Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

20 лет на службе безопасности

 |  Безопасность

Генеральный директор ФГУП «УВО Минтранса России» Алексей Ковыршин о задачах, решаемых предприятием

Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» создано в 2002 году. Необходимость создания и развития этого предприятия была обусловлена требованиями федеральных законов об усилении противодействия терроризму и экстремистской деятельности.

В настоящее время ФГУП «УВО Минтранса России» представляет собой крупное, стабильно развивающееся предприятие, выполняющее стратегические задачи по обеспечению безопасности важных объектов транспортного комплекса страны.

Восемь филиалов обеспечивают охрану более 1000 объектов транспортного комплекса на территории всей Российской Федерации от Калининграда до Владивостока.

– Алексей Иванович, какие изменения сегодня внесены в работу ваших филиалов по охране стратегически важных для страны объектов?

– Проведение специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины внесло существенные коррективы в работу наших филиалов на юге страны. В ряде субъектов Российской Федерации введен второй уровень транспортной безопасности, в соответствии с которым проводятся дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Работники предприятия выполняют эти мероприятия непосредственно на защищаемых объектах – дополнительно было выставлено 48 постов. Кроме увеличения численности работников на постах, проводятся и другие мероприятия – увеличены интенсивность осмотров границ территории защищаемых объектов, количество дополнительных и повторных досмотров объектов.

Необходимо отметить, что принимаемые меры дают результаты: на объектах, защищаемых подразделениями предприятия, не допущено совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), выявлено 166 предметов, запрещенных или ограниченных для перемещения в зону транспортной безопасности, за различные нарушения задержано и передано сотрудникам территориальных органов МВД России и ФСБ России 267 человек.

– Какие наиболее сложные объекты и зоны риска вы бы выделили особенно?

– Стратегия национальной безопасности предусматривает повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов транспортной инфраструктуры.

В составе транспортного комплекса существуют объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет либо к потере управления экономикой, либо к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Как правило, это объекты, расположенные на Единой опорной транспортной сети Российской Федерации, имеющие важное (ключевое) значение для функционирования транспортного комплекса и обеспечения жизнедеятельности населения.

Среди них в дорожном хозяйстве – это Крымский мост и путепроводы на подходах к нему со стороны Краснодарского края и Республики Крым, мосты через Волгу в Республике Татарстан, Саратовской и Самарской областях, мосты через реки Обь и Иртыш в Уральском и Сибирском федеральных округах, мост на о. Русский через пролив Босфор Восточный, мост через Бухту Золотой Рог во Владивостоке, мостовой переход через реку Амур в Хабаровске и другие.

На воздушном транспорте – это аэропорты Калининград, Мурманск, Нарьян–Мар, Амдерма, Магадан, Южно–Курильск, Горно–Алтайск, Стрежевой, Барнаул, Кемерово, Новосибирск, Улан–Удэ, Братск, Красноярск, Астрахань, Элиста, а также объекты Единой сети организации воздушного движения Российской Федерации (275 объектов).

На внутреннем водном транспорте – судоходные гидротехнические сооружения канала имени Москвы, Красноярский судоподъемник, паромные переправы через р. Енисей.

На морском транспорте – морские терминалы в морских портах Новороссийск, Туапсе, Мурманск, Ейск, Санкт–Петербург, Ростов–на–Дону, Владивосток, Восточный, Находка.

В условиях нарастающих рисков совершения противоправных посягательств Минтрансом России реализуется единый подход при обеспечении защищенности объектов транспортной инфраструктуры, имеющих важнейшее значение для функционирования транспортного комплекса.

С этой целью в перечень охраняемых объектов включаются объекты транспортного комплекса опорных сетей автомобильных дорог, аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, морских портов, внутренних водных путей.

Такой подход к защите объектов, учитывая технологическую и функциональную взаимосвязь услуг охраны и защиты, их едином целевом предназначении (непрерывность защиты объекта), позволяет в том числе обеспечить надлежащее выполнение положений законодательства Российской Федерации о ведомственной охране и транспортной безопасности; оперативно реагировать на изменения в транспортной отрасли в части обеспечения безопасности объектов, определяющих ее непрерывное функционирование; минимизировать риски совершения противоправных посягательств и АНВ и т.д.

– C какими государственными службами или иными организациями, отвечающими за безопасность, ваше предприятие осуществляет сотрудничество?

– По вопросам организации охраны и защиты от АНВ объектов транспортной инфраструктуры ФГУП взаимодействует с территориальными органами и подразделениями Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и, конечно же, с представителями собственников охраняемых объектов и субъектов транспортной инфраструктуры.

– Давайте перейдем к более частным вопросам. Многие специалисты по безопасности считают, что рамки–металлоискатели, особенно в аэропортах и на вокзалах, способствуют скоплению людей, тем самым создавая условия для террористических угроз. Как вы считаете, какие современные технологии должны прийти на смену рамкам–металлоискателям?

– Ряд аэропортов юга России приказом Минтранса России закрыты для выполнения пассажирских и грузовых перевозок. На оставшиеся рабочие аэропорты нагрузки по перевозке пассажиров выросли в разы, увеличивается поток пассажиров, происходит увеличение скопления людей при проходах в аэропорты. В данной ситуации основным концептуальным требованием к современной системе безопасности является соблюдение баланса между обеспечением безопасности и комфортом пассажиров.

Для этого необходима новая система авиационной безопасности, позволяющая на порядок сократить время предполетного досмотра, которая может появиться в аэропортах уже в ближайшее время. Пункты спецконтроля в аэропортах можно будет пройти без очередей, больших задержек, снятия ремней и обуви, распаковки багажа. Акцент сместится на выявление подозрительных людей.

Упростить процедуру досмотра позволяет биометрическое сканирование и разделение пассажиров на категории по «степени риска». Определить, к какой группе относится тот или иной человек, поможет биометрический идентификатор в паспорте. При этом уровень внимания к тому или иному человеку будет оцениваться по информации из доступных источников загодя, до прибытия пассажира в аэровокзал.

Кроме того, в перспективе уральские ученые предложили замену традиционной рамке металлоискателя.

Новое устройство реагирует на психологическое состояние человека и действует по принципу детектора лжи.

Разработчики устройства уверяют, что оно не только намного эффективнее, но в три раза дешевле применяемых в настоящее время датчиков.

Пассажиры следуют друг за другом с интервалом 1,5–2 метра. Первый контур фиксирует исходное состояние. Второй – после громкого звукового сигнала. Если полученная разница превышает заданный нормированный порог, значит, человеку есть что скрывать.

Такие устройства устанавливаются на маршруте движения пассажиров (от электропоездов, от автобусных остановок) в сторону входных групп аэропорта еще до пересечения контролируемой зоны и способны выявлять запрещенные предметы и вещества, подозрительных пассажиров заблаговременно.

Команда инженеров Северо–Восточного университета работает над технологией скрининга пассажиров, которая может сканировать пассажиров настолько быстро, что им не придется даже замедлять шаг в зоне проверки.

Экраны смогут сканировать до 300 пассажиров в час.

Технология радиолокационного сканирующего портала, предложенная для использования в качестве дополнительного элемента предполетного досмотра авиапассажиров, позволяет бесконтактным способом обнаруживать скрытые на теле человека потенциально опасные предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом. Принцип действия системы в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра основан на голографировании и обеспечивает обнаружение скрытых на теле человека предметов из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов.

– В современном мире цифровых технологий все активнее растет потребность в высокотехнологичном оборудовании. Какие инновационные продукты, услуги есть у вас на вооружении?

– В последние годы появилось множество новых продуктов, применение которых позволяет обеспечить более высокий уровень защищенности объектов от различных угроз совершения АНВ. Сегодня в нашем распоряжении есть средства определения паров взрывчатых веществ: газоанализаторы, видеорегистраторы, ручные и стационарные металлодетекторы, инспекционно–досмотровые комплексы, используемые для досмотра транспортных средств и перевозимых ими грузов, а также комплексы досмотра днища автомобилей.

– Простите, а хватает ли вам квалифицированных специалистов в работе с таким оборудованием?

– Несомненно, что субъекты транспортной инфраструктуры не допускают к работе лиц без необходимой подготовки и аттестации. Именно эти факторы являются обязательным условием допуска работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ) к выполнению договорных обязательств.

Именно поэтому УВО Минтранса России в свою очередь уделяет большую роль подготовке кадрового состава.

Наше предприятие на основании лицензии на образовательную деятельность имеет право проводить обучение по дополнительным профессиональным программам, включая повышение квалификации обучаемых по транспортной, пожарной, радиационной безопасности, охране труда, оказанию первой помощи, профайлингу, а также по подготовке специалистов по проверке личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, уровня физической подготовки аттестуемых лиц.

В 2021 году Центром повышения квалификации и аттестации кадров ФГУП «УВО Минтранса России», включая учебные центры филиалов, всего обучены более 10 тыс. человек, из которых более 9 тыс. – работники предприятия.

Свыше 6 тыс. из 10 обучены по программам в сфере транспортной безопасности.

Наше предприятие также имеет право проводить проверки работников ПТБ в целях их аттестации для защиты на объектах Росавиации, Росморречфлота, Росавтодора и Росжелдора. За прошедший год допущены к проверкам в целях аттестации и аттестованы более 4700 человек, проведены более 6500 аттестаций, в том числе около 5300 аттестаций своих работников.

– Алексей Иванович, предприятию, которое вы возглавляете, в этом году исполняется 20 лет. Поделитесь с нашими читателями самыми значимыми достижениями, которыми вы особенно гордитесь.

– Военизированная, а ныне ведомственная охрана существует в нашей стране уже более ста лет, но наиболее активное ее развитие пришлось на начало 2000–х, с момента принятия Федерального закона «О ведомственной охране».

ФГУП «УВО Минтранса России» создано 15 октября 2002 года. Только за два первых года деятельности новой организации численность ее сотрудников возросла более чем в сто раз, что позволило к концу первого десятилетия работы занять ведомственной охране Минтранса России одну из лидирующих позиций среди охранных предприятий нашей страны. В результате нас привлекают для обеспечения безопасности важных общественно–политических и спортивных мероприятий в стране. Ведомственная охрана Минтранса России осуществляла защиту объектов транспорта в период подготовки и проведения саммита ШОС–2009, АТЭС–2012, Олимпиады–2014, чемпионата мира по футболу – 2018, а также Международных промышленных выставок «ИННОПРОМ» и Всемирных универсиад 2013 и 2019 годов. Именно наши работники обеспечивают защиту автодорожной составляющей транспортного перехода через Керченский пролив.

– В заключение ваши пожелания коллегам.

– 17 тысяч работников предприятия несут службу на объектах транспортного комплекса от Калининграда до Владивостока, выполняя важную и значимую работу. Впереди у нас грандиозные планы, много новых задач, которые необходимо эффективно решить. Поздравляю всех работников ФГУП «УВО Минтранса России» с 20–летием нашего предприятия. От всей души желаю мира, здоровья, благополучия! Прошедшие двадцать лет показали главное: мы умеем работать, ставить большие цели и достигать их вместе.


просмотры:

1975

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться