Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Кто готов оставить свой профиль в цифре?

В Единой биометрической системе в России 70 миллионов образов

ТЕХНОЛОГИИ

Регионы совместно с банками и ИТ–компаниями предлагают различные решения по оплате проезда на транспорте. Оплата по лицу, геолокации уже внедряется в практику.
Правительство разрешило применять биометрию для посадки в поезда. Это еще один шаг к планомерному введению биометрии на транспорте, считают в Минтрансе России. Сервис будет доступен пользователям Единой биометрической системы.
Но для многих из нас схема оплаты проезда по биометрии или идентификация пассажира на транспорте остается непонятной. Обозреватель «ТР» изучила тему в рамках специализированного форума «Инновационные платежные решения для транспорта 2025».
Биометрическая идентификация – один из наиболее надежных и эффективных инструментов для организации системы контроля и управления доступом (СКУД) на объектах с повышенными требованиями к безопасности: в банках, правительственных учреждениях, организациях оборонного сектора и т.д. Не являются исключением и объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ).
Биометрия относится к автоматизированному распознаванию человека на основе его физических или поведенческих характеристик. Биометрические данные могут включать в себя отпечатки пальцев, черты лица, образцы голоса, скан радужной оболочки или сетчатки глаза, уникальную походку человека или стиль набора текста.
Биометрические системы действуют путем сравнения биометрических данных человека с сохраненным шаблоном или базой данных, чтобы определить, является ли человек тем, за кого себя выдает.
Биометрические технологии становятся все более популярными в последние годы благодаря их удобству и расширенным функциям безопасности. В дополнение к безопасности биометрические системы также обеспечивают удобство и эффективность, устраняя необходимость в каких–либо расчетных единицах (токенах) или паролях. Биометрическая аутентификация проходит быстрее и проще, что важно для зон с интенсивным движением, таких как аэропорты, метро или охраняемые объекты, где скорость и точность имеют решающее значение.
Сегодня биометрические технологии значительно продвинулись вперед, методы постоянно разрабатываются и совершенствуются. Однако, как и в случае с любой новой технологией, существуют также опасения по поводу конфиденциальности и безопасности, особенно в связи с растущим использованием биометрических данных в коммерческих приложениях и в целях скрытого государственного наблюдения.
Биометрию можно условно разделить на два вида: данные, которые зависят от физиологии, и данные, которые зависят от поведенческих характеристик.
К физиологическим характеристикам относятся: отпечаток пальца, рисунок сетчатки глаза, черты лица, звук голоса, рисунок вен ладони, узор радужной оболочки глаза и др.
К поведенческим характеристикам относят манеры поведения людей. Это могут быть: походка, особенности набора текста (скорость, расположение рук), сила нажатия клавиш, жесты и др.
Биометрия – это постоянно меняющаяся область, которую можно интегрировать практически во все, что требует протокола безопасности. К новым биометрическим технологиям относятся, например, такие, как распознавание ДНК.
Хотя стоимость внедрения биометрических технологий, особенно новых, высока, но преимущества безопасности и удобства могут оправдать эти инвестиции.
Отношение к идентификации личности по биометрическим данным неоднозначное. С одной стороны, привлекает несомненное удобство использования: документы не нужны, а все необходимое, как говорится, всегда с собой.
Однако подобные системы пока вызывают вопросы как у рядовых пассажиров, так и у экспертов в сфере информационной безопасности. Как и в случае с любыми персональными данными, существует риск утечки. Последствия могут быть непоправимы, ведь если скомпрометированный пароль всегда можно заменить, с лицом так поступить не удастся.
Помимо практических опасений, существуют и психологические: распространение технологии распознавания лиц нарушает привычные понятия приватности.
Часть опасений связана с тем, что нет ясного понимания биометрии как таковой. Биометрический образец лица в современных системах – не фотография, а зашифрованный ключ. Украсть «лицо» не представляется возможным, так как само изображение лица не хранится вообще. Существуют и другие подходы к защите личных данных, например, технология отменяемой биометрии. Идея состоит во внесении намеренных искажений в биометрические характеристики. В случае компрометации ключа его можно перевыпустить, используя новые параметры искажения.
Закон на страже биометрии. До декабря 2022 года работа с биометрией регулировалась законом о персональных данных. С 1 июня 2023 года необходимо учитывать ее соответствие требованиям 572–ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных». Основные положения этого закона включают следующее.
Единая биометрическая система (ЕБС) – государственная цифровая платформа, которая позволяет установить и подтвердить личность человека по его физиологическим и биологическим характеристикам.
Оператором ЕБС является АО «Центр Биометрических Технологий». Эта организация обеспечивает сбор, хранение, обработку и проверку биометрических персональных данных.
В ЕБС используются два вида биометрии – изображение лица и запись голоса. Благодаря этому можно точно и безопасно идентифицировать человека, а для регистрации биометрии не требуется специального оборудования, достаточно камеры и микрофона.
Биометрические данные граждан должны храниться в ГИС ЕБС для их эффективной защиты. Все обработчики биометрии, подпадающие под действие 572–ФЗ, должны передавать биометрические данные своих клиентов и сотрудников в единую систему. Следует отметить, что ЕБС применима только в гражданской сфере и не касается оперативно–разыскной деятельности, обороны страны, миграционного учета и санитарно–эпидемиологического контроля.
Согласие: для обработки биометрии необходимы согласие и уведомление субъекта о передаче данных в ЕБС. С 01.01.2024 физическое лицо может управлять таким согласием на портале госуслуг (ПГУ). Важно, что физическому лицу не вправе отказать в предоставлении услуг при отказе дать согласие на обработку биометрических персональных данных (ПДн).
Цели: использование биометрии должно соответствовать поставленным целям и быть ограничено сроком их достижения. Нельзя использовать биометрию по своему усмотрению и передавать сторонним лицам.
Вектор ЕБС: для возможности использования биометрии субъект ПДн должен сдать свои биометрические данные в одном из отделений МФЦ или отделений аккредитованных банков.
Аккредитация: доступ к ЕБС получат уполномоченные и аккредитованные компании, соответствующие требованиям 572–ФЗ. И это еще не все.
Сертификация биометрических решений: биометрические устройства и программное обеспечение, применяемые на ОТИ, как и любые другие технические средства, должны быть официально сертифицированы в соответствии с требованиями, описанными в законодательстве.
Для сферы транспорта документ первого приоритета – это сертификат на соответствие требованиям постановления Правительства РФ № 969 от 3 мая 2024 года, в котором идет речь о требованиях к устройствам обеспечения транспортной безопасности. Оборудование, прошедшее такую сертификацию, может быть установлено на объектах транспортной отрасли без дополнительных проверок и согласований.
Не менее важен и сертификат на соответствие ГОСТ Р 51241–2008 «Средства и системы контроля и управления доступом». Этот национальный стандарт устанавливает классификацию, общие технические требования и методы испытаний средств и систем контроля и управления доступом. Наличие сертификата по ГОСТ Р 51241–2008 для СКУД свидетельствует о соответствии системы нормам российского законодательства.
Сертификаты по ГОСТ Р 19794–2 (отпечатки пальцев), ГОСТ Р 19794–9 (вены ладони), ГОСТ Р 29109–5 (лицо) гарантируют качество технологии.
Плюсом будет и наличие свидетельства о прохождении тестов на электромагнитную совместимость. Тесты на электромагнитную совместимость (ЭМС) подтверждают, что уровень электромагнитного излучения устройства не превышает допустимых значений, а само оборудование устойчиво к воздействию внешних электромагнитных помех. Проще говоря, оно выдержит сильные кондуктивные помехи, наведенные радиочастотными электромагнитными полями, не перегорит от воздушного и контактного (вплоть до 4–й степени жесткости) электростатического разряда или скачка напряжения в электросети.
Еще один важный показатель – уровень пылевлагозащищенности. Наиболее качественные биометрические устройства соответствуют требованиям ГОСТ 14254–2015 и дают степень защиты по классу IP65. Это означает, что электронная начинка устройства надежно защищена от пыли и не выйдет из строя даже под сильной струей воды, а контакт пользователя с потенциально опасными частями оборудования полностью исключен. Так что можно сказать, что защищен не только наш биометрический профиль, но и оборудование, проверяющее его.
Число биометрических образцов, которые находятся в Единой биометрической системе, достигло 70 миллионов по состоянию на февраль 2025 года. Об этом заявил Евгений Ермоленко, директор по развитию бизнеса Центра биометрических технологий ЕБС.
В 2024 году наблюдался значительный прирост числа регистраций, что связано в том числе с расширением возможностей регистрации биометрии через мобильное приложение. Ежедневно свои биометрические данные регистрируют около 1,5–2 тыс. человек, как очно в отделениях банков, так и через мобильное приложение «Госуслуги Биометрия». За год было скачано 2 млн приложений.
Как отметил представитель ЕБС, доверие граждан к биометрии, по данным ВЦИОМ, возросло с 27% в 2023 году до 41% в 2024 году.
Система оплаты проезда по биометрии заработала в московском метро 15 октября 2021 года, на МЦК – с сентября 2022 года.
В мае 2023 года биометрия начала работать и на всех железнодорожных маршрутах аэроэкс-
пресса. На тот момент их было три, позднее с линии в аэропорт Внуково компания ушла: во Внуково уже можно добраться на метро, причем по стандартным билетам.
С июня 2023 года биометрия заработала и на регулярных речных маршрутах – вместе с самим их появлением. В мае 2024 года к биометрии подключили четыре станции МЦД – Нахабино, Лихоборы, Площадь трех вокзалов, Зеленоград–Крюково. К 2026 году будут подключены все станции МЦД.
Особенность московской системы – ее успели построить на базе так называемой легкой биометрии, то есть без «настоящей» идентификации пользователя. Регистрируется он сам при помощи мобильного приложения «Метро Москвы», не требующего ввода персональных данных – за исключением номера мобильного телефона (который в нашей стране в качестве идентификатора используют очень многие сервисы), но никаких проверок его принадлежности не проводится. Платежное средство пользователь тоже привязывает самостоятельно – таковым до сих пор может являться любая банковская карта и некоторые социальные. С июня 2024 года стала доступна виртуальная карта «Тройка», что дает возможность пользоваться безлимитными проездными через биометрию.
Многие российские регионы, сейчас внедряющие биометрическую оплату на транспорте, используют аналогичные технические решения, но уже вынуждены опираться на государственную Единую биометрическую систему, что имеет свои плюсы и минусы. С первыми все понятно – универсальность. Хоть в банках, хоть на транспорте, хоть в магазинах будут использоваться одни и те же данные – без необходимости отдельных регистраций. Но как раз эта универсальность многих и пугает. Платить «лицом» в метро – занятие простое, понятное и не слишком пугающее, в отличие от сдачи персональных биометрических данных в какую–то единую базу. Москва успела проскочить до изменений законодательства – зато получился отдельный механизм с отдельными же (пусть и неперсонифицированными) данными. Скорее всего в будущем появится и связка с ЕБС для универсальности, но пока об этом и разговоров нет.
Во втором полугодии 2024 года сервис запустили в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге, к концу 2025–го он заработает в Санкт–Петербурге и Новосибирске.
Именно массовое внедрение биометрии на столичном транспорте подготовило почву для ее внедрения в метро Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары. Как отметил Алексей Макаров, исполнительный директор дивизиона «Государственные продукты и сервисы» Сбербанка, в метро этих городов отмечается стремительный рост биометрических транзакций – на 1–1,5% в неделю. Это очень высокие показатели. Так, по екатеринбургскому метрополитену за три месяца с ноября 2024 года по февраль этого года число транзакций составило почти 110 тыс., доля оплаты БИО в эквайринге – 2,5%.
Перспективные показатели внедрения системы оплаты по биометрии в метро по городам России, по расчетам, следующие:
Москва – 342 станции с пассажиропотоком 2188 млн человек;
Санкт–Петербург – 72 станции и 603 млн человек;
Новосибирск – 13 станций, 77 млн человек;
Екатеринбург – 9 станций и 47,3 млн человек;
Казань – 11 станций и 30,5 млн человек;
Нижний Новгород и Самара – по 10 станций, 27 млн и 12 млн человек соответственно.
Далее при соответствующих технических возможностях будут введены допуск по лицу в вагоны на железных дорогах, оплата проезда в наземном транспорте, прежде всего в автобусах. В планах – использование биометрических данных в каршеринге в начале и по окончании поездки, а также установление подлинности личности при использовании тахографов. Как отметил Юрий Рябиков, директор компании «Ситикард» из Нижнего Новгорода, проблемы с использованием биометрии на транспорте в настоящее время связаны не с биометрией как таковой: опасения по поводу несанкционированного доступа к своему «лицу» или «голосу» постепенно уходят. Тормозят ее внедрение внешние факторы. Все взаимосвязи при использовании биометрии осуществляются в режиме онлайн, следовательно нужны хорошая связь и ПО. Работе биометрических турникетов могут мешать проходящие составы поездов в метро. Для работы камер необходимы хорошее освещение и отсутствие посторонних предметов на заднем плане, например колонн. С этими проблемами столкнулись разработчики при внедрении системы в метро в Нижнем Новгороде. Аналогичная ситуация складывается и в метро Санкт–Петербурга. Биометрический валидатор, несмотря на корпус и жесткое крепление, уязвим – его нельзя задевать, иначе собьется фокус камеры.
Что касается использования биометрии на наземном транспорте, то здесь проблемы связаны с тем, что в час пик в камеру валидатора одновременно могут попасть несколько лиц, как в таком случае будет происходить списание средств? Кроме того, транспортное средство находится в движении, что также затрудняет идентификацию. Но это «болезни роста», которые решаются в процессе работы по новым технологиям.
В российских городах уже используется оплата проезда по гео-
локации. Такая технология оплаты основана на сопоставлении позиции транспортного средства и смартфона пассажира – исходя из этого, рассчитывается сумма оплаты, а средства списываются с привязанной банковской карты.
Сейчас приложение работает в Тверской, Ярославской, Нижегородской областях и Удмуртии. Совсем недавно сервис появился в Казани, а в Московской области его сейчас тестируют. По данным компании–разработчика «Датапакс», почти 10 млн поездок уже оплачены по этой технологии.
Система работает в наземном городском транспорте и пригородных электричках. Пассажиру нужно просто зайти в автобус и открыть мобильное приложение. Оно определяет геолокацию и рассчитывает стоимость поездки, а средства автоматически списываются с привязанной банковской карты. Оплата проезда по геолокации на транспорте – это безбарьерная система, основанная на сопоставлении данных геолокации транспортного средства и смартфона пассажира.
Принцип работы: телефон определяет местоположение пользователя и, взаимодействуя с сервером и Bluetooth–метками на транспортных средствах, определяет, какие машины могут находиться рядом с пассажиром. Пассажир выбирает одно из предложенных транспортных средств, нажимает кнопку «Оплатить», и оплата за проезд происходит мгновенно.
Преимущества системы для пассажиров: удобство использования, сокращение времени на посадку/высадку и поездку; для перевозчиков и организаторов перевозок: точный автоматизированный учет пассажиров и их льгот, сокращение расходов на оборудование транспортных средств валидаторами, повышение точности выполнения расписания.
Системы, использующие геолокацию, также могут собирать данные о пассажиропотоке, что позволяет операторам оптимизировать маршруты и расписание.
В последние два года проблема с точностью геолокации по понятным причинам усугубилась. Но на самом деле геолокация может быть привязана не только к геолокации самого устройства, но и к геолокации нахождения самого транспортного средства – в автобусе может находиться так называемая Wi–Fi– или Bluetooth–ловушка, то есть устройство, которое сканирует MAC–адреса всех сотовых телефонов, которые в этом помещении, в этом автобусе находятся, и ваша геолокация будет сверяться в том числе и с данными, собственно говоря, автобуса, на котором вы едете.
Конечно, заманчиво было бы максимально охватить наземный общественный транспорт геолокационной оплатой. При этом надо понимать, что при оплате по геолокации необходимо всегда иметь при себе телефон, следить, чтобы он был заряжен и посылал геолокацию. И при отсутствии всех этих условий пассажир тем не менее имеет право на проезд.
В заключение хотелось бы сказать, что сегодня у пассажира уже достаточно широкий выбор способов оплаты проезда – от специальной транспортной карты до оплаты, что называется, взглядом. А с учетом стремительного развития технологий появятся новые, еще более совершенные и удобные.
Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР»,
кандидат
экономических наук


просмотры:

505

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.