Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин:

Затраты увеличиваются, а возможности бюджетов покрыть их есть у очень небольшого количества регионов. И то покрыть не полностью. И всё-таки повышение тарифов гораздо скромнее, чем повышение внешних затрат. Оно проводится крайне осторожно, по всему билетно-тарифному меню. Но оно неизбежно, поскольку базируется на объективных экономических обстоятельствах.

— Регулирование тарифов на общественный транспорт находится целиком в компетенции регионов. И это правильно, поскольку они непосредственно увязаны с муниципальным или региональным бюджетом. Разница между кассовой выручкой и затратами перевозчика компенсируется из бюджета, и в каждом регионе своя ситуация.

В то же время тарифы на транспорт — это очень социально чувствительная вещь. Если сравнивать наши тарифы с тарифами в странах с аналогичным российскому уровнем благополучия, то у нас они значительно ниже. Так, мы проводили исследование — в странах с тем же соотношением ВВП на душу населения, стоимость поездки в общественном транспорте в среднем 1,4 доллара, это, если перевести, около 120 рублей. Даже в столицах у нас такого и близко нет.

Мы проводили учёбу с мэрами и губернаторами, и они мне открыто говорили: «Господин профессор, меня на вилы поднимут, если я так повышу!» И в то же время регион совершенно объективно вынужден повышать тарифы. Когда он на это идёт? Прежде всего, при повышении стоимости топлива. Есть цифры Росстата, доступные любому: стоимость дизтоплива в январе-феврале 2020 года и сейчас, в январе 2022-го. И эта разница гораздо больше, чем разница между тарифами на проезд в эти же периоды. Добавьте амортизацию — цены на автобусы, трамваи, троллейбусы и запчасти к ним у заводов-изготовителей тоже выросли. Это очевидно.

Но мне представляется важным подчеркнуть ещё одну вещь — перевозчику надо сохранить водительский коллектив. Работа водителя ответственная, нервная и при этом требующая высокой квалификации. Чтобы удержать водителя, перевозчику нужно платить ему не ниже той социально-профессиональной нормы, которая принята в регионе.

Получается, что затраты увеличиваются, а возможности бюджетов покрыть их есть у очень небольшого количества регионов. И то покрыть не полностью. И всё-таки повышение тарифов гораздо скромнее, чем повышение внешних затрат. Оно проводится крайне осторожно, по всему билетно-тарифному меню. Но оно неизбежно, поскольку базируется на объективных экономических обстоятельствах.


просмотры:

2459

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться