать, что часть предложений по совершенствованию законодательной базы, высказанных нами, уже учтена в новых нормативных правовых актах.

Однако мы традиционно провели опрос наших транспортных предприятий и филиалов на тему практики исполнения принятых за последнее время постановлений Правительства РФ о транспортной безопасности. Как результат, на основе опыта коллег из регионов подготовлен перечень предложений по актуализации действующего законодательства.

Владислав ЯМНИКОВ,

директор департамента корпоративной

 безопасности ПАО «ГМК

«Норильский никель»

Из выступления

 на форуме по безопасности


просмотры:

2345

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться