Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

ИТ–суверенитет и безопасность

 |  IT-технологии

Первая линия защиты транспортного комплекса.

Стремительное развитие цифровизации, взрывной рост коммерческих сервисов, электронных услуг, облачных технологий, внедрение технологий искусственного интеллекта, проникновение высоких технологий во все сферы жизни – эти приметы нашего времени ставят перед транспортной отраслью первостепенную задачу: обеспечить устойчивое и безопасное функционирование информационной инфраструктуры транспортного комплекса. О том, как она решается, а также о перспективных направлениях цифровизации рассказывает генеральный директор подведомственного Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.

– Илья Владимирович, перед всеми отраслями российской экономики стоит задача добиться технологического ИТ–суверенитета. Как она решается на транспорте? 

– ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» принимает непосредственное участие в этом процессе в части информационных систем на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). С марта 2022 года в соответствии с приказом Минтранса России на базе нашего предприятия действует отраслевой центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения в транспортной отрасли (ОЦК). 

Организации транспортной отрасли в соответствии с требованиями законодательства готовят и утверждают планы по переходу на использование отечественного программного обеспечения. Организации, в структуре которых есть значимые объекты КИИ, должны осуществить переход на российское программное обеспечение до 1 января 2025 года. Наш ОЦК осуществляет всестороннюю поддержку этого процесса: проводит методичес-

кую работу по вопросам импортозамещения и категорирования объектов КИИ, организует при поддержке Минтранса России семинары с регионами и регио-

нальными предприятиями. В центре организована горячая линия по телефону и электронной почте для поддержки специалистов, отвечающих на местах за вопросы импортозамещения. Данная работа в том числе позволяет за счет обмена опытом ускорять выполнение планов, в особенности среди небольших предприятий.

Помимо методической работы, центром установлены партнерские отношения с более чем 50 отечественными разработчиками отраслевого программного обеспечения и оборудования. Прямой диалог очень важен для обеспечения тестирования разработок, подбора отечественных аналогов для замещения иностранных ИТ–решений. С начала 2023 года отраслевой центр компетенций ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» организует проведение технических вебинаров с участием организаций транспортной отрасли и производителей отечественного программного обеспечения и оборудования. Во время таких вебинаров есть возможность, скажем так, перезнакомить всех причастных между собой и помочь им в решении вопросов импортозамещения иностранных решений, а также интеграции отечественных решений в существующую ИТ–инфраструктуру заказчиков. 

– Ваше предприятие не только консультирует по вопросам импортозамещения, но и само является разработчиком отечественных ИТ–продуктов. Расскажите о наиболее значимом решении.

– Одной из важных задач как ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», так и созданного в прошлом году 100%–дочернего ООО «Отраслевой центр импортозамещения» является содействие внедрению в транспортном комплексе отечественных ИТ–продуктов. 

В этом году единый реестр российского программного обеспечения уже пополнился новыми позициями разработки нашего предприятия. Среди них есть уникальная система, обеспечивающая импортозамещение сервисов передачи авиационных сообщений. В достаточно сжатые сроки при поддержке Минтранса России и совместно с ПАО «Аэрофлот» под эгидой Индустриального центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений «Авиационный транспорт» была разработана и в настоящее время успешно эксплуатируется информационная система 

«Авиационная сервисная платформа» (АСП). Несмотря на короткие сроки разработки, система способна полноценно замещать сервисы ушедших с российского рынка провайдеров, таких как швейцарская компания SITA и американская ARINC.

На конец октября 2023 года к системе были подключены уже более 40 аэропортов и 12 крупнейших российских авиакомпаний. Уже есть действующие подключения за рубежом. Система успешно обеспечивает обмен сообщениями между участниками гражданских авиаперевозок, исключая трансграничную передачу данных при осуществлении внутренних рейсов. Помимо этого, наземная сеть АСП выбрана основой для создания отечественной системы связи борт – земля – борт, которая заменит аналогичную импортную систему, обеспечив тем самым доступный способ получения данных о передвижениях воздушных судов над территорией Российской Федерации, а также передачи срочных сообщений об обстановке по маршруту следования и обмена другими критично важными данными.

Использование разработанной нами платформы гарантирует стабильное и безопасное функционирование информационного обмена между предприятиями гражданской авиации, защищенные каналы связи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, экономическую эффективность для потребителей сервисов и широкие функциональные возможности благодаря современной архитектуре системы.

– Вопросы обеспечения информационной и кибербезопасности, устойчивого функционирования информационной инфраструктуры сегодня приобрели совсем иное звучание, не так ли?

– Мы с вами повсеместно наблюдаем стремительное развитие цифровизации, взрывной рост коммерческих сервисов, электронных услуг, облачных технологий, применения искусственного интеллекта и т.д. Технологии с каждым годом проникают все глубже в нашу жизнь, и именно поэтому так важно обеспечение их устойчивого функционирования.

Начиная с прошлого года российский бизнес и государственные структуры столкнулись с беспрецедентным количеством хакерских атак, направленных в том числе на целые отрасли, на критическую информационную инфраструктуру. Ущерб от этих действий весьма чувствителен и для отдельных граждан, и для крупных организаций, а нарушение их функционирования может повлечь крайне негативные последствия вплоть до ущерба жизни и здоровью граждан. 

Принимая этот вызов, государство и профильные регуляторы направляют серьезные усилия на обеспечение кибербезопасности. Основополагающим документом стал Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности РФ». Этот указ впервые вывел задачу кибербезопасности на уровень руководящего звена и владельцев бизнеса.

Необходимо консолидировать наши действия для повышения уровня зрелости процессов обеспечения информационной безопасности компаний, а также уровня осведомленности работников в вопросах информационной безопасности, которая по–прежнему является самым значимым фактором риска.

ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» уже более 25 лет является признанным экспертом в области информационных технологий, транспортной и информационной безопасности. Прекрасно понимая значимость транспортной отрасли для стабильного развития всей страны, мы всячески поддерживаем усилия по практической реализации решений в сфере информационной безопасности.

В портфеле наших услуг: методическое и консультационное сопровождение субъектов критической информационной инфраструктуры при выполнении требований Федерального закона № 187–ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; аудит и оценка защищенности автоматизированных информационных систем; комплексные проекты по проектированию и созданию системы защиты информации, построение центров мониторинга информационной безопасности; мониторинг, выявление и реагирование на инциденты информационной безопасности и многие другие услуги.

Специалисты предприятия не так давно выполнили проект по построению ведомственного центра Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) для Минтранса России и обеспечили его взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).

На площадке ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при участии Минтранса России формируется отраслевой центр компетенций по кибербезопасности транспортной отрасли. К его основным функциям отнесены: участие в реализации единой политики по обеспечению информационной безопасности транспортной отрасли; совершенствование нормативно–правового и методического обеспечения деятельности предприятий транспортной отрасли по обеспечению информационной безопасности; обнаружение, предупреждение и ликвидация последствий компьютерных атак и реагирование на компьютерные инциденты; обеспечение в организациях транспортной отрасли повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в области информационной безопасности. Создание центра даст возможность сосредоточиться на минимизации рисков информационной безопасности в рамках отрасли, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказываемых услуг и стабильной операционной деятельности организаций транспортной сферы.

Отдельно хочу обратить внимание на аспект, который часто остается за рамками обсуждений – это учения. Для обеспечения устойчивого функционирования объектов и снижения негативных последствий технических аварий и деструктивных воздействий предприятиям важно иметь четкие планы по восстановлению, планы кризисных ситуаций, а также регулярно проводить учения для отработки этих планов.

Подобные учения не всегда могут проводиться на реальной системе, поэтому так важно формирование специальных полигонов, учитывающих специфику реальных транспортных объектов и моделирующих поведение настоящих систем. 

На таких площадках могут проводиться работы как в рамках тестирования программно–аппаратных комплексов и информационных систем перед их вводом в эксплуатацию, так и на этапах подготовки персонала к действиям во внештатных ситуациях. Полигоны должны использоваться и для тестирования отдельных составляющих программного и аппаратного обеспечения (разных вендоров, версий) в интересах как отдельных заказчиков, так и их групп. 

– Традиционная область компетенции ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» – цифровизация транспортной безопасности. Какие этапы пройдены, какие задачи впереди?

– Предприятие стояло у самых истоков цифровизации в области транспортной безопасности, формируя единое защищенное закрытое информационное пространство для всех участников. В соответствии с решением Президента Российской Федерации предприятие обладает статусом единственного исполнителя работ, и с 2013 года, когда была создана Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), развивает ее как ядро и оперативный инструмент повседневной деятельности для сотрудников компетентных органов.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем развитие системы в соответствии с последними технологическими тенденциями и задачами, которые ставят перед нами Министерство транспорта и Правительство Российской Федерации. Так, в 2023 году было внесено значительное количество изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16–ФЗ «О транспортной безопасности» в части ЕГИС ОТБ. 

Федеральным законом от 03.04.2023 № 107–ФЗ были внесены изменения, регламентирующие передачу расширенной информации от авиаперевозчиков. Получение, обработка и анализ этих данных имеют важное значение для расследования и заблаговременного предотвращения преступлений и актов незаконного вмешательства уполномоченными органами. Сегодня предприятием реализована новая функциональность, и мы готовимся к ее опытной эксплуатации с поставщиками и потребителями данных.

Также с 01.03.2024 в силу вступают нормы законодательства о введении уведомительного порядка при осуществлении перевозок грузов повышенной опасности речным и железнодорожным транспортом. В ЕГИС ОТБ готовится необходимый функционал для работы с уведомлениями как для субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, так и для Ространснадзора и его территориальных органов.

– Общий уровень цифровизации госуслуг в РФ достаточно высокий, а что сегодня реализуется для цифровизации госуслуг именно в области транспортной безопасности? 

– Предприятие начало работу по цифровизации оказания госуслуг транспортной безопасности еще в 2016 году в рамках аттестации сил ОТБ. Тогда вектор был направлен на работу компетентных органов, органов аттестации и аттестующих организаций в едином цифровом пространстве и организацию централизованного хранения сведений о силах обеспечения транспортной безопасности. С 2022 года Правительством Российской Федерации поставлена задача по цифровизации разрешительной деятельности государственных органов, которые охватывают многие отрасли, включая и транспортную безопасность. 

Предприятие поэтапно обеспечило возможность подачи заявлений на оказание государственных услуг ОТБ по всем видам транспорта в цифровом виде через портал «Госуслуги». Теперь заявитель может подать заявление дистанционно, оформив все на портале и подписав электронной подписью, при этом основные данные при подготовке заявления автоматически подтягиваются из профиля заявителя на «Госуслугах».

Подача заявления и получение результата в электронном виде через личный кабинет на портале «Госуслуги» позволили значительно сократить сроки для конечных потребителей. Например, срок оказания госуслуги по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности теперь составит 25 рабочих дней вместо прежних 60.

Несмотря на то, что сделаны большие шаги в области цифровизации госуслуг в сфере транспортной безопасности, работа не останавливается. Постоянный мониторинг и анализ удовлетворенности пользователей, отслеживание изменений в технологиях позволяют непрерывно совершенствовать предоставляемые услуги населению и бизнесу. 

– Как вы в целом оцениваете перспективы внедрения искусственного интеллекта в транспортной отрасли?

– Очевидно, что количество и востребованность решений с участием искусственного интеллекта будет возрастать с каждым годом. Наглядным примером такой динамики может служить следующий факт: если в 2022 году в Минтрансе России велись 18 проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в транспортной отрасли, которые реализовывали индустриальные центры компетенций «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт», то сейчас их число увеличивается почти в два раза.

Многие коммерческие компании и компании с государственным участием внедряют в свои бизнес–процессы решения с использованием искусственного интеллекта. За этот год произошел ряд знаковых событий в этом сегменте: запуск беспилотного такси в Москве и старт беспилотных грузовых перевозок на трассе М–11, тестирование беспилотных поездов на МЦК в Москве и беспилотных трамваев в Питере, беспилотных речных и морских перевозок в Москве и по маршруту в Калининград, тестирование воздушного беспилотного транспорта для доставки грузов, проводимое Сбером и «Почтой России». На данный момент практически все регионы России используют интеллектуальные транспортные системы на своих дорогах. Активно внедряется контроль за психофизическим состоянием водителей на междугородных пассажирских перевозках. Отдельным направлением можно выделить работы, проводимые в направлении предиктивного технического обслуживания и ремонта всех видов транспортных средств. 

Этот процесс нашел свое отражение в финансировании со стороны Правительства Российской Федерации. На недавнем оперативном совещании с вице–премьерами Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 октября 2023 года № 2715–р), что власти уделяют повышенное внимание развитию ИИ. На поддержку этой индустрии в текущем году дополнительно будет выделено почти 1,2 млрд рублей. Из них: 800 млн рублей – гранты малым предприятиям (разработчикам продуктов и сервисов на базе ИИ); 250 млн рублей – формирование и актуализация наборов данных, востребованных в коммерческом обороте, из государственных систем, а также инфраструктуры доступа к ним; более 100 млн рублей – финансирование второй волны исследовательских центров в области ИИ.

Впереди еще много вопросов, которые предстоит решить для полноценного вхождения ИИ в повседневный быт нашей страны. Это и нормативное регулирование применения ИИ на транспорте, и разработка межотраслевых и межгосударственных стандартов и правил применения ИИ на транспорте, и решение вопроса подготовки кадров по ИИ в отрасли, и создание положительного реноме ИИ у граждан. Результаты, которые уже сейчас, на этапе апробаций, демонстрируют созданные проекты и решения, позволяют довольно оптимистично оценивать перспективы.

– Расскажите о разработках вашего предприятия, в которых вы применяете искусственный интеллект.

– Мы заботимся о том, чтобы предлагаемые нами решения повышали эффективность рабочих процессов для наших заказчиков. В частности, на протяжении длительного времени мы занимались исследованиями и разработками в области применения искусственного интеллекта и продвинутых математических алгоритмов для решения сложнейших задач планирования ресурсов. 

Специалисты предприятия готовят к выводу на рынок продукт, позволяющий сделать более эффективным процесс формирования планов работы водителей и транспортных средств для их оптимального распределения, в том числе по маршрутам, в резерв, на обучение, с учетом всех нормативных требований по режиму труда и отдыха. Система называется «ОПТУРАН», и сейчас она спроектирована для сегмента пассажирских перевозок общественным транспортом: троллейбусами, трамваями, автобусами, метро и пригородными поездами.

Традиционный ручной процесс планирования подвержен «эффекту домино». При изменении одного из множества факторов, которые приходится учитывать при формировании плана (маршруты, расписание движения, отпуска и медкомиссии назначенных на рейс водителей, графики техобслуживания и т.д.) происходит цепная реакция и рушатся последующие графики работ. Сложность ручного процесса ведет к дополнительным издержкам на персонал, а планирование осуществляется не далее чем на следующий день, что в свою очередь приводит к переработкам водителей из–за неравномерного распределения рабочего времени и нагрузки и к снижению эффективности для бизнеса. Система «ОПТУРАН» помогает автоматически найти наиболее оптимальное решение для назначения транспортных средств и формирования графиков работы водителей.

Потенциальный ежегодный эффект от сокращения затрат на формирование планов работы составляет 10–15%. Эффект достигается за счет сокращения трудозатрат на планирование, снижения объема переработок и работы в выходные дни водителей, наиболее оптимального использования транспортных средств и снижения аварийности благодаря равномерному распределению нагрузки между водителями. Цифровизация бизнес–процесса формирования планов позволяет достичь таких результатов, как равномерное распределение нагрузки на водителей и транспортные средства, повышение лояльности водителей, повышение безопасности движения, а в конечном итоге выигрывает пассажир.

Система «ОПТУРАН» использует современные методы дискретной оптимизации и машинного обучения – это передовая тематика, которая дает возможность бизнесу за счет достижений фундаментальной науки получить финансовый результат. Применение подхода «система как услуга» в процессах планирования позволяет нам предложить предприятиям общественного транспорта уникальный сервис при кратчайших сроках его внедрения.

– Ни для кого уже не секрет, что экономике не хватает кадров. Как ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» участвует в подготовке ИТ–кадров в интересах транспортной отрасли?

– Безусловно, все наши успехи достигаются благодаря высококвалифицированному коллективу. К вопросу поиска, подготовки и удержания кадров мы подходим очень ответственно. В ИТ–отрасли уже не первый год формируется негативная ситуация с кадровым обеспечением, а в 2023 году, по оценке специализированных компаний, уровень дефицита кадров достиг максимальных значений за всю историю наблюдений. 

Принимая во внимание необходимость раннего вовлечения молодых специалистов, нами реализуются соглашения о сотрудничестве в области образования и науки и другие формы взаимодействия с ведущими вузами РФ: Российским университетом транспорта, Московским государственным техническим университетом им. Баумана, Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники, Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого и другими.

Студенты вузов и колледжей не только проходят у нас производственную практику, а зачастую вовлекаются непосредственно в разработку программного обеспечения, что позволяет как познакомить их с производственными процессами на предприятии, так и дать широкое представление о процессах и задачах, с которыми сталкиваются транспортники страны ежедневно. Мы стараемся показать ребятам, что транспорт и ИТ на транспорте – это интересно, заразить их нашими идеями. Ведь именно они – будущее транспортного комплекса, те, кто будет развивать и решать вместе с нами сложные и интересные транспортные задачи. С гордостью могу сказать, что по результатам этой деятельности нами уже приняты студенты, которые совмещают работу на предприятии с учебой в магистратуре.

Еще один эффективный и полюбившийся всеми формат привлечения молодых перспективных специалистов в отрасль – это, конечно, хакатоны. Начиная с 2021 года ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» выступает организатором и партнером хакатонов в сфере цифровизации транспортной отрасли среди российских вузов. Я уверен, что этот формат позволяет заинтересовать талантливых ребят решением сложных отраслевых задач, а предложенные ими решения в дальнейшем смогут быть реализованы на практике.


просмотры:

1318

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
z-library