Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Приступить к ликвидации…

 |  Экология
2_s.jpg



Отечественная система ЛАРН должна быть готова к росту происшествий.

2.jpg

Недавнее происшествие с танкером «Надежда» показало, насколько важно иметь надежную структуру, обеспечивающую ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН). Напомним, что с 28 ноября 2015 года и по настоящее время продолжается операция по ликвидации последствий аварии танкера «Надежда» на рейде порта Невельск (юго–западное побережье Сахалина). Общее количество нефтепродуктов на борту аварийного танкера, включая судовые запасы, составляло 793 тонны. В результате проведения аварийно–спасательных работ, как сообщили в ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», с борта аварийного судна нефтепродукты сняты, загрязнение акватории и береговой полосы ликвидировано.
В настоящее время в судовом составе флота Морспасслужбы 134 единицы. Но, к сожалению, это лишь 69% от норматива оснащения аварийно–спасательных формирований Росморречфлота, необходимого для решения задач поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, а также ликвидации последствий морских аварий и разливов нефти.
В 2016 году спасатели должны получить от судостроительных предприятий три новых судна. Два из них – катера–бонопостановщики проекта А40–2Б–ЯР строит ОАО «Ярославский судостроительный завод». Еще один буксир проекта TG–17 изготавливается на мощностях ОАО «Окская судоверфь» в Нижегородской области. В период 2017–2018 годов планируется дополнительно построить на российских судостроительных предприятиях
9 новых судов.
В этот список входят четыре спасательных катера–бонопостановщика проекта А40–2Б–ЯР, четыре многофункциональных мелкосидящих буксира–спасателя мощностью 2,5–3 МВт проекта MPSV12, а также рейдовый водолазный катер проекта А160–ЯР.
В последнее время повышенное внимание уделяется обеспечению аварийно–спасательной готовности в Арктике, регионах Крайнего Севера. По сведениям Морспасслужбы, для несения аварийно–спасательной службы в Арктике подготовлены 12 судов. В это число входят многофункциональное аварийно–спасательное судно «Балтика» проекта P–70202 мощностью 7 МВт, два схожих с ним судна «Мурман» и «Берингов пролив», четыре многофункциональных аварийно–спасательных судна типа «Спасатель Карев» мощностью 4 МВт (построены в России) и пять судов снабжения типа «Капитан Мартышкин».
Кроме того, по вопросу оснащенности пунктов передового базирования в Арктической зоне оборудованием и техникой для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Морспасслужбой поданы дополнительные предложения по строительству 17 новых судов. В первую очередь требуется многоцелевое судно обеспечения ледокольного класса неограниченного района плавания. По мнению специалистов, автономность такого судна должна достигать 60 суток, а дальность плавания – 10 000 морских миль при максимальной скорости хода 15 узлов. В перечень необходимых для Арктических регионов судов также вошли четыре многоцелевых буксира проекта TG16 и четыре многофункциональных морских водолазных судна проекта SDS08.
Также рассматривается возможность приобретения линейки судов–амфибий типа ARKTOS Evacuation Craft Towing A, способных передвигаться по воде, льду и по земле. Эти суда можно применять для ликвидации аварийных разливов нефти при оснащении насосом, скимером и емкостями для собранной нефти. Длина судна 15,2 м, ширина 3,9 м, оно способно развивать максимальную скорость хода по земле и по льду до 16 км/ч, по воде – 11 км/ч. Еще требуются четыре амфибийных судна на воздушной подушке типа «Ирбис» грузового исполнения.
Достаточно успешно реализуется концепция импортозамещения в сфере производства специализированного оборудования и материалов для ЛАРН. В частности, это касается производства боновых заграждений постоянной плавучести. Российские производители выпускают данную продукцию вполне приемлемого соотношения цена/качество и дешевле импортных аналогов.
На повестке дня применение самых передовых технологий ЛАРН, включая метод выжигания нефтяных пятен с помощью лазера. Но Морспасслужба исходит из того, что необходимо использовать апробированные технологии ЛАРН, показавшие на практике свою безопасность и эффективность. При внедрении новшеств требуются длительные исследования, разработка соответствующих методик, закупка оборудования. Получив достоверные положительные результаты, можно начинать применение новых технологий, нарабатывая реальную морскую практику.
Казалось бы, в целом складывается благополучная картина, но, предупреждают эксперты, число ЧС, связанных с аварийными разливами нефти, в ближайшей перспективе будет неизбежно увеличиваться. Следует учитывать, что за последние годы в России резко возрос объем добычи, переработки и перевозки нефтяных грузов по морю. Это обусловлено расширением разработки континентального шельфа в районе Сахалина, российской части Каспийского и Балтийского морей, вводом в действие нефтяных терминалов трубопроводного комплекса в районе порта Новороссийск, Балтийской трубопроводной системы в порту Приморск, распределительно–погрузочного комплекса в порту Высоцк, отгрузочного терминала в порту Де–Кастри. Возрос грузооборот нефтепродуктов через порты Мурманск, Архангельск с восточной части Баренцева и Карского морей. Увеличился объем перевозки нефти морем в Восточной Арктике. Интенсивность судоходства, связанного с перевозкой нефтепродуктов морским транспортом, соответственно резко возрастает. Отсюда и рост риска ЧС.
К тому же провоцирует аварийные происшествия эксплуатация на износ морских судов, главным образом рыбопромысловых, небольшими частными компаниями с нарушением установленных районов плавания.
Для совершенствования и развития системы поисково–спасательного обеспечения ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» продолжает отрабатывать действия сил и средств, органов управления, организацию взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В 2015 году проведены 5 международных комплексных и 9 бассейновых учений, в ходе которых совершенствовались навыки аварийно–спасательных формирований по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в море.
Вместе с тем специалистам в области ЛАРН ясно, что госструктурам пока не по силам повсеместно обеспечить должный уровень аварийно–спасательных работ. И здесь призваны сказать свое слово частные компании. Их, кстати, насчитывается несколько сотен, но, как ни странно, в законодательстве их роль внятно не прописана. Об этом, в частности, говорили участники международного семинара, состоявшегося в Мурманске в 2014 году. Дискуссия по этому вопросу состоялась и в ходе «круглого стола» в Комитете Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду» в ноябре 2015 года.
К странностям в действующем законодательстве, по мнению ряда экспертов, можно, например, отнести то, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на сухопутной территории и внутренних водных объектов России не относятся к видам аварийно–спасательных работ. А это дает право собственникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты, не планировать меры реагирования на ЧС в случае их возникновения, не иметь договоров с аварийно–спасательными формированиями или не содержать собственные, не обладать запасом необходимых материально–технических и финансовых средств.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно–спасательных формированиях и статусе спасателя» аварийно–спасательные работы по ликвидации нефтеразливов на суше и внутренних водных объектах исключены из видов аварийно–спасательных работ. Между тем закон «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», напротив, относит их к сфере ЧС. То есть налицо законодательные противоречия.
В настоящее время специалистами группы компаний «ЭКОСПАС» подготовлены предложения по устранению противоречий, и есть надежда, что в 2016 году будут внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в другие законодательные акты, которые позволят существенно повысить экологическую безопасность в стране.
По мнению ряда экспертов, необходимо также внести определенные изменения в закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Дело в том, что предприятия, стремясь увеличить прибыльность своей деятельности, зачастую идут на сокращение расходов в сфере обеспечения безопасности, а с этим надо бороться. Для этого нужно менять контрольно–надзорную систему по соблюдению промышленной и экологической безопасности в России, исключить контакт проверяющего и проверяемого. У каждого объекта есть паспорт, который должен быть заложен в определенную программу. Доступ к ней должен иметь Ростехнадзор, а также органы прокуратуры. Ведь у каждого объекта есть определенный срок службы, и в программе должно быть отмечено, когда пора его менять.
Укреплению экологической безопасности призван поспособствовать подготовленный Минприроды России законопроект, устанавливающий административную ответственность за невыполнение обязанностей по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Документ направлен в Правительство РФ.
Проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу, согласован с федеральными органами исполнительной власти. Документ устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством обязанностей по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Основными причинами разливов нефти техногенного характера являются, как отмечают специалисты, высокая степень изношенности оборудования, незаконные врезки в нефтепроводы, аварии при транспортировке нефтепродуктов, неоперативное реагирование и последующая неслаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, недостаток финансирования, необходимого для предупреждения разливов.
Принятие документа позволит сократить риски в области обеспечения экологической безопасности на объектах недропользования, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на акваториях внутренних морей и континентального шельфа.
В соответствии с документом отсутствие утвержденного в установленном порядке Плана мероприятий по ликвидации нефтеразливов, а также его невыполнение в полном объеме и в установленные сроки повлечет административную ответственность в виде наложения штрафа. Для юридических лиц он составит сумму от 100 до 300 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, при повторном совершении правонарушения – от 150 до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности до 90 суток.
За правонарушения, связанные с непредставлением либо представлением заведомо недостоверных сведений о факте разлива нефти и нефтепродуктов, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц – от 150 до
500 тыс. руб., при повторном совершении правонарушения – от 300 тыс. до 1 млн руб.
Законопроектом также предлагается усилить меры ответственности за непредставление, несвоевременное представление либо представление в органы государственного экологического надзора заведомо недостоверной информации, необходимой для установления обстоятельств правонарушений, выявленных в ходе проверки. В таком случае штраф для юридических лиц составит от 50 до 300 тыс. руб. В настоящее время штраф за непредставление информации составляет 3–5 тыс. руб.
Одна из причин, снижающих эффективность работ по ЛАРН, состоит в том, что наряду с оснащенными силами и средствами аварийно–спасательными формированиями появилось большое количество недобросовестных поставщиков таких услуг. Эти организации получают соответствующую лицензию и, не имея квалифицированного штата спасателей и необходимого оборудования, выставляют на рынок демпинговые цены на свои услуги. Руководители же компаний–заказчиков, «не понимая», что привлечение таких фирм может привести к ЧС и уголовным делам против них самих, в погоне за дешевизной заключают с такими организациями контракты. Тем самым под угрозой ЧС оказываются и сами предприятия, и жители близлежащих районов.
Практика показала, что наибольший эффект по ЛАРН достигается в том случае, когда частные компании интегрируются в общероссийскую систему обеспечения безопасности и осуществляют свою деятельность совместно с МЧС России. Эксперты считают, что все опасные производственные объекты (ОПО) должны иметь свои паспорта безопасности и должны быть включены в состав ОПО на территории каждого субъекта РФ и всей страны. Таким образом, будет создана целостная база ОПО, на которые должны быть разработаны планы по предотвращению последствий ЧС, в том числе ЛАРН.
В настоящее время, как уже отмечалось выше, аварийно–спасательные силы готовятся к работе на арктическом шельфе. Это очень серьезная задача, если учитывать, в каких экстремальных условиях придется действовать спасателям. Сейчас проводятся встречи с руководством компаний, уточняются их требования. Пока здесь не все отрегулировано, и не все еще портовые зоны готовы к работе на шельфовых проектах.
Кроме того, приходится констатировать, что пока не выработано эффективных технологий борьбы с разливами нефти в ледовых условиях. Трудность в том, что вокруг нефтедобывающих платформ при помощи ледоколов необходимо поддерживать безледовую зону, вокруг которой будут выставляться боны. Возможно, сам лед сможет выступать в качестве сорбента – этот вопрос еще научно мало изучен.
Требует ускоренного развития производство специального оборудования и материалов. Пока импортное оборудование более современное и отвечает необходимым требованиям. До определенной поры оно было более качественным. Однако отечественные производители в последнее время, особенно в условиях санкций, стали производить более качественную продукцию, переняв лучший опыт зарубежных поставщиков. Это дает спасателям возможность осуществлять внутренние закупки у российских компаний. В частности, закупается отечественное газоспасательное оборудование, которое отличается наибольшей сложностью. Это вполне конкурентоспособные и хорошие по качеству костюмы.
Хорошо себя зарекомендовали отечественные автомобили: «УАЗ Патриот», «газели» для оперативной переброски спасателей, КамАЗы для размещения оборудования. Также в России производятся надежные средства пожаротушения, сорбенты – тоже нашего производства. Для сравнения: цена тонны сорбента отечественного производства составляет 2 тыс. долл., а зарубежного – 7 тыс. долл. Биосорбенты также производятся в России, и по качеству они ничуть не хуже зарубежных.
Сейчас стоит задача выйти на новые технологии ликвидации последствий нефтеразливов в морской среде. Недавно созданная Национальная ассоциация спасательных и экологических организаций нацелена на масштабную работу по привлечению к решению этих вопросов органов государственной власти, экологической общественности и добросовестных аварийно–спасательных компаний.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

 

 



3.03.2016

просмотры:

672

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться