Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Экологично и экономично

 |  Экология

Какие преимущества несет развитие рынка газомоторного топлива

Ученые подсчитали, что современные города, которые занимают 2% земной поверхности, производят до 70% выбросов загрязняющих веществ. При этом основная доля в загрязнении городского воздуха приходится на транспорт – более 72%. Признана взаимосвязь между концентрацией в воздухе вредных веществ (поллютантов) – твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы – и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/м3 повышает риск смерти на 6%. По данным ВОЗ, ежегодно от загрязнения воздуха в мире умирают около 4,2 млн человек, что составляет примерно 7,5% от всех случаев смерти.

Дышите глубже!

По оценке Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН Хабитат), именно на города приходится до 70% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов.

Сделать транспортную систему городов более экологичной можно разными способами: за счет правильной организации дорожного движения, применения современных информационных технологий, выведения большегрузного транспорта за пределы городской черты.

Пожалуй, одним из эффективных способов сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу может стать стимулирование использования более экологичных альтернативных видов топлива, к числу которых относится метан. Расширение его применения приводит к значительному улучшению качества городского воздуха, сокращает экономические издержки от вредных выбросов, отмечают эксперты.

Несколько цифр для сравнения: при использовании метана удельные выбросы загрязняющих веществ в три раза меньше, чем у ДТ, и в шесть раз меньше, чем у бензина. Удельные выбросы парниковых газов в 1,7 раза меньше, чем у ДТ, и в 2 раза меньше, чем у бензина. Таким образом, сокращение выбросов загрязняющих веществ и прямых выбросов парниковых газов от сжигания топлива вносит существенный вклад в экологическое благополучие городов.

По экспертным оценкам, за 5 лет использования метана в качестве моторного топлива выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории России сократились почти на 120 тыс. тонн, снижение парниковых газов составило почти 7,3 млн тонн СО2–экв.

Немаловажна и финансовая составляющая. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина, но, учитывая, что средняя стоимость ДТ составляет – 49 руб., СУГ – 27 руб., а метана – 19,5 руб., экономия на моторном топливе при использовании природного газа получается существенная. С 2016 по 2020 год российские потребители на использовании метана вместо бензина и дизеля сэкономили 117 млрд руб.

Как переход на метан может отразиться на жизни отдельно взятого города? Взять, к примеру, Санкт–Петербург. Согласно данным правительства Санкт–Петербурга, в 2019 году выбросы от автомобильного транспорта в городе составили 467 тыс. тонн загрязняющих веществ (примерно 84% от всех выбросов).

Общественный транспорт и коммунальная техника в Северной столице в среднем выбрасывают 28 тыс. тонн поллютантов в год (примерно 6% от всего загрязнения, произведенного транспортными средствами в городе). Подсчитано, что при переходе на газомоторное топливо выбросы от коммунальной техники и общественного транспорта сократятся на 18,9 тыс. тонн (4%) в год. Вроде бы немного, но перевод городской техники на газ существенно уменьшает выбросы наиболее опасных из них – взвешенных частиц. Сокращение ежегодно будет составлять порядка 300 тонн, или 28%.

В среднем, в Санкт–Петербурге умирают от сердечно–сосудистых заболеваний и рака легких, не дожив до пенсионного возраста, 8,4 тыс. человек в год. С учетом статистической корреляции около 109 смертей происходит из–за твердых частиц, выбрасываемых общественным и коммунальным транспортом. Перевод данных видов транспорта на метан позволит ежегодно спасать свыше 100 человек от преждевременной смерти, наступившей вследствие сердечно–сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака органов дыхания.

Суммарное уменьшение экономических издержек правительства Санкт–Петербурга при реализации предложенных мер составит порядка 5,8 млрд руб. ежегодно. В эту сумму входят 5,6 млрд руб., образующихся в результате недополучения услуг и продукции в связи с преждевременным уходом из жизни экономически активного населения.

С 2014 года экономия на моторном топливе при использовании природного газа в Санкт–Петербурге превысила 300 млн руб. (223 автобуса ГУП «Пассажиравтотранс»). В настоящее время городской парк автомобильной техники, работающей на природном газе, насчитывает порядка 1 тыс. единиц. При использовании новой модели транспортного обслуживания и переводе на метан 2800 автобусов экономия на топливе составит 1,5 млрд руб./год.

Если экстраполировать полученные результаты на всю территорию России, то перевод общественного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо позволит сократить смертность населения на 2,8 тыс. человек, а экономические издержки – на 152,3 млрд руб. в год.

Вывод очевиден: природный газ – самый экономически эффективный и безопасный вид топлива, в том числе для городских перевозок и коммунального обслуживания.

Перспективы – огромные

За последние 10 лет потребление метана в мире выросло на 20%. По имеющимся прогнозам экспертов (ФСЭГ), к 2050 году природный газ нарастит свою долю в мировом энергобалансе с текущих 23% до 27%. Это позволит метану стать ведущим энергоресурсом мировой энергетической системы, далеко оставив позади нефть и уголь. В абсолютном выражении мировое потребление природного газа в 2050 году превысит показатель 5,6 трлн куб. м. Это почти двукратный прирост относительно текущих объемов.

В настоящее время 80 стран мира используют метан в качестве альтернативного топлива. Мировой парк газовых автомобилей в 2000 году составлял 1,3 млн ед., в 2020 году – 28 млн ед.

Российская Федерация добилась значительных успехов в развитии отрасли газомоторного топлива. На старте этой деятельности в нашей стране было не больше 200 морально устаревших газовых заправок. С 2012 по 2021 год количество современных АГНКС выросло втрое, и сегодня в России свыше 600 станций. К 2024 году этот показатель должен превысить 1000 объектов.

Годовой объем потребления метана на транспорте в России с 2013 года вырос более чем в 3 раза, достигнув 1,2 млрд куб. м.

3 февраля в Правительстве РФ обсудили развитие газомоторного рынка в России. Совещание на эту тему прошло под руководством трех вице–премьеров – Юрия Борисова, Андрея Белоусова и Александра Новака с участием руководства Минэнерго, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, а также ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «КАМАЗ» и группы «ГАЗ». Речь шла о финансовых мерах господдержки развития газомоторного рынка.

Юрий Борисов напомнил, что в декабре 2021 года в г. Набережные Челны состоялось обсуждение ключевых вопросов развития газомоторного рынка, где был дан ряд поручений ФОИВ, в том числе по увеличению лимитов бюджетного финансирования на предоставление субсидий на переоборудование техники на газомоторное топливо, на стимулирование спроса на газомоторную технику. Также было поручено расширить перечень субъектов Российской Федерации, получающих субсидии из федерального бюджета на строительство газозаправочной инфраструктуры компримированным природным газом. Юрий Борисов выступил за необходимость увеличения мер поддержки спроса со стороны государства на колесные транспортные средства, работающие на газе.

«Сегодня транспорт, в первую очередь автомобильный, находится на этапе глобального перехода на альтернативные источники энергии: природный газ, электричество, водород. Если говорить о переходе с бензина и дизеля, газомоторное топливо представляет собой крайне перспективный вариант по совокупности факторов. Мы поддерживаем тренд по «зеленому» энергопереходу и снижению выбросов в атмосферу. Развитие газомоторного рынка – один из шагов в этом направлении. У газомоторного рынка в России огромные перспективы», – сказал Юрий Борисов.

По его словам, успех в реализации планов по переходу на газомоторное топливо зависит от слаженности действий всех участников этой масштабной и комплексной работы: производителей газомоторного топлива («Газпром», «Роснефть», «Новатэк», «Лукойл» и др.), автопроизводителей, российских предприятий, производящих газовые двигатели и баллоны. Безусловно, необходимо строительство газозаправочной инфраструктуры и покрытие сетью заправок всех регионов нашей страны, а не 27 субъектов Российской Федерации, как сегодня.

В ходе совещания Александр Новак подчеркнул, что популярность газомоторного топлива у потребителя постоянно растет: если в 2014 году объем потребления газа в качестве топлива не превышал 400 млн куб. м газа, то сегодня он достигает уже 1,4 млрд куб. м.

В марте 2020 года Правительство РФ утвердило внесение изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», в том числе ее дополнение подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Документом предусмотрены целевые показатели по потреблению природного газа на транспорте, количеству газозаправочной инфраструктуры, а также увеличению парка техники на природном газе.

Среди них – доведение объема потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2,72 млрд куб. м в 2024 году, расширение сети стационарных метановых заправок до 1273 единиц. На реализацию подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» предусмотрены 19,29 млрд руб.

По словам Александра Новака, ежегодно за счет действующих субсидий в объеме 700 млн руб. на газ переходят до 15 тыс. автовладельцев. «С тех пор в программе назрел ряд изменений, необходимо актуализировать состав участвующих в ней регионов, так как не все пользуются субсидиями в полной мере и развивают свой рынок, а также увеличить объемы ее финансирования, – считает вице–премьер. – Также стоит рассмотреть возможность стимулирования приобретения транспорта не на КПГ, а на СПГ, с тем чтобы построить заводы – мини–СПГ и загрузить газовые заправки на основных магистралях».

Строительство газомоторной инфраструктуры для различных категорий транспорта, масштабная газификация общественного транспорта, развитие полномасштабной отрасли по производству комплектующего оборудования для АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) – все эти меры вошли в перечень мероприятий утвержденной Правительством РФ Стратегии социально–экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Принятый документ определяет меры по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года.

Стратегия должна стать руководством к действию для федеральных органов власти при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации. Ежегодно до 30 ноября Минэкономразвития России будет представлять в Правительство РФ доклад о ходе реализации Стратегии, включая оценку прогресса в достижении целей и индикаторов Стратегии, уточнение долгосрочного прогноза выбросов парниковых газов.

Трудности роста

Министерством энергетики Российской Федерации определены 27 субъектов приоритетного развития рынка газомоторного топлива: города Москва, Санкт–Петербург, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртская и Чувашская.

Со стороны других субъектов Федерации также наблюдается устойчивый запрос на снижение вредных выбросов в атмосферу, и тренд перевода на газ набирает силу.

Однако регионы сталкиваются с рядом сложностей. Это в первую очередь территориальные ограничения при выделении субсидий на строительство АГНКС, действие административных регламентов, существенно замедляющих темп перевода автотранспорта на метан.

Специалисты ставят вопрос о необходимости поддержки со стороны Правительства Российской Федерации в части расширения перечня субсидируемых регионов по программе Российской Федерации «Развитие энергетики» и подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива», а также об увеличении субсидий из федерального бюджета на единицу техники, использующей КПГ как моторное топливо, на переоборудование техники, использующей КПГ, снижении административных барьеров при оснащении транспортных средств газобаллонным оборудованием и внесении данных в электронный реестр.

Эксперты признают, что при значительном увеличении количества газозаправочных станций и объема потребления газа в качестве моторного топлива ощущается дефицит заводского транспорта на метане.

Сегодня в России налажен выпуск более 300 моделей автомобильной газомоторной техники, 227 тыс. автомобилей работают на метане. К 2024 году для потребления 2,7 млрд куб. м будут необходимы почти 600 тыс. единиц техники. Однако загрузка заводов по выпуску техники на метане не превышает сегодня 30%. Достижение целевого показателя по потреблению метана в качестве моторного топлива, зафиксированного подпрограммой «Развитие рынка газоморного топлива», требует увеличения автомобильного парка на 370 тыс. автомобилей, то есть практически вдвое, менее чем за 4 года. Первоочередной задачей развития газомоторного рынка становится увеличение количества автомобилей, работающих на природном газе. Поэтому необходимо использовать имеющийся потенциал автопроизводителей по выпуску пассажирского транспорта, коммунальной техники, машин скорой помощи, пожарных автомобилей, таксопарка.

Уже проведена большая работа по расширению газозаправочной сети в России. Важно, чтобы строительство новой газозаправочной инфраструктуры было синхронизировано с работой отечественных производителей по расширению модельного ряда техники на природном газе.

Реальный вклад

Например, ПАО «КАМАЗ» активно занимается разработкой и внедрением модельного ряда газомоторной техники, работающей на СПГ и КПГ.

На рынке уже несколько лет успешно эксплуатируются грузовые автомобили – КамАЗ–5490 на сжиженном природном газе. ПАО «КАМАЗ» готовит к запуску в серийное производство Hi–Tech–версии седельного тягача КамАЗ–54901, работающего на сжиженном природном газе. По своим характеристикам двигатель соответствует уровню «Евро–6». Пробег на одной заправке составит около 1500 км.

В компании видят потенциал для вывода этой версии в том числе и на европейский рынок. Серийный выпуск этой модели позволит КамАЗу удовлетворить растущий спрос на технику, работающую на природном газе. Основной объем тестовых работ планируется завершить к началу лета. К этому же времени должна пройти сертификация автомобиля. Запуск в серийное производство запланирован на конец III – начало IV квартала этого года.

В рамках нацпроекта БКД в апреле 2021 года в Новосибирск были поставлены 40 автобусов большого класса НефАЗ–5299–40–57, работающие на компримированном природном газе, а также партия автобусов НефАЗ–5299–30–57 большой вместимости по программе обновления муниципального транспорта.

По условиям контракта КамАЗ передает Новосибирску 100 автобусов НефАЗ в два этапа: первую партию из 50 автобусов – до конца 2021 года, еще 50 автобусов – во втором квартале 2022 года.

Рестайлинговый автобус НефАЗ–5299–30–57 – новая модель в продуктовом портфеле КамАЗа, поставки техники начались в 2021 году. Автобусы данной модели уже пополнили парки Уфы, Кемерово, Нижнекамска.

Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»


просмотры:

3113

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться