Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Поедем с комфортом

В регионах России идет активное обновление пассажирского транспорта

В конце мая 2022 года первый низкопольный трамвай модели «Богатырь М» пополнил трамвайный парк СПб ГУП «Горэлектротранс». Производитель трамвая – ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) – победитель конкурса, объявленного петербургским Горэлектротрансом на закупку низкопольных трамваев, обеспечил новой транспортной моделью трамвайный парк № 7. Событие это состоялось накануне 319–летия Санкт–Петербурга.

«Богатыри» Невы

«Богатырь–М» – двухсекционный трамвайный вагон 71–923М является модернизированной версией трамвайного вагона 71–923. Основное отличие новой модели – уникальная стопроцентно низкопольная поворотная эластичная тележка. Вагон является модульным, что облегчает процесс сборки. Трамвай полностью адаптирован к современным условиям эксплуатации в городе. Он имеет три широких дверных проема, широкие накопительные площадки, откидную аппарель и место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя, сидячие места для пассажиров с ограниченной мобильностью, современный дизайн, просторный светлый салон. Интерьер выполнен с использованием алюминиевых сплавов, что значительно повышает пожарную безопасность трамвая, поскольку в отличие от пластика алюминий не горит.

Общая пассажироемкость вагона – 138 человек, число сидячих мест – 45. Для комфорта пассажиров вагон оборудован USB–розетками для подзарядки мобильных устройств, есть доступ к Wi–Fi, усовершенствована система климат–контроля. Очень важным является и то, что на 80% трамвай собран из отечественных комплектующих.

Позаботился производитель и о комфорте водителя. Трамвай оснащен модифицированным эргономичным креслом, новым дисплеем, системой активной и пассивной помощи водителю при управлении трамвайным вагоном. Все это способствует безопасному и качественному обслуживанию пассажиров. Кроме того, эти трамваи могут обеспечить до 3 километров автономного хода.

Впервые модифицированная модель трамвая 71–923М «Богатырь М» была представлена на международной промышленной выставке «Иннопром–2019». В сентябре 2020 года трамвай успешно прошел испытания в городских условиях Челябинска, а в октябре – Череповца и получил самые высокие оценки эксплуатирующих организаций, положительные отзывы пассажиров.

Всего согласно контракту Горэлектротранс получит 57 трамваев ПК ТС, еще один контракт на поставку 81 трамвая компания ПК ТС заключила с Комитетом по транспорту.

Предполагается, что новый «Богатырь–М» будет эксплуатироваться на маршрутах Трамвайного парка № 7 в Невском, Красногвардейском и Калининском районах. Кстати, именно этот трамвайный парк одним из первых начал оснащаться новым подвижным составом в рамках реализации программы развития питерского Горэлектротранса «Сохраняя историю, движемся в будущее».

Прежде всего требуется обновить подвижной состав и инфраструктуру ГЭТ в едином комплексе. То есть предприятие будет закупать новые трамваи и заниматься модернизацией путевого хозяйства и энергетики. Инфраструктура при этом должна будет соответствовать новым мощностным возможностям подвижного состава.

Восьмилетняя программа развития, разработанная Горэлектротрансом, разделена на два этапа. Первый этап с 2021 по 2024 год – основной. За это время в Санкт–Петербург планируется поставить 339 единиц подвижного состава, а к концу 2028 года Северная столица должна получить в общей сложности 596 инновационных трамваев.

«Автономка» увеличит маршрут

Еще одним подарком петербуржцам к Дню города стал первый из партии поставки 2022 года троллейбус с увеличенным автономным ходом производства «Белкоммунмаш». Всего же в течение двух лет питерский Горэлектротранс получит 97 минских машин, укомплектованных литий–ионными аккумуляторными батареями производства ООО «РЭНЕРА». Поставка новых троллейбусов в Северную столицу также осуществляется в рамках программы «Сохраняя историю, движемся в будущее».

Основным преимуществом эксплуатации троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) является продление существующего маршрута без строительства дополнительной контактной сети. Таким образом, экологический троллейбусный транспорт без дополнительных затрат имеет возможность прийти в районы новой жилой застройки либо обеспечивать новые межрайонные связи.

Литий–ионные аккумуляторные батареи обладают высокой энергоемкостью, мощностью и экологичностью. Работают аккумуляторы до восьми лет, использовать их можно в температурном диапазоне от –35 до +40 градусов благодаря встроенной системе термостатирования.

Важно и то, что нынешняя экономическая ситуация никоим образом не повлияла на производство этих аккумуляторных батарей. На данный момент у специалистов ООО «РЭНЕРА» достаточно сырья и комплектующих для новых батарей. Более того, в 2025 году в Калининградской области планируют открыть завод, на котором российские специалисты будут абсолютно самостоятельно производить литий–ионные батареи.

Новые минские троллейбусы поставки 2022 года будут работать на маршрутах Василеостровского и Петроградского районов. Сейчас в Петербурге работают 160 ТУАХ и действует крупнейшая в России маршрутная сеть троллейбусов с увеличенным автономным ходом, которую Горэлектротранс будет развивать и дальше. С декабря 2017 года по ноябрь 2020 года без строительства новой инфраструктуры было организовано 9 маршрутов, обслуживаемых ТУАХ.

Кстати, именно специалисты петербургского Горэлектротранса были одними из инициаторов создания троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Первые обсуждения системы УАХ начались в 2011 году, первое испытание состоялось весной 2013 года.

По данным, полученным из СПб ГУП «Горэлектротранс», минские троллейбусы с увеличенным автономным ходом серии OLGERD поставки 2022 года отличаются большей площадью низкого пола в пассажирском салоне, что позволяет более комфортно разместиться пассажирам. Кузов троллейбусов состоит из отдельных секций с унифицированными размерами. Все оконные и дверные проемы абсолютно одинаковы, что способствовало проведению унификации стекол и других элементов конструкций. Что касается основного преимущества инновационных троллейбусов, то благодаря использованию литий–ионных аккумуляторов, транспортное средство имеет запас автономного хода до 20 км.

В авангарде – «Авангард»

В преддверии получения новой техники Санкт–Петербург готовился отправить свои, хоть и бывшие в употреблении, но капитально отремонтированные троллейбусы в другие города страны. Пять машин уже прибыли в Волгодонск.

Обновление Волгодонского МУП «Городской пассажирский транспорт» состоялось впервые после 2016 года. В результате Волгодонск получил три троллейбуса, выпущенных минским заводом «Белкоммунмаш», и два троллейбуса модели «Авангард». Доставка этого экологичного пассажирского транспорта в Волгодонск планировалась до 30 июня 2022 года, но состоялась раньше.

Кстати, в экспозиции прошедшего 20 мая 2022 года в Северной столице Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, которую посетил губернатор Санкт–Петербурга Александр Беглов, в частности, была представлена единственная инновационная модель 5298.01 троллейбуса «Авангард», созданная вологодской компанией «Транс–Альфа». К июлю 2023 года СПб ГУП «Горэлектротранс» планирует получить 166 таких троллейбусов.

Своими машинами «Транс–Альфа» в 2022 году обеспечит также троллейбусные хозяйства города Альметьевска (Республика Татарстан) и города Брянска. В торгах с участием нескольких компаний победу одержали вологжане, предложив самые выгодные условия. В частности, Альметьевску экологический пассажирский транспорт обойдется дешевле, чем ожидалось. Аукцион с начальной стоимостью 211,54 млн руб., объявленный 25 февраля, завершился 14 марта со сниженной стоимостью до 205,19 млн руб.

Приобрести планируется 10 низкопольных троллейбусов. Четыре из них с увеличенным автономным ходом и шесть – с аварийным автономным ходом. Длина всех новых троллейбусов составляет 12,6 м. Машины с аварийным автономным ходом должны с помощью аккумуляторных батарей проезжать не менее 200 м, а с увеличенным автономным ходом, снабженные комплектами тяговых батарей на базе литий–железо–фосфатных ячеек в контейнерах без привязки к проводам должны преодолевать не менее 20 км.

14 марта подвели итоги аукциона и в Брянске, который за счет снижения стоимости в процессе торгов получит пассажирского транспорта на несколько единиц больше. В аукционе приняли участие четыре претендента. При начальной цене в 626,26 млн руб. самую низкую стоимость – 528,08 млн руб. – предложила опять же компания «Транс–Альфа». Но изготовитель и заказчик договорились об изменениях условий контракта, предусматривающих увеличение объемов закупаемой продукции в пределах, разрешенных законодательством, – 10%. Сумма заказа составит более 579 млн руб., что позволит МУП «Брянское троллейбусное управление» до 1 июля 2022 года получить не 31, а 34 вологодских троллейбуса модели ВМЗ–5298.01 «Авангард» по цене порядка 17 млн руб. за единицу.

Ожидаемая в Брянске троллейбусная техника также имеет длину 12,6 м. Автономный ход «аварийного» варианта троллейбуса не должен быть меньше 150 м.

В каждой машине установлено 31 сиденье, общая вместимость салона 98 пассажиров. Салоны оборудованы системой климат–контроля и снабжены как минимум четырьмя зарядными модулями с USB–разъемами. Для инвалидов–колясочников в каждом троллейбусе предусмотрены специализированное место, а также откидная аппарель. Одно место в салоне предназначено для кондуктора. Три двустворчатые двери троллейбуса обеспечены функцией адресного открытия их пассажирами.

Для аудио– и видеоинформирования пассажиров троллейбусы оснащены автоматической электронной системой распознавания остановок и информирования пассажиров с выводом информации на табло в салоне троллейбуса – бегущая строка, монитор, а также речевым информированием в салоне. Все троллейбусы должны быть выполнены в одной цветовой гамме. Впрочем, проектом контракта она не регламентирована.

Таким образом, в 2022 году в Брянск и Альметьевск планируется поставить более 40 троллейбусов производства вологодского завода «Транс–Альфа».

Еще одним российским городом, где началось обновление троллейбусного парка, стал Петрозаводск. В 2022 году в город должны приехать 16 троллейбусов вологодских производителей. Первые пять троллейбусов марки ВМЗ–5298.01 «Авангард» прибыли в Петрозаводск в марте 2022 года, а уже 1 апреля они вышли на свои маршруты.

*   *   *

В ноябре 2021 года в рамках форума «Транспортная неделя – 2021» заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Анна Сазонова сообщила, что для регионов будут закуплены 4 тыс. автобусов и троллейбусов с использованием средств Фонда национального благосостояния. Решение о финансировании обновления подвижного состава городского пассажирского транспорта из ФНБ принято на правительственном уровне.

Для участия в федеральном проекте по обновлению городского пассажирского транспорта с 2022 года будут отбираться регионы с учетом бюджетной обеспеченности. То есть будет более детальная дифференциация субъектов, и такой отбор планируется провести сразу на три года, до 2024–го.

Кроме того, реализуется программа по модернизации инфраструктуры городского транспорта. Уже есть заявки от нескольких пилотных регионов на участие в таких проектах. Для их реализации также будут привлекаться средства ФНБ и инфраструктурные кредиты.

В 2021 году в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в регионы были поставлены 412 единиц подвижного состава городского пассажирского общественного транспорта. Автобусные и троллейбусные парки обновлены в 13 российских регионах. В частности, новые автобусы и троллейбусы получили Воронежская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Кемеровская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Самарско–Тольяттинская, Саратовская и Череповецкая агломерации. На эти цели из федерального бюджета было выделено 3,5 млрд руб.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»


просмотры:

2667

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться