Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Рождение Сабетты

Рождение СабеттыВ Ямало–Ненецком автономном округе прошла церемония закладки основания морского порта Сабетта. В ней принял участие министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов.

Рождение СабеттыНовый толчок для развития Северного морского пути и всего Уральского федерального округа даст реализация проекта «Ямал СПГ» на северо–востоке полуострова Ямал. В рамках проекта планируется построить морской порт и завод по переработке сжиженного природного газа (СПГ). В церемонии закладки основания морского порта Сабетта приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, а также руководители компаний – участниц проекта.
Напомним, Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал в октябре 2010 года. Пилотный проект получил название «Ямал СПГ». В его рамках предусматриваются строительство завода по сжижению природного газа и создание морского порта Сабетта на северо–востоке полуострова Ямал. Порт будет расположен на западном берегу Обской губы, в 5 км к северо–востоку от вахтового поселка Сабетта и в 30 км к юго–востоку от поселка Тамбей (Ямало–Ненецкий автономный округ).
Именно там состоялась официальная церемония закладки капсулы в первую сваю будущего порта. Погода благоволила церемонии: собравшихся встретили неожиданно щедрое солнце и тепло. С приветственными словами к гостям обратились министр транспорта РФ Максим Соколов, глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, губернатор Ямало–Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Немногим позднее они заложили в основание сваи специальную капсулу с вложенным в нее текстом – обращением к потомкам.
«Сегодня состоялось большое событие – закладка крупнейшего в современной истории России морского арктического порта в Сабетте, – заявил в своем выступлении министр транспорта РФ Максим Соколов. – Этот проект имеет большое значение не только в развитии Ямало–Ненецкого округа – порт по–новому обозначит геополитическое значение России и выведет ее в лидеры арктического освоения. Уже через четыре года здесь будут отгружены первые 5 млн тонн грузов, а еще через два порт выйдет на проектную мощность в 15–16 млн тонн в год. Это важное и серьезное событие для морской инфраструктуры и для освоения энергетического потенциала России». Максим Соколов подчеркнул, что проект «Ямал СПГ» развивается на основе принципов государственно–частного партнерства. Так, за счет бюджетных средств предполагается провести дноуглубительные работы, создать судоходный канал и систему управления движением судов, а ОАО «Ямал СПГ» (основной акционер ОАО «НОВАТЭК») построит наземные объекты портовой инфраструктуры.
Основные участники проекта – ОАО «Ямал СПГ» (80% акций принадлежат ОАО «НОВАТЭК», 20% – французской нефтегазовой компании Total), Росморречфлот, ФГУП «Росморпорт». Генеральный проектировщик – ОАО «Ленморниипроект». Объем инвестиций в строительство порта из федерального бюджета в 2012–2016 годы составит 47,2 млрд рублей, инвестиции НОВАТЭКа – 25 млрд рублей. На первом этапе планируется построить причалы для приема крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. Как ожидается, первые модули порт Сабетта примет в июле 2014 года. На втором этапе будут построены причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. В 2016 году начнется отгрузка первой продукции СПГ, в 2018 году порт выйдет на мощность 18 млн тонн. На третьем этапе в 2020–2025 годах мощность порта может быть увеличена до 50 млн тонн за счет реализации других проектов. Кроме того, он обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота РФ.
Проект также предусматривает строительство рядом с портом завода по сжижению природного газа на базе Южно–Тамбейского месторождения, запасы газа которого (категории С1+С2) оцениваются в 1,3 трлн куб. м. В целом же ресурсная база для производства СПГ, расположенная на севере полуострова Ямал, превышает 10 трлн куб. м. Предполагается, что завод будет построен в три очереди, пуск которых намечен на 2016, 2017 и 2018 годы. Мощность завода составит 16,5 млн т СПГ в год с возможным увеличением до 30 млн т, предполагаемый уровень добычи – 1 млн т газового конденсата. Произведенный СПГ предполагается вывозить по Северному морскому пути, для чего и понадобилось строительство порта Сабетта.
Как рассказал в ходе пресс–конференции глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, инвестиционное решение по проекту будет принято через полгода после проведения госэкспертизы, намеченной на август 2012 года. Он также отметил, что оперативность в ходе реализации проекта во многом стала результатом командной работы, в которой принимали участие представители Министерства транспорта РФ и Министерства энергетики РФ. Он также выразил благодарность федеральной и местной власти за поддержку при согласовании, прохождении экспертиз и разрешений на строительство. «Это непростые процедуры, но мы прошли их очень быстро», – отметил он. Леонид Михельсон также подчеркнул, что проект движется в плановых сроках.
Тем не менее подрядчик пока не выбран. Напомним, в июне 2012 года «Росморпорт» объявил открытый конкурс на выполнение работ по строительству объектов порта Сабетта стоимостью контракта почти 7 млрд руб. Заявки на участие в конкурсе подали три компании, однако конкурс был признан несостоявшимся из–за несоответствия предложений его условиям. Как сообщил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, в настоящее время ведется подбор подрядчика, которого теперь предстоит определить не через конкурс, а распоряжением Правительства РФ. Он пояснил, что действующее законодательство предусматривает такую возможность.
В целом реализация проекта «Ямал СПГ» позволит российской газовой промышленности выйти на новые рынки сбыта углеводородов и диверсифицировать направления экспорта природного газа, а порт Сабетта станет важным опорным пунктом России при освоении ресурсов Арктики. Также в рамках проекта будут созданы новые рабочие места. «Порт не только даст толчок для развития всего Уральского федерального округа, но и создаст огромное число рабочих мест и в целом будет иметь мультипликативный эффект для региона», – отметил губернатор Ямало–Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Завершающее слово взял генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, который с искренним чувством радости и юмором сказал: «Первый груз газоконденсата мы ждем на трассах Северного морского пути с большим нетерпением, следуя словам Пушкина: «Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья». С завершением проекта Севморпуть приобретет то новое значение, которое должен иметь в третьем тысячелетии. Поэтому порт Сабетта – вторая Мангазея ямальской земли, – заключил он.

Наша справка:
ОАО «НОВАТЭК» – второй по объемам добычи производитель природного газа в России после Газпрома. Созданная в 1994 году, компания занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало–Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 84% добычи природного газа в России и приблизительно 17% мирового объема добычи газа.

Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»

26.07.2012


просмотры:

268

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться