Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Зеленые легкие» дать городам

Качество жизни людей – задача первостепенная.

Самым распространенным и востребованным, как известно, является городской общественный транспорт. Но до последнего времени в своем развитии он значительно отставал от прочих видов транспорта. Во многом это связано с тем, что его финансирование определяется возможностями соответствующего городского бюджета. А возможности у городских бюджетов различаются, и значительно. Но транспортные услуги определенного качества, комфортности и безопасности должны предоставляться гражданам независимо от места жительства. И обеспечить такие равные возможности можно только с государственной поддержкой. И особенно важно государственное участие в решении экологических проблем: именно транспорт больших городов – одна из основных причин ухудшения экологии.

С упором на экологический аспект оценим прошедший недавно форум «Общественный транспорт 2023».

Три столпа развития

За последние 70 лет развитие транспорта в мире осуществлялось стремительными темпами, что привело к ситуации, которая у специалистов получила название «гипермобильность». За этот период население Земли увеличилось в три раза, но при этом объемы пассажирских перевозок выросли в 15 раз, товарные грузопотоки – в 20 раз, количество автомобилей выросло в 22 раза, а уровень автомобилизации – в 7,4 раза (с 20,3 до 148 легковых автомобилей на 1 тыс. человек). Очевидно, что в ближайшие десятилетия объемы пассажирских и грузовых перевозок будут только увеличиваться.

Если развитие транспортной отрасли будет проходить на базе применяемых сейчас технологий, это неизбежно приведет к росту экологической нагрузки. Необходимость изменений в организации работы транспортной системы признают в большинстве стран, в том числе и в России. Для России сегодня эта задача становится особенно актуальной в связи с высоким уровнем изношенности подвижного состава и дорожной инфраструктуры.

С учетом глобальных тенденций развития транспорта и стратегических приоритетов развития Российской Федерации наиболее важными представляются три направления реализации мер по снижению негативного воздействия транспортной отрасли на окружающую среду.

Развитие городского общественного транспорта. В крупных городах транспорт оказывает наиболее интенсивное воздействие на качество жизни людей. Создание удобной, доступной и безопасной сети общественного транспорта повышает качество жизни в городах и способствует росту мобильности населения. Кроме того, развитие общественного транспорта в мегаполисах приводит к сокращению использования личных автомобилей, что не только улучшает экологию, но и снижает нагрузку на улично–дорожную сеть.

Развитие транспорта на экологических источниках энергии. Отказ от бензина и дизельного топлива и переход на экологичные источники – один из перспективных механизмов снижения негативного воздействия транспортной отрасли на состояние окружающей среды. К таким видам энергии относятся: электричество, сжиженный и компримированный природный газ, водородные топливные элементы. Реализация программ по развитию электротранспорта и транспорта на ГМТ, а также созданию соответствующей инфраструктуры решает задачи по кардинальному сокращению выбросов в атмосферу. Транспорт на водородных топливных элементах перспективен, имеет ряд важных преимуществ перед электромобилями, в том числе большую энергоэффективность.

Перевод грузовых и пассажирских потоков на более экологичные виды транспорта (модальный сдвиг). Модальный сдвиг – это перевод грузо– и пассажиропотоков с менее экологичных видов транспорта (автомобильный, авиационный) на более экологичные (внутренний водный и железнодорожный транспорт), что позволяет разгрузить наиболее напряженные транспортные магистрали. При этом модальный сдвиг имеет огромный потенциал с точки зрения снижения негативного воздействия транспортной отрасли и во многих случаях является более экономически выгодным и технологически простым способом решения экологических и климатических проблем отрасли по сравнению с переводом транспорта на экологичные источники энергии.

Но самым важным с точки зрения сохранения окружающей среды является экологизация городского общественного транспорта – основного звена инфраструктуры города. Его доступность и комфорт – главные показатели качества жизни. Низкий уровень развития общественного транспорта – это своего рода индикатор сложной социально–экономической ситуации в городе.

В большинстве российских городов система общественного транспорта нуждается в комплексном обновлении. Возраст свыше 15 лет имеют 75% парка транспортных средств, 80% инфраструктуры наземного электротранспорта изношено. Средний возраст трамвайного парка в крупнейших городах страны составляет около 26 лет. По сравнению с сопоставимыми по населению зарубежными городами потеря времени в пробках на одну поездку для жителей крупных российских городов выше в 4–10 раз, уровень смертности в ДТП – в 1,5–2 раза, уровень вредных выбросов – до 1,5 раза. Около 80% выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе канцерогенов, в городах приходится на автомобильный транспорт.

Таким образом, обновление всей транспортной системы российских городов должно вестись с упором на экологические виды транспорта. Работа в этом направлении идет, и началась она со столичного транспорта.

Москва, и не только…

Москва, как столичный мегаполис, в своем развитии, конечно же, сталкивается с транспортными проблемами. И решает их успешно именно за счет развития городского общественного транспорта. Причем упор делается на его экологизацию.

Разумеется, возможности Москвы, прежде всего финансовые, нельзя сравнивать с возможностями других российских городов, даже Санкт–Петербурга. Но, с другой стороны, и нагрузка, и требования по экологии к столичному транспорту выше, чем в целом по России.

Ключевыми особенностями развития системы общественного транспорта Москвы стали: расширение метро с введением в эксплуатацию Большой кольцевой линии, строительство Московских центральных диаметров, Московского центрального кольца, расширение парка электробусов. Постоянно развивающаяся сеть рельсового транспорта Москвы по состоянию на октябрь 2023 года включает: 263 станции метро, 136 станций МЦД, 31 станцию МЦК. Переходы между тремя этими коммуникациями позволяют пассажирам выстраивать наиболее удобные маршруты. Билетное меню делает поездки более экономными. Станции МЦД и МЦК стали точками притяжения наземного транспорта – автобусов, электробусов, трамваев.

Переходя в целом к российской проблематике, необходимо отметить, что за последние годы здесь наметились позитивные тенденции. В российских городах наблюдается рост перевозок на рельсовом транспорте, прежде всего в метрополитене, трамвае и пригородном железнодорожном транспорте. С 2023 года троллейбусы с автономным ходом эксплуатируются в Новосибирске. В Самаре в следующем году начнут курсировать новые электробусы, а в Саратове к 2025 году запустят скоростной трамвай.

Проблему обновления подвижного состава и изношенной инфраструктуры в российском масштабе без господдержки не решить, и используются для этого различные источники.

Реализуемая в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» инициатива социально–экономического развития «Мобильный город» предусматривает предоставление субъектам РФ на основе конкурсного отбора транспортных средств в лизинг со скидкой до 60%.

В 2020–2022 годах в рамках проекта БКД АО «ГТЛК» поставило в городские агломерации 1484 транспортных средства, в том числе 1142 автобуса на ГМТ, а также 240 троллейбусов и 43 трамвая.

811 единиц пассажирского транспорта были закуплены по инфраструктурным бюджетным кредитам, оператором которых выступает ППК «Фонд развития территорий», среди них: 403 автобуса, 79 троллейбусов, 50 трамваев, 272 вагона метро и семь составов электропоездов для Московских диаметров.

Программа комплексного развития городского электрического общественного транспорта реализуется в десяти российских регионах: Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.

Программа предусматривает поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов.

В 2023 году программа заняла призовое место в Международном климатическом конкурсе «Зеленая Евразия», в номинации «Низкоуглеродный транспорт».

Предполагаемый объем инвестиций в инфраструктурные проекты в рамках программы оценивается в 231 млрд руб. Проекты будут финансироваться за счет средств инвесторов, кредитов ВЭБ.РФ, федерального бюджета.

В 2023 году Правительством РФ было принято решение о выделении в 2023–2025 годах субсидий в размере 86,5 млрд руб. десяти субъектам РФ на реализацию проектов, связанных с комплексным развитием городского электрического транспорта, а также с освещением и благоустройством прилегающих территорий.

Обновление парка общественного транспорта имеет хорошие перспективы. Согласно инициативе «Мобильный город» предусматривается поставка в регионы более 2750 транспортных средств, а также строительство либо реконструкция 112 км трамвайной инфраструктуры. С помощью инфраструктурных бюджетных кредитов планируется закупить порядка 700 транспортных средств. По поручению Президента России в рамках специальных казначейских кредитов выделены дополнительные 50 млрд руб., на которые планируется закупить более 6 тыс. автобусов.

Разработанный АО «ГТЛК» инвестиционный проект «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» предусматривает приобретение в 2023–2024 годах не менее 4130 автобусов, работающих как на дизельном, так и на газомоторном топливе, за счет средств Фонда национального благосостояния, предоставляемых АО «ГТЛК» на особых условиях возвратности, и кредитных средств, привлекаемых компанией на финансовых рынках. Транспортные средства будут предоставляться на условиях некоммерческого лизинга на срок до семи лет со средневзвешенной ставкой 6,8%.

«Зеленое» финансирование

Проекты в сфере развития низкоуглеродного транспорта отнесены к категории «зеленых» во всех международных и национальных таксономиях. Это является сигналом для всех участников рынка для привлечения инвестиций в отрасль. «Зеленые» транспортные проекты могут рассчитывать на более выгодные условия финансирования. Это важно с учетом не самой высокой коммерческой рентабельности этого транспорта в сравнении с традиционными видами. Практика выпуска «зеленых» облигаций в различных юрисдикциях показывает, что на транспорт приходится один из наибольших объемов привлеченного финансирования (от 6% до 29% общего объема выпуска «зеленых» облигаций). Больше средств направляется только на развитие «зеленой» энергетики (от 25% до 60% в зависимости от региона). Так, в 2022 году мировой объем «зеленых» облигаций, выпущенных в целях финансирования транспортных проектов, составил 91,6 млрд долл. (порядка 20% общего объема эмиссии «зеленых» облигаций).

В России транспорт входит в одно из восьми направлений, отнесенных к категории «зеленых» в соответствии с утвержденной постановлением Правительства РФ в сентябре 2021 года российской таксономией «зеленых» проектов. Задача таксономии – определить на государственном уровне те проекты и технологии, которые признаются «зелеными» и должны получать дополнительный импульс к развитию.

В соответствии с таксономией «зелеными» могут считаться те виды автомобильного, рельсового, авиационного и водного транспорта, которые используют экологичные источники энергии. В качестве дополнительного критерия соответствия в таксономии указываются параметры выбросов парниковых газов на тонно– или пассажиро–километр, которые не должны превышаться.

Под категорию «зеленых» подпадают проекты, предусматривающие закупку и производство транспорта на экологичных источниках энергии, а также перевод существующего транспорта на экологичные источники энергии. Кроме того, к «зеленым» направлениям деятельности отнесены строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии.

Проекты в сфере развития низкоуглеродного транспорта являются одним из наиболее востребованных направлений российской «зеленой» таксономии. Из тринадцати выпусков облигаций, прошедших верификацию на соответствие таксономии и включенных в перечень ВЭБ.РФ, шесть выпусков направлены на финансирование проектов транспортной отрасли. Их доля от общего объема эмиссии «зеленых» облигаций составляет около 75%.

«Зеленые» облигации, направленные на финансирование транспортных проектов, выпущены правительством г. Москвы, ОАО «РЖД», ПАО «КАМАЗ», АО «Синара–Транспортные Машины» и ВЭБ.РФ.

Прошедшие верификацию проекты реализуются по четырем из десяти направлений «зеленой» таксономии. Они нацелены на развитие рельсового и автомобильного транспорта на экологичных источниках энергии, а также соответствующей инфраструктуры.

В июле 2022 года ВЭБ.РФ осуществил выпуск «зеленых» облигаций на сумму 50 млрд руб., верифицированных рейтинговым агентством «АКРА». Средства от размещения облигаций направлены на рефинансирование четырех проектов, три из которых реализуются для развития низкоуглеродного транспорта: московского метро, пригородных пассажирских электропоездов московского транспортного узла и трамвайной сети Таганрога.

Так, для замены выбывающего подвижного состава и повышения комфорта и безопасности пассажиров приобретены и предоставлены в лизинг ГУП «Московский метрополитен» 768 вагонов метро.

Парк пригородных железнодорожных поездов обновлен за счет приобретения и передачи в лизинг 17 пригородных пассажирских электропоездов. Подвижной состав эксплуатируется на Рижском, Белорусском, Савеловском и Киевском направлениях Московского транспортного узла.

В рамках модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» на первом этапе построены 10,53 км трамвайных путей, по маршруту запущены 10 трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции. В рамках второго этапа проекта планируются модернизация 34,7 км трамвайных путей, реконструкция пяти тяговых подстанций и трамвайного депо, а также закупка 40 единиц подвижного состава.

В мае 2021 года правительство г. Москвы осуществило выпуск «зеленых» облигаций на сумму 70 млрд руб., верифицированных рейтинговым агентством «Эксперт РА». Средства от размещения облигаций направлены на финансирование двух проектов по замене автобусного парка на электробусы и развитию линий метро. В 2023 году столичные облигации победили в Международном климатическом конкурсе «Зеленая Евразия», в номинации «Зеленое финансирование».

Ставка на электробусы

По состоянию на начало 2021 года в Москве эксплуатировались порядка 600 электробусов на 44 городских маршрутах и были установлены более 100 зарядных станций. В 2022–2023 годах правительство г. Москвы закупило еще 400 электробусов, которые производят гораздо меньшие объемы выбросов по сравнению с автобусами класса «Евро–4» и «Евро–5».

Замена 400 дизельных автобусов электробусами обеспечивает начиная с 2022 года ежегодное сокращение выбросов загрязняющих веществ на территории г. Москвы на 104,2 тонны, сокращение выбросов СО2 – на 24,2 тыс. тонн.

В 2021–2023 годах Москва профинансировала строительство 18 станций и 43,8 км линий метро, а главное – Большой кольцевой линии метрополитена. Реализация этого проекта в 2023 году позволила сократить использование не менее 10 тыс. автомобилей.

По расчетам специалистов, даже неполное введение линий БКЛ уже обеспечило снижение выбросов загрязняющих веществ на 506 тонн в год и СО2 на 11,9 тыс. тонн в год.

В мае 2023 года правительство г. Москвы разместило первый выпуск облигаций городского облигационного займа Москвы для населения (народные облигации) на 2 млрд руб., верифицированных рейтинговым агентством «Эксперт РА». Привлеченные средства будут направлены на финансирование проекта по замене автобусного парка на электробусы.

По состоянию на начало 2023 года в Москве эксплуатируются более 1 тыс. электробусов, установлены более 200 зарядных станций. К концу 2023 года планируется приобретение еще 550 электробусов, в том числе не менее 40 электробусов за счет средств народных облигаций. В 2022 году средний пассажирооборот одного электробуса составил 472,4 тыс. пасс.–км, средний пробег одного электробуса – 50,75 тыс. км в год.

С 2022 года Москва осуществляет закупку электробусов с электрическими батареями большей емкости, что обеспечивает отопление салона за счет электроэнергии без установки дизельного отопителя. Эксплуатация таких электробусов не приводит к прямым выбросам парниковых газов, что соответствует критериям «зеленых» проектов, утвержденным национальной «зеленой» таксономией, в части выброса – менее 50 г СО2 на пасс.–км.

С 2018 года между ПАО «КАМАЗ» и ГУП «Мосгортранс» были заключены четыре контракта на производство и поставку 750 электробусов и зарядных станций.

Разработка электробусов была осуществлена научно–техническим центром группы компаний «КАМАЗ» и является одним из ее самых технологичных продуктов с высокими потребительскими характеристиками: система климат–контроля, USB–разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны; удобства для маломобильных пассажиров, пассажиров с детскими колясками и велосипедами; низкий уровень шума и вибрации в салоне.

Есть куда двигаться

По таким направлениям, как водный транспорт или техника для эксплуатации в логистических центрах и аэропортах, «зеленые» проекты пока не заявлены. При этом соответствующие таксономии проекты по данным направлениям реализуются. В их числе серийное производство судов на электрической тяге класса «река – море» для пассажирских перевозок, а также использование в терминальном комплексе аэропорта Шереметьево электромобилей для перевозки пассажиров с детьми, громоздким багажом, а также лиц с ограниченными физическими возможностями.

Инициаторы данных проектов пока не спешат официально подтверждать их «зеленый» статус. Скорее всего, это связано с тем, что в настоящее время верификация финансовых инструментов устойчивого развития проводится в добровольном порядке и не является основанием для получения государственной поддержки. И над этим надо работать.

Какие выводы?

Какие же выводы можно сделать по результатам работы форума?

1. Развитие общественного транспорта необходимо рассматривать как наиболее эффективный механизм повышения качества жизни в городах. Для этого необходимо, чтобы соответствующие программы и проекты реализовывались как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне отдельных компаний.

2. Общественная транспортная инфраструктура, являясь одним из ключевых звеньев развития экономики, должна способствовать максимизации доходов городов. Сеть городских маршрутов общественного транспорта должна быть разветвленной с учетом реальных потребностей пассажиров.

3. Для населения использование общественного транспорта должно быть существенно выгоднее, чем личного. Экономия может достигаться за счет как снижения расходов на топливо для заправки личного автомобиля, так и отсутствия платы за парковку, которая с каждым годом повышается.

4. Использование общественного транспорта должно становиться все более интерактивным. Для этого у пассажиров должна быть возможность дистанционно приобретать билеты на проезд, выстраивать маршруты, оптимизировать их продолжительность и стоимость, а также организовывать совместные поездки, которые можно разделить с попутчиками.

5. Система общественного транспорта должна становиться все более мультимодальной. Для этого у пассажиров должна быть возможность быстро пересаживаться с одного вида транспорта на другой, а в случае необходимости воспользоваться велосипедом, самокатом или другим средством индивидуальной мобильности.

6. Городской транспорт должен становиться все более экологически безопасным и климатически нейтральным, прежде всего за счет развития рельсового и электрического общественного транспорта.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

2512

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться