Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Новые технологии – в действии

 |  Экология

Эксперты обсудили современные направления развития водного транспорта

В последнее время в мире наблюдается устойчивый тренд на замещение классического топлива для транспортных средств (дизель, бензин, мазут, керосин) альтернативными видами топлива, в том числе сжиженным природным газом, энергией аккумуляторных батарей, водородных топливных элементов, что ведет к значительной экономии на затратах.

Повышение экологичности транспорта будет зависеть от роста доли альтернативных видов топлива и источников энергии в транспортном секторе. Это обусловлено как глобальной климатической повесткой, так и ужесточением международного регулирования сферы, связанной с выбросами парниковых газов транспортными средствами.

Аналогов за рубежом нет

В сегменте морского и внутреннего водного транспорта также ужесточаются международные требования к выбросам парниковых газов грузовыми и пассажирскими судами, повышаются требования к качеству используемого топлива. По экспертным оценкам, в мире до 2035 года доля водного транспорта, работающего на альтернативных видах топлива, может составить 10%.

Одним из перспективных направлений является строительство электросудов, которые могут стать одной из точек роста внутреннего водного транспорта в России.

Первой российской компанией, наладившей серийное производство электросудов, стала компания «Эмпериум». «Аналогов серийного производства судов на электродвижении такого ледового класса и вместимости за рубежом нет», – утверждает главный конструктор ООО «Эмпериум» Алексей Рябов.

Все началось с экспериментального катамарана «Эковольт» на электрической тяге – первого российского судна на электродвижении. По словам Алексея Рябова, сочетание передовых технологий – электрических двигателей, оптимизированных обводов корпуса, эффективной пропульсивной системы, высокоэнергетической батарейной системы и современной электроники со вполне приемлемой стоимостью – позволяет считать эту модель одной из лучших в своем классе. Конструкторы воплотили модульный принцип сборки судна, что позволяет легко строить на данной платформе суда различных типов и назначений.

ООО «Эмпериум» строит два скоростных катамарана Ecocruiser класса река–море для судоходной компании «ВодоходЪ». Один из них спущен на воду 28 июня 2022 года. Электросудно нового поколения получило название «ЭкоходЪ» и стало первым прогулочным теплоходом из серии экофлота компании «ВодоходЪ». Пассажирское судно на электродвижении «ЭкоходЪ» 29 сентября 2022 года прибыло в Красноярск и уже весной начнет осуществлять регулярные пассажирские перевозки на маршруте Красноярск – Дивногорск, а также прогулочные рейсы в акватории Красноярска.

Среди перспективных разработок компании – однопалубный вариант Ecocruiser с гибридной силовой установкой, который будет курсировать в Санкт–Петербурге по Неве и Невской губе, а также прогулочное двухпалубное туристическое судно ледового класса Cityvolt для речных прогулок любого формата – от классических обзорных экскурсионных рейсов до гастрономических круизов.

По реке – круглый год

Уже ни у кого не вызывает сомнения востребованность электросудов в качестве городского транспорта, учитывая их очевидные преимущества: экологичность, пониженный уровень шума, низкая стоимость 1 км пути.

Так, в столице реализуется крупный инвестиционный проект, направленный на возобновление регулярного пассажирского сообщения по Москве–реке на базе современных электросудов.

Надо сказать, что первые речные трамвайчики появились в Москве в 1923 году, и уже через 10 лет, к 1933 году, по Москве–реке курсировали более 70 судов, которые многие десятилетия пользовались популярностью у горожан. В столице в 2023 году возобновят рейсовые пассажирские речные перевозки, которые были отменены в 2006 году.

Корпус речных трамвайчиков, тяговый электродвигатель, климатическая установка, система ГЛОНАСС, панели обшивки, автоматизированная аппарель, система управления освещением, бортовые двери, остекление и все программное обеспечение управления – полностью российского производства. В перспективе на электросудах смогут внедрить беспилотное управление.

Для речных маршрутов поэтапно введут в эксплуатацию 21 электросудно ледового класса. Это позволит перевозить пассажиров круглый год. Длина речных трамвайчиков составит около 22 м, они будут вмещать до 50 пассажиров (включая маломобильных граждан). Любопытно, что электросуда получат имена в честь московских рек. Например, первое судно «Синичка» было названо в честь притока Яузы, в настоящее время заключенного в подземный коллектор. Второму судну присвоено имя «Филька» (по названию малой реки на западе Москвы).

В тестовом режиме электротрамвайчики начнут ходить с открытием речной навигации в 2023 году. Сначала движение откроют по первому регулярному маршруту – парк «Фили» – причал Киевский, а в дальнейшем планируется организовать второй маршрут – Автозаводский мост – Печатники.

Каждым из двух маршрутов смогут пользоваться 15–16 тыс. пассажиров в сутки. Экономия времени на поездках по отдельным участкам маршрутов составит до часа. Например, путь от парка «Фили» до причала Верхние Мневники на автобусе занимает 65 минут. По воде можно будет добраться всего за 13,5 минуты, то есть в пять раз быстрее. А от Печатников до Коломенской набережной с одного берега на другой можно будет переправиться всего за три минуты.

Организация рейсовых пассажирских речных перевозок позволит улучшить транспортное обслуживание и создать альтернативные варианты поездок почти для 1,5 млн человек, проживающих в 18 районах Москвы.

Городу предстоит решить сложную задачу – разместить несколько десятков причалов с электрозаправками для новых речных трамвайчиков. Всего на Москве–реке сделают 23 плавучих причала диаметром 10 и 16 м и вместимостью до 42 и 80 человек соответственно. Также установят два пункта отстоя и технического обслуживания флота в Мневниковской пойме и Нагатинском затоне. Современные оригинальные причалы–шайбы позволят принимать два судна одновременно. Проход на посадку будет вестись через турникеты, специально адаптированные для слабовидящих и маломобильных пассажиров – с яркой цветовой подложкой и большим шрифтом на экранах. На причалах будут работать табло с онлайн–расписанием – точно так же, как и на многих остановках общественного транспорта.

Использование электрических судов позволит улучшить экологическую ситуацию в городе. Трамвайчики не будут наносить вред акватории реки и станут хорошим примером для частных судоходных компаний.

Умные суда

Важнейшим современным трендом является развитие цифровых технологий, автоматизация и автономизация водного транспорта. В области автономного судовождения наша страна – в числе мировых лидеров.

Генеральный директор «Ситроникс КТ» Андрей Родионов рассказал об амбициозном проекте – безэкипажном судне коммерческого флота, в рамках которого разработана базовая технологическая платформа, на основе которой оснащены 4 судна коммерческого технического флота (сухогруз, шаланда, земснаряд, танкер), сформирован ряд нормативно–правовых документов.

«Автономное судовождение – это повышение безопасности, предсказуемости поведения судов, снижение операционных издержек», – убежден Андрей Родионов. Инженеры компании разработали автономный навигационный комплекс для морских судов, который представляет собой бортовое оборудование, береговой пункт дистанционного управления и средства связи.

Сердце комплекса – автономная навигационная система, которая позволяет формировать окружающую морскую обстановку, получать информацию со всех датчиков, вести судно по заданному маршруту, автоматически производить анализ навигационной обстановки.

Система автоматического маневрирования и расхождения анализирует все цели как неопасные, потенциально опасные и опасные, после чего осуществляет маневр.

Оптическая система анализа морской обстановки позволяет береговому капитану получать ту же информацию, которую он получал бы стоя на мостике судна. Система дает обзорную картинку 3600, обрабатывает ее, подстраивается под каналы связи различной пропускной способности, может сама детектировать цели, определять расстояние до морских судов и служит дополнительным источником информации для автономной навигационной системы.

Система координированного управления судном получает команды от автономной навигационной системы и осуществляет маневрирование, умеет ходить по курсу, управлять судном на малых ходах.

Система управления техническими средствами судна для автономного плавания осуществляет сбор всей информации с технических средств судна, делает анализ, выдает рекомендации, позволяет с берега управлять судном.

Пульт дистанционного управления, установленный на берегу, связан с бортовым управлением через стандартные каналы связи.

Отдельно создан инструмент – виртуальная среда моделирования, который потребовался для проверки гипотез о проверке системы маневрирования. Система позволяет создать любую морскую обстановку и проигрывать десятки тысяч маневров расхождения, что позволяет анализировать, правильно ли был сделан маневр или нет.

По словам Андрея Родионова, в работе находятся два парома, которые будут ходить из Ленинградской области в Калининградскую область по морю в автономном режиме.

Нормативно–правовая база РФ далеко продвинулась в проведении таких проектов, считает эксперт, однако пока не удается преодолеть недоверие к искусственному интеллекту, поскольку его действия не всегда доступны экспертной оценке. Еще одна проблема – большое количество импортного комплектующего оборудования на наших судах. «По мере развития проектов автономного плавания будут возникать вопросы сопряжения с этими системами. Не все западные производители готовы сотрудничать, некоторые вообще блокируют доступ к устройствам», – констатировал Андрей Родионов.

По его мнению, уже при проектировании судов на российских верфях можно делать закладки, чтобы в дальнейшем эти суда стали автономными, что серьезно удешевит их автоматизацию и повышение автономности в дальнейшем. В целом нужен центр компетенций по сертификации, экспертизе и сопровождению проектов по автономному судовождению. Также надо стремиться к удешевлению каналов связи.

Сегодня у потенциальных заказчиков есть запрос на управление караваном судов (транспортным, ледовым, дноуглубительным), а для развития автономного плавания на реке требуется повысить загрузку и логистику речных судов.

С точностью до 10 сантиметров

По оценкам специалистов АО «ГЛОНАСС», в 2020 году объем рынка маломерных судов составлял 150 тыс. ед, и каждый год эта цифра увеличивается. Ежегодно силами МЧС на водных объектах проводятся 3 тыс. спасательных работ, силами субъектов – более 7 тыс., привел цифры ведущий инженер департамента главного конструктора АО «ГЛОНАСС» Максим Сорокин. При этом более половины случаев приходится на опрокидывание судов, порядка 15% случаев связаны с затоплением, до четверти случаев гибели людей происходит в результате падения за борт.

Компания разрабатывает систему мониторинга маломерных судов, которая позволяет вести мониторинг местоположения судов в зоне ответственности системы, осуществлять контроль и соблюдение геозон и маршрутов, дает возможность автоматического или ручного вызова экстренных служб при ЧС, обработки данных наблюдения судов и обмена этими данными между маломерными судами.

«Для этого маломерные суда должны быть обеспечены специальным навигационно–информационным оборудованием, которое сможет в режиме реального времени определять местоположение судна и передавать эту информацию в систему мониторинга судов, при экстренной ситуации информация будет направлена диспетчерами в соответствующие службы, – пояснил Максим Сорокин. – Чтобы обеспечить установку навигационного оборудования на маломерные суда, в части нормативно–правового обеспечения предлагается внести изменения в Техрегламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», в котором определить, какие классы маломерных судов должны быть оснащены подобной аппаратурой спутниковой навигации для обеспечения экстренного вызова. Проблема в том, что передача экстренного вызова по мобильной сети на территории РФ полностью бесплатна, а через спутниковый канал связи – нет. Поэтому вторым направлением правового регулирования станет обеспечение бесплатности передачи экстренного вызова через спутник».

Основные экономические эффекты от создания системы мониторинга выражаются в снижении тяжести последствий аварий при ЧС на судах посредством сокращения времени реагирования, уменьшении времени проведения поисково–спасательных работ, круглосуточном контроле местонахождения судов.

В настоящее время отмечается большой спрос на использование высокоточных систем позиционирования, альтернативных радионавигационных наземных локальных систем, способных работать в сложных условиях распространения сигналов в окружающей среде.

АО «ГЛОНАСС» развивает сервис высокоточной навигации по технологии PPP (Precise Point Positioning), который позволяет потребителям добиться точности навигационных определений до 10 см в любой точке евразийского и арктического регионов без использования локальной наземной навигационной инфраструктуры.

Возможности отечественного сервиса высокоточного позиционирования чрезвычайно актуальны для освоения Арктической зоны. Раньше такие решения предоставляли зарубежные компании, которые ушли с российского рынка.

В АО «ГЛОНАСС» сделали собственный аналогичный сервис, построенный на отечественном ПО и отечественных технологиях. Его испытания прошли на Северном морском пути. Судно шло из Мурманска в море Лаптевых, и на всем протяжении маршрута через спутниковую связь передавалась информация о его местонахождении. При этом на всем протяжении трека достигалась точность 15–20 см, что в условиях высоких широт и полного отсутствия локальной наземной навигационной инфраструктуры очень неплохой результат. «Отечественная разработка уже востребована на рынке и в дальнейшем ее возможности будут развиваться», – отметил Максим Сорокин.

Активному развитию Арктической зоны РФ также будут способствовать проекты, создаваемые с использованием надежных навигационных систем и систем по информационной безопасности, считают эксперты. Речь прежде всего идет о навигации по фарватерам морских судов, не зависящей от метеоусловий, беспилотном вождении, автоматизации большинства технологических процессов на территории морских портов или перевалочных хабов, а также мониторинге передвижения и обеспечения личной безопасности персонала.

Татьяна ЛАРИОНОВА,

обозреватель «ТР»


просмотры:

2740

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться