Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Городам – транспорт, жителям – мобильность

Пассажирские перевозки: проблемы, предложения и пути решения.

В рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности, состоявшейся в Москве, помимо тематических «круглых столов», презентаций, конференций, были организованы специализированные выставки «ЭлектроТранс», «Электроника–Транспорт», «Транспортная Светотехника», CityBus.

Ежегодно в России автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят более 10 млрд пассажиров. Услугами метро пользуются 3 млрд, а электричек – более 1 млрд человек. Сейчас перевозки обеспечивают 135 тыс. автобусов и 15 тыс. троллейбусов и трамвайных вагонов. В столицах регионов парк общественного транспорта насчитывает 71,5 тыс. единиц. Вместе с тем потребность регионов до 2030 года в обновлении парка автобусов составляет 65 тыс., троллейбусов – 5,1 тыс., трамваев – 4,2 тыс. единиц. Эти данные были озвучены на заседании президиума Госсовета, которое провел Президент России Владимир Путин.

Отмечалось также, что интерес к общественному транспорту растет изо дня в день. Транспорт становится мобильнее, комфортнее, все больше отвечает запросам пассажиров и тем самым заметно уменьшает потребность населения городов пользоваться личным транспортом.

Вместе с тем любое развитие, в том числе и в транспортной отрасли, предполагает решение различных проблем. Некоторые из них стали предметом обсуждения в рамках «круглого стола» «Внутренние и международные автобусные перевозки. Проблемы, предложения и пути решения».

От бумаги – к цифре

Один из вопросов, на котором заострила внимание генеральный директор ООО «Центр Решение» Анна Бессмертных, касался организации автобусных перевозок детей. Довольно часто транспорт опаздывает – мешает дорожная ситуация или транспорт в связи с поломкой выходит из строя. Соответственно, требуется замена автобуса. Однако замена транспортного средства должна осуществляться в рамках одной компании. Транспорт другой компании может быть привлечен к обслуживанию детей только при наличии соответствующего уведомления. А такового нет, поскольку процедура законодательно не прописана. Вот и выходит, что крайними остаются дети.

Другой актуальный вопрос – подготовка большого пакета документов для организации автобусных перевозок детей.

– В век цифровизации, в век передачи информации через электронные системы закон обязывает нас распечатывать приблизительно 15–20 листов различных документов для того, чтобы осуществить эту перевозку, – подчеркнула Анна Бессмертных. – Так, может быть, есть какая–то возможность нам избежать очередных финансовых наказаний за то, что элементарно не распечатаны 15 листов бумаги, которая на сегодняшний момент достаточно дорогая? Мне кажется, что это не очень сложный вопрос. Переход на электронные ресурсы не ослабит работу контролирующих органов, поскольку существует возможность проверять подлинность и активность этих данных.

Своим мнением о развитии IТ–решений на пассажирском автотранспорте поделился генеральный директор ООО «Артмарк» Евгений Устюгов. Он отметил, что его компания уже 29 лет занимается вопросами развития программных решений для автомобильного транспорта и является старейшей и самой крупной на российском рынке.

Исторически сложилось так, что все значимые IT–решения родом из Барнаула, Тулы, Ижевска, Воронежа, Липецка, словом, из регионов. Именно там работают талантливые IТ–разработчики, которых, как это ни удивительно, не более 50 человек на всю Россию.

– Законодательная и регулятивная политика душит и не позволяет создавать современные качественные сервисы для пассажиров и автотранспортных предприятий, а точнее, не позволяет даже применять на практике и развивать соответствующие продукты, несмотря на то, что реально качественные и надежные программные решения уже существуют и имеют наше российское гражданство, – подчеркнул Евгений Устюгов.

Эксперт напомнил о выступлении премьер–министра РФ Михаила Мишустина в Астане, в котором шла речь о том, что для настоящего развития страны необходимо объединять компетенции и возможности. Однако именно с компетенциями в IT–сфере, а точнее с их использованием, серьезные проблемы. Если же допустить разработчиков с доказанным положительным опытом внедрения IТ–продуктов к широкому тиражированию технологий, развитие экономики кратно ускорится.

– Но госкомпании считают, что первым делом нужно создать свой уникальный продукт, – заявил Евгений Устюгов. – Что значит свой? Неужели продукт от старейших российских IT–компаний, скажем так, «токсичен» и не является нашим общим достоянием? Необходимо понимать, что разработать продукт – это лишь 1% успеха. Далее необходимо его развивать. Новому продукту придется пройти тот же путь, что и уже существующему. Успех на этом пути будет зависеть от наличия команды компетентных разработчиков и времени.

В качестве примера Евгений Устюгов привел одно из самых сложных направлений экономики – автобусные перевозки, где благодаря повседневной практической работе удалось добиться полной цифровизации бизнес–отношений перевозчиков и автовокзалов, пассажиров и онлайн–интернет–агрегаторов, включая электронный документооборот с применением электронных цифровых подписей. Тем не менее повсеместное их использование крайне затруднено: на пути, как уже отмечалось, немало административных барьеров.

В свою очередь заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко отметил, что очень хорошо, когда имеет место ощутимый прогресс, но порой развитие техники и технологий опережает их нормативно–правовое обеспечение. Оно возникает, когда эти технологии уже появились. Причина состоит, так сказать, в весомости законодательного акта, в количестве необходимых нюансов, не учитывать которые нельзя.

– Есть федеральные законы, которые готовятся в течение года,  а есть такие, которые разрабатываются несколько лет, – пояснил докладчик. – К примеру, ФЗ № 220 разрабатывался 10 лет. Ведь, готовя нормативную базу, нужно учитывать интересы бизнеса, обоснованные требования контрольно–надзорных органов, экспертные заключения общественных организаций и, самое главное, запросы пассажиров.

Электротяга в помощь

Среди актуальных тем автотранспортной отрасли текущего года – производство отечественных электромобилей и их востребованность. Развитию отрасли сегодня уделяют большое внимание Президент России и Правительство РФ. Об этом в рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности говорил член Экспертного совета Государственной думы, председатель программного комитета выставки «ЭлектроТранс 2023» Рашид Артиков. Он отметил, что производство нового экологичного «Москвича», тесное взаимодействие таких крупных российских компаний, как «Росатом», «Россети», «КАМАЗ» и ряда других по сборке электротранспорта, да и вообще ситуация, когда многие страны стремятся отказаться от двигателей внутреннего сгорания, являются для России отличным стимулом для продолжения интенсивной деятельности в этом направлении.

– Наш президент сказал, что все чиновники должны пересесть на отечественные автомобили. Я бы хотел добавить – на отечественные электромобили. Тогда сразу началось бы развитие инфраструктуры и самого производства, – отметил Рашид Артиков. – А еще мы очень нуждаемся в талантливой молодежи. Впрочем, сегодня есть примеры, когда талантливые молодые ребята тесно сотрудничают с предприятиями–производителями. И здесь создаются такие разработки, за которыми, могу с уверенностью сказать, буквально охотятся такие иностранные компании, как «Ниссан», «Тойота», «Мерседес–Бенц», «БМВ».

Один из дней форума под названием «Молодежный день» был посвящен презентациям курсовых и дипломных работ студентов и выпускников российских вузов. Речь также шла о планах по трудоустройству молодых кадров. Инженеры и технологи предприятий, принимавшие участие в мероприятиях, присматривались к студентам, а потом многим из них предлагали поработать с перспективой на возможное дальнейшее трудоустройство.

– На данный момент основная задача – это консолидация усилий всех, кто работает над развитием электротранспортной отрасли. Нужны соответствующие стандарты, нужно создавать электротранспорт, который, помимо своей экологичности, должен быть комфортным, с мягким ходом, и чтобы всем этим в большей степени занималась наша молодежь, которая стремилась бы не куда–то уехать, а наоборот, остаться в России и работать в отечественных компаниях.

Перспективы развития электротранспорта в России обсуждались также в рамках дискуссионного клуба «Приоритетные направления мобильности населения и повышение качества услуг: мультимодальность, экология, цифровизация». Проделанной работой поделилась старший руководитель исследовательских проектов аналитического центра НАФИ Елена Гусева.

Деятельность Национального агентства финансовых исследований многопрофильная. Одно из направлений связано с транспортной сферой, в том числе с электрическим транспортом.

Эксперт отметила, что число россиян, осведомленных о перспективах развития и положительных сторонах электромобилей, за три года (с 2020 по 2023 год) возросло с 76% до 92%.

Выяснилось также, что к основными преимуществами электромобиля по отношению к автомобилям с ДВС являются экологичность (67%), экономия на бензине/дизеле (56%), тихая работа двигателя (52%), низкий транспортный налог (14%), бесплатная парковка (10%).

Заметно возросло и число электромобилей на российских дорогах: в 2020 году от общего количества личного транспорта электрокаров было 28%, а в 2023 году – уже 45%.

По итогам исследования был составлен так называемый портрет желающего приобрести электромобиль. Это мужчина в возрасте от 18 до 34 лет, проживающий в городе.

Вместе с тем в числе главных барьеров, сдерживающих приобретение россиянами электромобилей, были названы недостаточное количество электростанций для зарядки (64%), высокая стоимость (54%) и отсутствие сервисов по ремонту (41%).

– Если же говорить об электротранспорте как об одной из главных составляющих городского транспортного каркаса, то спрос на него сегодня очень высокий, – 

подчеркнула Елена Гусева. – К примеру, в Москве каждый девятый из десяти опрошенных пользуется услугами метрополитена, каждый седьмой – электробусом, каждый второй москвич – услугами трамвая.

Быстрее, комфортнее, экологичнее

А еще девять из десяти москвичей положительно оценивают запуск речного электрического трамвая. Каждый второй житель столицы хотел бы пользоваться электросудами для передвижения на работу или в другие места назначения.

В июне 2023 года был открыт первый московский маршрут речного трамвая на Москве–реке. Знаковым событие стало потому, что после распада СССР этот вид транспорта прекратил свое существование в столице из–за нерентабельности, а большинство судов перешли в руки частных перевозчиков.

В конце сентября текущего года в столице был открыт второй регулярный круглогодичный маршрут речного электротранспорта. В ближайшее время из Перми в Москву будет доставлена партия из пяти плавучих причалов для регулярного речного электротранспорта. Они будут полностью интегрированы в систему московского транспорта.

Новые причалы – полностью российской разработки. Они экологичны, работают исключительно за счет электричества и отвечают всем современным требованиям безопасности. Изготавливают их на судоверфи в Перми, сами электросуда – в Санкт–Петербурге, а финальная сборка производится уже в столице.

Формированию водного транспорта как полноценного вида общественного транспорта должно способствовать включение его в систему городского транспортного каркаса путем расширения маршрутной сети и увеличения числа остановочных пунктов.

О роли водного транспорта в системе общественного транспорта в рамках заседания Общественного совета Министерства транспорта РФ рассказала председатель Общественного совета при Росморречфлоте, директор по судоходной политике общественного отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Анна Исаева.

Она отметила, что в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с перспективой до 2035 года говорится о необходимости повышения роли внутреннего водного транспорта с учетом его преимуществ как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида транспорта. И здесь в приоритете должны быть решения задач по сокращению пути для пассажиров, созданию безбарьерной среды на протяжении любого из маршрутов, повышению качества пассажирской инфраструктуры и т. д.

Сегодня на территории России действуют порядка 250 морских линий и речных маршрутов. Обслуживают их 350 пассажирских судов различного класса, в том числе более 65 скоростных.

Регулярные перевозки морем осуществляются в таких регионах, как Мурманская, Архангельская, Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Краснодарский и Красноярский края, Республика Крым, Чукотский автономный округ и  других.

При перевозках используются пассажирские и грузопассажирские суда различных проектов, как водоизмещающие, так и на подводных крыльях и воздушной подушке.

В 2022 году объем перевозок превысил 4,5 млн человек, из которых подавляющее большинство – 4,4 млн – традиционно были перевезены на каботажных линиях.

– Отрадно, что регулярный водный транспорт постепенно становится электрическим, – отметила Анна Исаева. – К примеру, в навигацию 2023 года, помимо Москвы, новые маршруты водного общественного транспорта, обслуживаемые электросудами, открылись в Красноярске.

Между тем потребность в пассажирских судах для развития водных маршрутов до 2030 года оценивается в 140 единиц. В стране необходимо также построить более 100 стоечных судов, плавучих причалов, дебаркадеров и понтонов, заменить либо реконструировать не менее 55 стационарных причальных сооружений и соответственно открыть 68 новых морских линий и речных маршрутов для улучшения транспортной доступности регионов.

В целях обновления флота и снижения среднего возраста пассажирского судна разработана программа льготного лизинга. Кроме того, федеральным органам власти совместно с регионами поручено разработать маршрутную сеть на единой глубоководной системе в европейской части России, определить основные пункты посадки/высадки, потенциальные объемы перевозки, количество и типы судов, а также принять решения, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей и портов, включая объекты зарядной инфраструктуры.

Зоркий глаз статистики

Из общего числа автобусов, обеспечивающих сегодня городскую мобильность в стране, почти 58% – старше 15 лет. При этом средний возраст автобуса составляет почти 17 лет. На долю техники в возрасте до 3 лет включительно приходятся 8% парка. Наибольшую потребность в замене общественного транспорта испытывают 10 регионов с самыми старыми автобусными парками. Около 75% автобусной техники в парке принадлежат российским маркам. Доля китайских автобусов – 3,4%. Белорусские автобусы занимают 6–е место с долей 2,9%.

Крупнейшим игроком на рынке автобусов в Российской Федерации выступает холдинг «Группа ГАЗ», который включает ОАО «Павловский автобусный завод», ОАО «Ликинский автобусный завод», ОАО «Курганский автобусный завод». Общая производственная мощность этих предприятий составляет 20 тыс. автобусов в год.

На долю еще одного крупного отечественного производителя автобусов – ПАО «НЕФАЗ», входящего в группу предприятий ПАО «КАМАЗ», приходятся 3 тыс. автобусов в год. Столько же автобусов ежегодно производит завод «Волгабас Волжский».

– Продажи новых автобусов по итогам 2022 года достигли 13 тыс. единиц. Впервые за последние пять лет доля малого класса автобусов уступила лидерство на рынке и сократилась на 12,3%, уступив место автобусам большого класса, – рассказала директор департамента оценки бизнеса и активов консалтинговой компании «НЭО» Елена Варламова. – Мы связываем это с усилением мер господдержки, поскольку потребность в обновлении автобусов большого класса была больше, чем автобусов малого класса.

С января по ноябрь 2022 года цены на новые автобусы в среднем выросли на 17,9% и составили примерно 7,3 млн руб. за штуку. Анализ сегмента новых городских автобусов, закупаемых через тендерные площадки, показал, что государственные транспортные учреждения приобретают автобусы преимущественно большой и средней вместимости.

За первый квартал 2023 года продажи новых автобусов выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной прирост показателей реализации автобусов по федеральным округам за первое полугодие 2023 года обеспечили такие округа, как Северо–Кавказский, Дальневосточный, Уральский, Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Северо–Западный.

Что касается планов по обновлению автобусного парка в 2023–2024 годах, то финансирование в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в России в 2023 году увеличено до 37,36 млрд руб., в 2024 году – до 37, 6 млрд руб. Кроме того, программа лизинга автобусов с привлечением средств Фонда национального благосостояния на общую сумму 44 млрд руб. в 2023–2024 годах позволит поставить не менее 4 тыс. автобусов. При этом срок лизинга – 7 лет с нулевым авансом. Также в планах – выделение в 2023 году 50 млрд руб. на предоставление специальных казначейских кредитов для закупки более 6 тыс. автобусов преимущественно для малых городов и сельских территорий.

Транспортный «натурпродукт»

Количество натуральных образцов подвижного состава, представленных в экспозиции форума, составляло пять единиц. Российский разработчик и производитель современного городского электрического транспорта, официальный партнер выставки «ЭлектроТранс 2023» компания «ПК Транспортные системы» представила версию троллейбуса «Адмирал» 6281.01 с увеличенным автономным ходом. Его запас в зависимости от погодных условий будет составлять минимум 20 км. Благодаря применению современных комплектующих температурный режим, при котором троллейбус сохранит работоспособность, составляет от +40 до –40 градусов. Процесс подключения и отключения троллейбуса от контактной сети благодаря российской системе штангоуловителя занимает всего несколько секунд.

Еще один транспортный «натурпродукт», который был представлен в экспозиции, – троллейбус КамАЗ–62825. Троллейбус является представителем модельного ряда электротранспорта КамАЗ, оснащен накопителями энергии, позволяющими ему автономно передвигаться до 30 км. Зарядка батарей происходит от контактной сети во время движения.

Троллейбус КамАЗ–62825 соответствует всем требованиям по оказанию услуг, комфорту пассажиров и доступности. У него низкий уровень пола, увеличенный проем средней двери, просторная накопительная площадка с мягкими упорами для стоящих пассажиров, комфортная пневмоподвеска, система книлинга, которая позволяет наклонять кузов троллейбуса для удобной посадки и высадки пассажиров, механическая аппарель для беспрепятственного въезда в салон маломобильных пассажиров. Оборудован троллейбус и системой информирования пассажиров.

Уфимский трамвайно–троллейбусный завод также представил собственную разработку – электробус с ночной зарядкой модели УТТЗ–624201 «Электрогород». Емкость батареи обеспечивает запас хода 250 км.

Как отмечалось в рамках Российской недели общественного транспорта и городской мобильности, к основным тенденциям, которые будут наблюдаться на рынке общественного транспорта Российской Федерации в ближайшие 2–3 года, относятся рост роли электробусов, что подразумевает перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для них, а также увеличение степени импортозамещения.

*   *   *

Информационными партнерами Российской недели общественного транспорта и городской мобильности выступили печатные издания АО «Издательство Дороги» – газета «Транспорт России» и журнал «Автомобильные дороги».

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР».

Фото автора.


просмотры:

1060

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться