Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Каршеринговые страсти

 |  Безопасность

Что не так с автомобилями и водителями популярного сервиса?

Сотрудники МВД прогнозируют увеличение фактов незаконного использования каршеринга. По данным ведомства, все больше граждан будут садиться за руль арендованных машин без законных оснований, что вызывает необходимость улучшать механизмы контроля со стороны самих компаний. Обеспокоены в ведомстве и участившейся аварийностью каршеринговых автомобилей: в 2021 году число ДТП выросло на 41%. Негативная статистика и в нынешнем году.

«В салоне пахло перегаром…»

Недавнее громкое ДТП на столичной 1–й Тверской–Ямской улице у Белорусского вокзала выявило одну, но важную подробность: за рулем арендованного автомобиля вполне может оказаться неадекватный человек.

Одним из свидетелей аварии стал водитель «Шкоды–Октавия», который и поделился увиденным: «Я выехал с Садового кольца на 1–ю Тверскую–Ямскую улицу и встал в правый крайний ряд. Почти сразу в зеркала заднего вида увидел приближавшуюся ко мне на огромной скорости машину – это была каршеринговая «Киа–Рио». Она чудом не протаранила меня сзади, в последний момент уйдя резко левее. Далее машина еле–еле ушла от столкновения с такси, ехавшим во втором ряду. Следующими ее «целями» могли стать «Мерседес» и «Хонда–Аккорд». Уже на следующем перекрестке с Бутырским валом водитель «Киа–Рио», не снижая скорости и проехав на красный сигнал светофора, протаранил «Порше–Панамера». Удар был такой силы, что машина отлетела в «газель» с желтыми проблесковыми маячками, стоявшую за перекрестком».

Очевидцы тут же бросились на помощь и вызвали экстренные службы. За рулем иномарки премиум–класса «Порше», получившей сильнейший удар в правый бок, находился 22–летний боец ММА Асхаб Магомедов, который от удара частично потерял память. В салоне находился известный блогер, 21–летний Николай Лебедев, у которого была разбита голова, еще один молодой человек и девушка. Несмотря на травмы и ушибы, мужская часть «звездной компании» выбралась из авто самостоятельно. Девушке потребовалась помощь…

Возле «Киа–Рио» картина была более мрачной. Водитель так и остался за рулем, скончавшись на месте. По некоторым данным, 31–летний водитель Олег Шипаев ранее неоднократно задерживался за употребление наркотиков. Троих пассажиров каршеринговой машины, один из которых был в бессознательном состоянии, госпитализировали. На полу в машине, возле переднего пассажирского сиденья, лежало много пустых пивных банок. По словам очевидцев, в салоне пахло перегаром. «Один пьяный точно был. Мы хотели водителя вытащить, пульс проверили, а его не было», – сказал один из очевидцев.

Трагически закончилось и ДТП в Петербурге, где пьяный водитель каршеринга устроил массовую аварию в центре города. На высокой скорости арендованный автомобиль на светофоре влетел в другие машины. Тогда погиб 18–летний чемпион России по картингу Никита Сапежко. Спустя год виновника ДТП приговорили к шести годам заключения и штрафу, однако родителей погибшего это вряд ли успокоило. Там же произошла еще одна авария с автомобилем каршеринга, который на высокой скорости врезался в машину скорой помощи и перевернул ее.

Вторая попытка

Каршеринг (от английского car sharing – обмен автомобилями) – специальный сервис, позволяющий брать в аренду автомобиль без посещения офиса компании, в Москве появился в 1915 году. Опыт Европы показал, что бизнес может быть прибыльным. Но там он работал десятки лет: в Швейцарии автомобили начали сдавать на прокат в 1948 году. Со временем сервис распространился по многим странам мира. В СССР прокат автомобилей появился в нескольких крупных городах страны в 1956 году, однако имел ряд ограничений и невысокое качество оказания услуг. Аренда автотранспортных средств прекратила свое существование в 1974–м.

Второе появление сервиса в стране вызвало сомнения в рентабельности этого бизнеса и бережливости клиентов к арендованным автомобилям. Предрекали проблемы с заправкой и устранением неисправностей машин в процессе эксплуатации, ответственностью при ДТП…

Настороженно отнеслись к каршерингу страховые и лизинговые компании, ведь коллективное пользование машиной многократно увеличивает риск ее повреждений.

Сомнения рассеялись не сразу

Московские власти позитивно отнеслись к появлению каршеринговых компаний на столичном рынке транспортных услуг. В аренду тогда сдавали 350 машин, и специалисты говорили о необходимости иметь в столице 2 тыс. таких машин. На эту цифру вышли уже в 2017–м. Годом позже автопарк в Москве составлял 4,5 тыс. машин, в 2019 году – 16,5 тыс. Ныне автомобилей с оранжевыми наклейками более 30 тыс., и по этому показателю Москва – на первом месте в мире. На втором – Токио (21 тыс.), на третьем – Пекин (16 тыс.). Постоянно растет и число фирм, предоставляющих услуги аренды авто.

По статистике, один каршеринговый автомобиль «убирает» с городских дорог 15–20 обычных. «Именно поэтому каршеринг обычно находит активную поддержку у руководства столицы», – считает автоэксперт Екатерина Макарова. Об этом и мнение заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, слова которого приводит пресс–служба: «По поручению мэра Москвы Сергея Собянина с 2018 года операторам столичного каршеринга оказывается поддержка. Компании получили более 500 млн руб. субсидий и закупили больше 24 тыс. машин. Каршерингом в столице пользуются более одного миллиона человек. И с каждым годом он становится все удобнее».

Ныне каршеринг в Москве – это уже не просто «машина за углом», на которой можно добраться из точки А в точку Б. Это новая модель взаимоотношений людей, рационально использующих общий ресурс. Сервис не уступает в комфорте личному автомобилю, а иногда даже превосходит его. Целевая аудитория сервиса – жители молодого и среднего возраста, которые предпочитают самостоятельное вождение службам такси. При этом они стремятся сэкономить на поездках. Городу также выгодно поддерживать сервисы краткосрочной аренды. Каждым их автомобилем в среднем пользуются шесть–семь человек в сутки. Значит, одна машина каршеринга заменяет семь личных, а это снижает нагрузку на дороги, уровень загрязнения воздуха и загруженность парковок.

Разумеется, чтобы пользоваться сервисом, необходимо выполнить ряд условий, в частности, через приложение на смартфоне предъявить компании необходимые документы, после чего и происходит регистрация аккаунта. Доступные для аренды автомобили стоят в разных частях города, об их расположении водитель получает информацию из мобильного приложения на смартфон, через которое частично и осуществляется управление автомобилем – бронирование, запуск двигателя, открытие дверей…

Ныне каршерингом в России занимаются 25 компаний в 20 городах. По прогнозам, количество автомобилей сервиса в 2023 году превысит 100 тыс.

Растут бизнес и… проблемы

Сервис развивается, приобретает все более цивилизованные очертания. Чего же тогда опасается МВД?

Этому есть несколько причин. И основная в том, что с ростом числа клиентов каршеринга увеличилось количество водителей, не имеющих на аренду законных оснований. Эта проблема связана с удаленным порядком предоставления доступа к автомобилю. Такой порядок позволяет создавать подложные аккаунты или совершать кражу реальных. Более того, появился черный рынок фальшивок, где фейковый аккаунт стоит десятки тысяч рублей. Именно их владельцы чаще всего и демонстрируют неадекватное поведение на дороге. В компаниях таких водителей выявляют, вносят в черные списки, блокируют, но проблема остается острой.

Впрочем, сами компании отнюдь не белые и пушистые. В частности, до недавнего времени каршеринг в Москве был разрешен лицам старше 21 года со стажем вождения не менее двух лет. Однако появились фирмы, которые готовы отдать автомобили во временное пользование 18–летним водителям, в том числе и не имеющим стажа. По данным дорожной полиции, в прошлом году в 30 «тяжелых» ДТП инспектора обнаруживали, что совершеннолетние водители не имели прав, и во всех случаях они были виновны. А еще 13 аварий совершили водители, которые были лишены водительских удостоверений. Все они получили допуск к управлению арендованной машиной обманным путем.

Что касается аварийности с участием машин каршеринга, то за четыре года их количество в стране увеличилось почти в семь раз. Если в 2018 году были зафиксированы 143 ДТП, то год спустя произошел резкий скачок, и их уже стало 642. На данные по 2020 году повлияли действия ограничительных мер из–за вспышки ковида. Работа по краткосрочной аренде автомобилей приостанавливалась, тем не менее и в «коронавирусный» год водители этой категории попали в 633 аварии. В 2021 году на российских дорогах зафиксировано 891 ДТП с такими автомобилями. Примечательно, что в прошлом году на 27% возросло количество аварий с водителями, у которых обнаружены признаки алкогольного опьянения. Эти «пьяные» ДТП унесли жизни 15 человек и травмировали 152. А всего в 2021 году в авариях с каршерингом получили травмы 1133 человека (это на 47% больше, чем в 2020–м), а 64 человека погибли (на 137% больше).

Автомобилисты недовольны поведением пользователей каршеринга – в сети появилось множество роликов с неадекватный ездой на арендованных машинах, а на профильных форумах «арендаторов» обзывают последними словами. Виной всему – попытки сэкономить время и, соответственно, снизить стоимость аренды, а также отсутствие личной ответственности при использовании чужого имущества.

Владимир ГОНДУСОВ

Наша справка. Эксперт Национальной технологической инициативы «Автонет» Виктория Синичкина допустила, что машина в качестве личного транспорта может стать редкостью в России уже к 2030 году. По словам Синичкиной, развитие сферы автомобильной аренды мотивирует россиян массово отказываться от покупки личных авто. Эксперт подчеркнула, что в России растет популярность каршеринга и общественного транспорта. Это изменит и городскую инфраструктуру – к примеру, отпадет необходимость в больших парковках.


просмотры:

1651

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться