Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Курс на возрождение

На один рубль, вложенный в общественный электротранспорт, экономический эффект составит 1,3 руб.

В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные проблемам городского общественного электротранспорта в регионах, с участием министра транспорта РФ Виталия Савельева, помощника Президента РФ Игоря Левитина, глав субъектов, руководителей ведущих транспортных предприятий.

Участники мероприятия обсудили вопросы обновления подвижного состава, модернизации инфраструктуры, восстановления удобных маршрутов, функционирования городского электрического транспорта (ГЭТ) в целом.

Общественный городской транспорт выполняет важную социальную функцию, на его долю приходятся 72% пассажирских перевозок в стране, в городах общественным транспортом пользуются не менее половины жителей. По данным Росстата, ежегодно пассажирский транспорт перевозит свыше 12 млрд пассажиров, в том числе трамваем и троллейбусом – 1 млрд 800 млн человек (более 14%).

В городских и пригородных перевозках задействованы более 160 тыс. автобусов, почти 8 тыс. троллейбусов и 7,5 тыс. трамвайных вагонов. Троллейбус и трамвай присутствуют в 63 регионах, в 112 городах, привел цифры министр транспорта Виталий Савельев.

В начале 90–х годов РФ являлась мировым лидером по количеству городов с электротранспортом. К 1995 году ГЭТ был в 126 городах страны, опережая по этому показателю ФРГ. С распадом СССР инфраструктура ГЭТ пришла в упадок, в 20 городах было закрыто движение электротранспорта. Причины – хроническое недофинансирование, недостаток средств для восстановления изношенных основных фондов инфраструктуры, подвижного состава.

Тогда господствовало мнение, что устаревшие трамваи и троллейбусы являются помехой для автомобильного движения, поэтому были сняты наиболее эффективные линии в центральных частях городов: Нижнего Новгорода, Самары, Воронежа и других. Зачастую системы управления, созданные в городах, стимулировали перевозчиков конкурировать с ГЭТ, отбирая у него пассажиров.

«За последние годы отрицательная динамика по закрытию трамвайных и троллейбусных систем замедлилась, стали запускаться новые проекты, – сказал Виталий Савельев. – Первая в истории постсоветской России междугородная трамвайная линия, соединяющая Екатеринбург и Верхнюю Пышму, запущена 31 августа 2022 года. Это 17 км одиночного пути, по которому курсируют 11 низкопольных односекционных трамваев. Данным маршрутом пользуются порядка 10 тыс. человек в сутки. Ярким примером комплексной модернизации трамвайной инфраструктуры является Таганрог. Приобретены 50 трамваев, реконструированы 44 км однопутного пути, установлены 102 остановочных пункта, открыто движение по пяти маршрутам».

По данным Росстата, из 7,5 тыс. трамваев 66% старше 15 лет, при этом 56% трамваев, или более 4 тыс., эксплуатируются более 25 лет и нуждаются в первоочередном обновлении. Схожая ситуация и с троллейбусами: из почти 8 тыс. ТС 64% старше 10 лет. Первоочередной замены требуют порядка 3 тыс. троллейбусов, или 35%, их возраст превышает 15 лет.

Виталий Савельев подчеркнул, что для восстановления и дальнейшего развития ГЭТ необходима систематическая адресная и экономически обоснованная государственная поддержка.

В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта БКД сформирована единая комплексная программа модернизации общественного транспорта в регионах, в которой особое внимание уделено развитию электротранспорта в части как закупки подвижного состава, так и обновления инфраструктуры.

Федеральная поддержка регионов на эти цели в 2022–2024 годах составит порядка 87 млрд руб., из которых около 70 млрд руб. пойдут на развитие электротранспорта. По сравнению с периодом 2020–2021 годов федеральная поддержка регионов выросла более чем в 4 раза, а для ГЭТ федеральное финансирование увеличилось более чем в 8 раз.

В настоящее время в рамках пилотного проекта 11 регионов для развития общественного транспорта, его инфраструктуры и подвижного состава выбрали концессионную модель с субсидированием из федерального бюджета в объеме до 100 млрд руб. В общей сложности будут приобретены более 600 трамваев и 100 электробусов, построены и реконструированы порядка 630 км трамвайных путей. На эти цели из федерального бюджета в 2023–2025 годах запланировано выделение 77,5 млрд руб.

Министр транспорта обратил внимание на то, что при отборе регионов для оказания мер федеральной поддержки учитываются качество разработки документов транспортного планирования, проведение оптимизации маршрутной сети и внедрение контрактов на транспортную работу.

Для методической поддержки субъектов при Минтрансе России создан экспертный совет по рассмотрению документов транспортного планирования регионов.

В целом обновление подвижного состава и инфраструктуры электротранспорта требует инвестиций в объеме порядка 1 трлн 100 млрд руб., что невозможно сделать без привлечения внебюджетных источников. Планируется привлечение средств ФНБ, инвесторов по концессионным соглашениям, кредитов ВЭБ с господдержкой, кредитов банков через привлечение ГТЛК. В период с 2021 по 2027 год привлекается почти 170 млрд руб. внебюджетных средств.

Итогом реализации единой программы развития общественного городского транспорта до 2024 года станет обновление 1,5 тыс. единиц подвижного состава электротранспорта, или около 21% от потребности в обновлении трамваев и троллейбусов. Кроме того, до 2027 года будут реконструированы либо построены порядка 650 км трамвайных линий (более 10% от их протяженности).

Сегодня за городской общественный пассажирский транспорт отвечают муниципалитеты. Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратился к главам субъектов Федерации, чтобы они активнее брали на себя решение вопросов обновления подвижного состава и реконструкции инфраструктуры ГЭТ, тем более что у них есть на это полномочия. Также он призвал региональные власти более тщательно просчитывать все варианты в случае выбора концессии, так как этот механизм при модернизации электротранспорта не позволяет инвесторам вернуть затраты исключительно из тарифа на проезд.

Помощник Президента РФ Игорь Левитин напомнил, что после распада СССР все виды транспорта были разделены на инфраструктуру, за которую отвечало государство, и подвижной состав. В общественном транспорте такого разделения не произошло. «Мы его отдали в субъекты и сказали, это все ваше, но при этом забыли, что инфраструктура общественного транспорта должна финансироваться государством в лице субъектов РФ, у которых сейчас нет денег на эти цели, – сказал Игорь Левитин. – Поэтому, если подходить концептуально, необходимо в будущем разделить общественный транспорт на инфраструктуру и подвижной состав».

Участники слушаний пришли к единому мнению, что необходимо разработать федеральную целевую программу развития городского наземного электрического транспорта на период до 2030 года с продлением до 2035 года.

Председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев предложил внести изменения в федеральный бюджет 2023–2025 годов, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, и на 2023 год предусмотреть деньги на развитие наземного пассажирского электрического транспорта.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»

Фото: mintrans.gov.ru



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться