Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Концессии – ключ к инвестициям

Экспертное сообщество обсудило новые законодательные инициативы

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов провел в режиме видео–конференц–связи расширенное совещание по двум законодательным инициативам, касающимся установления порядка заключения концессионного соглашения, соглашения о ГЧП и МЧП в сфере пассажирских перевозок и транзитных перевозок грузов.

Открывая обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления порядка заключения концессионного соглашения, соглашения о государственно–частном партнерстве, соглашения о муниципально–частном партнерстве в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Константин Долгов сказал, что его актуальность связана с необходимостью достижения национальной цели развития РФ «Комфортная и безопасная среда для жизни».

«Реализация проектов в сфере транспорта на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно–частном партнерстве и о муниципально–частном партнерстве позволяет привлечь инвестиции в транспортную отрасль страны, создать современную транспортную инфраструктуру, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повысить качество товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям».

Константин Долгов.

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Адвокатское бюро Качкин и партнеры» Денис Качкин напомнил, что в настоящее время практически весь ГЭТ находится в руках государства и муниципальных образований. Управляют этой сферой унитарные предприятия, и только в 2016 году в Санкт–Петербурге появилась первая трамвайная концессия, затем в 2019 году там же была заключена и вторая концессия. Законопроект, работа над которым идет порядка двух лет, отвечает запросам участников рынка инвестировать в такую капиталоемкую сферу, как городской наземный электрический транспорт.

В законопроекте сделана попытка гармонизировать отраслевое законодательство, регулирующее сферу общественного транспорта, и законодательство о концессионных соглашениях и соглашениях ГЧП.

«В сфере общественного транспорта основная проблема – задвоение конкурсных процедур. Помимо того, что концессионер участвует в конкурсе на получение права заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП, в силу чего он уже обязан осуществлять перевозку, он еще должен в соответствии с № 44–ФЗ пройти конкурсный отбор на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, и получить право на эту перевозку. С одной стороны, он обязан, с другой – у него нет даже права на осуществление перевозки. Это нонсенс».

Денис Качкин.

В связи с этим возникает риск невыполнения концессионером либо частным партнером своих обязательств по заключенным соглашениям, риск расторжения данных соглашений и применения последствий такого расторжения в виде выплаты компенсаций со стороны бюджета, а также риск для инвестора невозвратности вложенных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры, используемые для осуществления регулярных перевозок.

Вторая проблема связана с тем, что компетенция органов власти отнесена к муниципалитетам, и эти проекты реализуются как муниципальные, за исключением Москвы, Санкт– Петербурга и Севастополя, которые являются городами федерального значения.

«К сожалению, большинство муниципальных образований со своими местными бюджетами не могут входить в качестве стороны по концессионному соглашению и соглашениям по ГЧП, испытывают сложности со структурированием финансовой модели этих проектов. Не всегда такая возможность имеется и у субъектов РФ. Но уже есть конкретные примеры, когда органы власти субъектов РФ выражают готовность для участия в таких проектах, речь идет, по сути, о консолидированном бюджете субъекта РФ со стороны публичного партнера. Действующее законодательство не предусматривает возможность участия в проектах по развитию транспорта общего пользования субъекта РФ в качестве третьей стороны. Одной из новелл этого законопроекта предполагается предоставление права субъекту РФ выступать третьей стороной в концессионных соглашениях и соглашениях ГЧП и МЧП, которые направлены на реализацию проектов в сфере транспорта общего пользования».

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Алексей Бакирей.

Участники совещания также обсудили ход рассмотрения проекта федерального закона «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект с 2017 года находится на рассмотрении в Госдуме. Прошел процедуру первого чтения в июле 2018 года.

Принятие законопроекта позволит обеспечить иностранному грузовладельцу полную гарантию по срокам, ритмичности и сохранности перевозки транзитных грузов через территорию Российской Федерации.

Как сообщила директор Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Алина Малышева, на уровне федеральных органов исполнительной власти обсуждение поправок к законопроекту завершено, в начале февраля пакет документов был направлен в Правительство РФ.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

Полностью статью «Концессии – ключ к инвестициям» можно прочитать в №15 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

1134

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться