Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Пассажир выбирает «цифру»

 |  IT-технологии

С какими вызовами сталкиваются железнодорожники при внедрении новых цифровых сервисов.

Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года ориентирована на создание и внедрение отечественного софта и развитие цифровых сервисов как для сотрудников, так и для клиентов компании, пассажиров. Одно из ключевых направлений работы – сегмент пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, в рамках которого постоянно совершенствуется работа официального портала и приложения ОАО «РЖД» по покупке билетов, создается система информирования пассажиров о ЧС, отменах поездов, свободных местах на вокзалах, продолжается работа по созданию безбарьерной среды для маломобильных пассажиров и т.д.

Противодействие киберугрозам – один из важнейших приоритетов деятельности железнодорожного транспорта. Как отмечает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, чем больше процессов переводится в «цифру», тем больше появляется киберугроз, а значит, надежнее должна быть защита.

Электронный «фейсконтроль»

В настоящий момент доля реализации электронных билетов, проданных на пассажирские поезда дальнего следования, достигает отметки в 76%, при этом продажа электронных билетов на пригородные электропоезда превышает 10%, рассказал Евгений Чаркин на полях конференции TAdviser SummIT – 2023. Он сообщил, что в актуализированной Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» были усилены разделы по информационной безопасности, импортозамещению и направление по работе с рисками.

По статистике, более 60% российских интернет–пользователей предпочитают онлайн–банкинг личному посещению отделений, это выяснили в своем недавнем исследовании специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Треть опрошенных, говорится в этом исследовании, предпочитают покупать билеты на поезда в электронном виде.

Большинство пассажиров признаются, что возможность моментальной оплаты существенно экономит время и снижает риск упустить билет на поезда дальнего следования. Скажем, при покупке электронного билета гораздо проще выбирать более удобное месторасположение в вагоне поезда себе и детям. Пришлась по душе людям и электронная регистрация – данная опция значительно упростила жизнь современному пассажиру. Ее преимущество заключается в том, что не нужно ехать на вокзал и получать билет на бланке.

Впрочем, известные многим бежевые железнодорожные билеты и вовсе уходят в историю. Теперь вместо них в кассах начали выдавать только чек. На нем – вся информация о поездке, пассажире, стоимости. При необходимости этот документ можно использовать для отчетности по командировке. На новую схему работы постепенно переходят все кассы. Шанс получить в руки теперь уже раритетный бежевый есть разве что на небольших станциях.

Отказ от специальных бланков выглядит логичным. Уже более 10 лет ОАО «РЖД» продает электронные билеты. Первое время их приходилось распечатывать самостоятельно на вокзале, чтобы сесть в поезд, но потом эта необходимость отпала. Предъявлять билеты продолжили только те, кто купил их в кассе. Ну а в последнее время ни электронные, ни бумажные билеты на перроне не нужны – посадка в поезд ведется по паспортам.

«Вы лица пенсионеров представьте, когда им чек вместо билета дадут», – иронизируют подписчики популярного туристического телеграм–канала. «Точно! Мне в прошлом месяце пришлось на вокзале покупать билет маме, потому что она потребовала, чтобы я ей взяла «нормальный» из кассы», – рассказывает другая. В основном же пассажиры положительно оценивают нововведение. «Зачем люди до сих пор стоят в очереди в кассу, если можно за несколько минут в приложении билет оформить», – недоумевает нынешняя молодежь. «Несколько лет назад в кассе вокзала покупали билеты в Питер по акции на день рождения», – с трудом припоминает кто–то. Сегодня такая опция, как получение скидки на день рождения и многих других льгот, действует и при покупке электронного билета. «Регулярно покупаю бумажные билеты. Для групповых поездок это проще», – говорит еще одна пассажирка.

Специалисты в своих смелых устремлениях готовы пойти еще дальше. ОАО «РЖД», Минтранс и Минцифры России планируют в начале 2024 года провести эксперимент, который позволит пассажирам поездов дальнего следования подтверждать свою личность при помощи биометрии вместо проверки паспортов. Поставщики систем распознавания лиц отмечают, что для реализации проекта ОАО «РЖД» потребуется парк планшетов. А внедрение ноу–хау потребует решения более сложных проблем, в том числе создания для проверки оплаты некой «чистой зоны», куда не будут допускать провожающих, сомневаются эксперты...

Стратегия и риски

Внезапный уход западных вендоров с российского рынка и критический рост хакерских атак в прошлом году грозили нарушить работоспособность IT–инфраструктуры российских предприятий. Но этот сценарий удалось предотвратить, констатирует Евгений Чаркин. В настоящий момент системо-

образующим фактором в работе компании является обеспечение технологического суверенитета для устойчивого развития. По словам Евгения Чаркина, в 2019–2022 годах осуществлен 100% переход на отечественное программное обеспечение по восьми классам информационной безопасности, на 2023–й намечен переход на отечественные средства управления событиями ИБ.

Почему это важно? Без перехода на отечественный софт продажа билетов на поезда, а также другие жизненно важные для компании процессы могут остановиться. Самой дорогой заменой будет новая версия системы продажи билетов АСУ «Экспресс», которая сможет работать на процессорной архитектуре x86. На нее планируется потратить 1,84 млрд руб. Сейчас компания пользуется программными продуктами от IBM, SAP и Oracle. Но крупнейшие международные поставщики софта прекратили свою деятельность на территории России. Нынешний вариант системы бронирования АСУ «Экспресс–3» как раз работает на платформе IBM z/Architecture.

Заменить все критические функции системы бронирования железнодорожный монополист планирует уже к декабрю 2024 года. К слову, на отечественное ПО по продаже билетов уже перешли большинство авиаперевозчиков. Одним из последних в октябре 2022 года это сделал Аэрофлот. Авиаперевозчик перешел на софт Ростеха – «Леонардо». На эту программу уже мигрировали компании: «Победа», «Red Wings», «Ямал», «Utair» и другие. Разработчиком системы бронирования для ОАО «РЖД» выступит АО «Всероссийский научно–исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ).

«Сейчас планово идет процесс переноса данных. Такую работу уже завершили все российские авиакомпании, теперь пришла очередь главной железнодорожной компании страны», – рассказал член Общественной палаты РФ и председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Динамичное развитие цифровых сервисов обусловило необходимость хранения больших массивов информации и личных данных пассажиров, с чем, безусловно, связаны определенные уязвимости. Так, несколько лет назад в Сеть утекли данные 1,3 млн пассажиров ОАО «РЖД». Есть в этом слабое утешение: подобные хакерские атаки подстегивают стремление к развитию, более эффективной защите от киберугроз в будущем.

С началом СВО хакерские атаки совершаются на железнодорожную IT–инфраструктуру регулярно, их источники, как отмечают в РЖД, «рассредоточены по всему миру». Наиболее массированной атаке, к примеру, сайт и мобильное приложение ОАО «РЖД» подверглись в начале июля 2023 года. В результате на протяжении трех дней сайт работал с перебоями, периодически выдавал ошибку 504.

ОАО «РЖД» продолжат активную работу над своей интернет–инфраструктурой, в том числе над защитой сервисов от атак. После того, как работа ресурсов компании восстановилась, ее защиту будут усиливать.

Илья Зотов отметил слаженность действий в данном случае: вся информация о действиях ОАО «РЖД» была своевременно опубликована в официальных соцсетях компании, о происшествии оперативно проинформировали пассажиров, чтобы избежать паники. По его словам, в данной ситуации сотрудники ОАО «РЖД» действовали профессионально, провели большую информационную работу, активизировали на вокзалах продажу билетов.

Организация хакерских атак извне может быть вызвана желанием внести разлад и панику в общественные настроения, основная задача заключается в том, чтобы люди не могли купить билет и не смогли отправиться в отпуск или деловую поездку, поясняет Илья Зотов. Транспортники вызов приняли, специалистами была проведена планомерная работа по поддержанию работоспособности IT–инфраструктуры и созданию условий безопасности. В итоге никаких жалоб в связи с данной ситуацией в Общероссийское объединение пассажиров не поступало.

– Современная онлайн–инфраструктура создана так, что в случае атак систему останавливают, – пояснил Илья Зотов, – поэтому данные по тем билетам, которые уже были проданы через сайт или приложение, не пропали, что немаловажно. Нередко бывает так, что, когда подобные ресурсы «ломаются», информация о купленных ранее билетах может из системы пропасть и пассажир потом должен будет доказывать, что он заплатил за посадочный талон.

«Умные кассы»

С недавних пор на сайте ОАО «РЖД» появилась еще одна опция: пассажиры могут подобрать оптимальный маршрут для путешествия, приобретая билеты на различные виды транспорта в одном заказе. Новый сервис позволяет приобретать билеты не только на поезда, но и на другие виды транспорта.

В конце прошлого года в реестре отечественного программного обеспечения было зарегистрировано универсальное IT–решение для билетных кассиров, позволяющее оформлять проездные документы на все виды транспорта в едином интерфейсе – «Автоматическое рабочее место кассира» (АРМ кассира). Его цель – в «едином окне» планировать, бронировать и оплачивать пассажирские перевозки «от двери до двери» различными видами транспорта.

В пресс–службе ОАО «РЖД» пояснили, что новое программное обеспечение интегрировано с банковским и кассовым оборудованием и позволяет кассиру стать оператором планирования путешествий, оформляя в одном окне билеты на любые виды транспорта, включая железнодорожный, речной, автобусный и авиационный. Благодаря сервису в формате «единого окна» также можно оформить сопутствующие туристические услуги, например, страхование, перевозки багажа и т.д.

«АРМ кассира» – это полностью отечественная разработка, созданная под операционную систему Astra Linux. При этом для нас очень важно, что это не просто импортонезависимое цифровое решение, но оно еще и превосходит зарубежные аналоги по функциональности и устойчивости. И, что не менее важно, это универсальный продукт, подходящий не только для РЖД, но и для всей транспортной системы России», – прокомментировал нововведение Евгений Чаркин.

В Стратегии цифровой трансформации Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД) отмечено, что создание единого билета – это одно из приоритетных направлений деятельности перевозчика. Он готов инвестировать в разработку миллиарды рублей. Полностью интеграция железной дороги с авиацией, автобусными перевозками и водным транспортом должна завершиться на горизонте 2030 года.

Сегодня установлено 83 «Автоматических рабочих места кассира» в пригородных кассах на полигонах шести пригородных пассажирских компаний. Воспользоваться новым сервисом можно уже в 49 кассах: АО «Московско–Тверская пригородная пассажирская компания», АО «Северо–Западная пригородная пассажирская компания», АО «Пермская пригородная компания», АО «Свердловская пригородная компания», АО «Содружество», АО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». До конца 2023 года билеты на все виды транспорта можно будет купить в кассах всех пригородных перевозчиков за исключением АО «Центральная пригородная пассажирская компания».

Мнения экспертов по поводу перспектив развития сервиса расходятся. Одни специалисты считают, что создание подобной платформы – насущная необходимость, позволяющая существенно повысить сервис обслуживания пассажиров. Если ОАО «РЖД» удастся наладить контакт со многими автобусными перевозчиками, платформа будет удобна в использовании и позволит экономить время. Другие эксперты утверждают, что миллиардные инвестиции могут не окупиться, пока не появится единый электронный билет. Мол, в оформлении сразу нескольких проездных документов пока нет выгоды и удобства.

Сложность интегрирования подобного сервиса упирается и в необходимость проработки маршрутов в рамках единой транспортной системы. Однако порой между узлами различных видов транспорта, например, аэропортом и вокзалом, не существует прямых точек пересечения. В результате пассажирам требуется немало времени для пересадки, что усложняет возможность просчитать маршрут. Тем не менее в прошлом году ОАО «РЖД» было реализовано свыше 300 тыс. билетов на другие виды транспорта.

Кроме того, специалисты ФПК установили 835 устройств для электронной системы проверки паспортов на кассах вокзалов. Это позволило значительно сократить время оформления билетов в кассах и минимизировать влияние человеческого фактора на корректность заполнения электронных бланков. 

Отечественная разработка на основе искусственного интеллекта (ИИ) представляет собой видеосканер, который подключается к компьютеру через разъем клавиатуры без необходимости установки дополнительного программного обеспечения. Он полностью автономен, оснащается видеокамерой и встроенным вычислительным модулем для обработки документов без подключения к внешним устройствам. Это обеспечивает безопасность и полную защищенность персональных данных пассажиров, так как они не сохраняются в компьютере или облачном хранилище.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР».


просмотры:

1274

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться