Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Тренд времени – инноватика

 |  IT-технологии

Общественный транспорт: новые подходы, новые решения.

На специализированном форуме по цифровизации городского пассажирского транспорта, помимо своей традиционной тематики, касающейся цифровых инструментов и технологических решений, как правило, рассматриваются общие проблемы этого вида транспорта на примере отдельных российских городов. С них мы и начнем…

Анализ рынка

Рынок перевозок на общественном транспорте становится более цивилизованным, открытым и прозрачным. Но вместе с тем у него сохраняются проблемы, которые не встречаются на других видах транспорта.

В Нижнем Новгороде по данным министерства транспорта области, контролирующих органов отраслевых союзов и ассоциаций, опросов проанализировали состояние рынка пассажирских автоперевозок Нижегородской агломерации по различным направлениям, выявили основные проблемы и пути их решения.

Вот лишь некоторые обобщенные результаты исследования, которые указывают на проблемные моменты.

В городском сообщении загрузка подвижного состава составила 0,3, а в межмуниципальном сообщении – 0,15 при максимальном значении 1,0.

Себестоимость перевозки пассажира в городском сообщении, согласно действующей методике, составляет 42 руб. При этом текущая себестоимость по налоговому учету составляет 32 руб., а действующий регулируемый тариф перевозки одного пассажира – 28 руб. (на момент проведения исследования).

Доля льготных категорий пассажиров в общем объеме составила 27,5%, а фактическое возмещение оплаты при перевозке льготных категорий составило 85% (надо отметить, что это высокий уровень возмещения по сравнению с другими регионами).

Доля перевозчиков на общественном транспорте, использующих «серые» схемы, составила 72,5%. Средний размер занижения зарплаты отмечен у 73% перевозчиков, а занижение списочного состава практикуется в 70% случаев, без оформления трудовых отношений – 40%.

Фонд оплаты труда с отчислениями у перевозчиков, работающих официально, в себестоимости составляет 57%, при работе по «серой» схеме – 44%.

И еще, 53% перевозчиков занижают официальную выручку, а потери от безбилетного проезда пассажиров составляют не менее 10% от выручки.

Приведенные показатели – наглядное подтверждение проблем на общественном транспорте. Получены они по данным одного из самых развитых регионов, поэтому можно предположить, что в других субъектах проблемы такие же.

Таким образом, на убыточность сферы пассажирских перевозок влияет установление регулируемых тарифов на услуги перевозки ниже реальной себестоимости перевозок (без компенсации выпадающих доходов до экономически обоснованной себестоимости перевозок); построение неэффективной маршрутной сети, в том числе с дублирующими маршрутами, и не обеспечивающей нормативной загрузки подвижного состава; невозможность установления регулируемых и нерегулируемых тарифов на уровне экономически обоснованной себестоимости перевозок из–за низкой покупательной способности населения; отсутствие систематического контроля и действенных санкций к нелегальным перевозчикам; отсутствие систематического контроля и санкций к перевозчикам, скрывающим выручку и не исполняющим требования № 54–ФЗ, занижающим размер оплаты труда и списочную численность персонала; неполное возмещение предприятиям пассажирского транспорта стоимости перевозок граждан льготных категорий; отсутствие реальных полномочий и механизмов по взысканию штрафов за безбилетный проезд.

Проблемы понятны, а что с решением?

Вот что, по мнению участников рынка и экспертов, требуется для того, чтобы «обелить» рынок пассажирских перевозок: необходимо создать равную для всех участников конкурентную среду на рынке; обеспечить условия для получения предприятиями пассажирского транспорта нормативной прибыли, а также для привлечения и возврата инвестиций в сфере пассажирских перевозок, в том числе для регулярного обновления подвижного состава; прекратить с помощью административных и экономических методов деятельность нелегальных перевозчиков; создать условия для обеспечения полного сбора выручки предприятиями пассажирского транспорта и предотвращения ее хищения сотрудниками у предприятий (заказчика перевозок); расширить использование информационных технологий (навигация, диспетчеризация, маршрутизация, прогнозирование, информирование, автоматизированный контроль оплаты проезда).

Выступления на форуме представителей субъектов были схожи и по проблемам, и по путям их решения.

Проблемы у курского общественного транспорта характерны для большинства городов России. Это дублированность маршрутов, перегруженность центральной части города, старый подвижной состав и изношенная трамвайная сеть, наличие большого количества транспортных средств малой вместимости, слабый контроль за перевозчиками и несоблюдение расписания. Проблемы известные, и курские власти их поэтапно решают.

Пассажиропоток в городе должен возрасти до 106 млн человек в 2028 году против 78 млн в 2023–м. Общественный транспорт перейдет на брутто–контракты. Налоговые поступления за счет «обеления» рынка перевозок увеличатся на150–200 млн руб. Сократятся ДТП с участием общественного транспорта в 5 раз. Точность соблюдения расписания будет обеспечена на уровне более 90%. Эффективность работы транспортной системы повысится за счет создания единого оператора. Безопасность поездок на общественном транспорте обеспечат 23 дополнительных комплекса фотовидеофиксации и 25 «умных» светофоров. Парк будет полностью обеспечен современным подвижным составом. В билетном меню будут предусмотрены бесплатные пересадки, а также льготный проезд на всех маршрутах. Доля транспортных средств с высоким экологическим классом увеличится в 3 раза. Улучшение работы общественного транспорта сократит рост автомобилизации. И все вышеперечисленное – не просто намерения, многое уже сделано.

Внедрена система диспетчеризации и контроля выполнения транспортной работы. Современная билетная система обеспечивает более 140 тыс. транзакций в день. Формируется аналитическая платформа больших данных пассажирских перевозок для дальнейшего расширения использования цифровых технологий. На 40 маршрутах из 51 обеспечена бесплатная пересадка в течение 60 минут. С учетом близости с Украиной в общественном транспорте ведется видеонаблюдение и экстренный вызов Росгвардии. Внедрена система «Говорящий город» в 15 автобусах. Все маршруты доступны для льготного проезда по карте жителя Курской области (более 32 тыс. льготников). Разработано мобильное приложение «Курский транспорт» для планирования поездок и навигации поездок пассажиров.

Ведется корректировка маршрутной сети, разрабатывается и будет внедрено мобильное приложение для контролеров.

Реформа транспортной системы Оренбурга, как и в других областных городах подобного уровня, нацелена на оптимизацию маршрутной сети города с ликвидацией дублирующих маршрутов, особенно в исторической части, и добавлением новых маршрутов в строящиеся микрорайоны. Также планируется регулярное обновление подвижного состава с улучшением характеристик транспортных средств (повышение экологического класса, повышение общей надежности транспортных средств, соблюдение требований стандартов безопасности).

В Оренбурге в настоящее время действуют: 17 автобусных маршрутов регулярных перевозок по регулируемому тарифу; 33 автобусных маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу (только до 01.02.2024 г.); 26 новых автобусных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу; 2 троллейбусных маршрута регулярных перевозок по регулируемому тарифу.

40 междугородных автобусных маршрутов связывают областной центр с другими регионами Российской Федерации. Перевозки осуществляются в большинстве случаев на паритетной основе хозяйствующими субъектами различной формы собственности.

Муниципальный парк в 2022 году пополнился 67 автобусами большого класса марки ЛиАЗ на газомоторном топливе. В 2023–м уже поступили 23 таких же автобуса, ожидается поступление в конце года 39 автобусов большого класса. В декабре 2023 года поступит еще 63 автобуса за счет средств ФНБ, а в рамках программы БКД – еще 62 единицы.

Что касается совершенствования системы оплаты проезда, то на всех транспортных средствах внедряются системы безналичной оплаты проезда через валидаторы для бескондукторной системы оплаты проезда, а также безналичная оплата проезда через терминал кондуктора.

Также создается единая система мониторинга всего общественного транспорта в городе с отображением на общедоступных ресурсах. Для подготовки работы всей системы диспетчеризации предварительно формируются маршруты с помощью графического редактора, использующего дорожный граф; вносятся в систему временные интервалы, нормативы времени проезда, расстояния между остановками и прочие параметры.

На основании этих данных создается и редактируется расписание для маршрутизированного транспорта, формируются наряды для организаций–перевозчиков на основании подготовленных графиков и расписаний.

Новое – в практику

Чтобы общественный транспорт развивался в ногу со временем, нужны новые технологии с использованием уже имеющихся наработок. Совместное использование высоких технологий обеспечит синергетический эффект. Именно этого ждут от подписанного соглашения о развитии системы безналичной оплаты проезда для пассажиров общественного транспорта во всех регионах России на основе интеграции сервисов на базе госинформсистемы «ЭРА–ГЛОНАСС» и транспортной процессинговой платформы (ТПП) Национальной системы платежных карт (НСПК).

Разработанная в НСПК транспортная процессинговая платформа позволяет предоставить руководству регионов и перевозчикам единые технические стандарты, SDK и API для интеграции. Проект позволяет сократить время и расходы на внедрение системы безналичных платежей, а также обеспечивает формирование прозрачной отчетности по объемам пассажиропотока и платежей.

Совместное развитие технологий с НСПК позволит создать новые сервисы для пассажиров за счет данных местонахождения общественного транспорта в онлайн–режиме.

Сегодня уже более 170 тыс. пассажирских транспортных средств подключены к системам «Мониторинг ЭРА» и «Диспетчеризация ЭРА», созданным на основе «ЭРА–ГЛОНАСС». И данные в режиме реального времени о движении муниципальных, межмуниципальных и межрегиональных маршрутов могут автоматизировать определение тарифа. Более того, подключение к «ЭРА–ГЛОНАСС» позволяет не только региональным центрам, но и небольшим городам создавать сервисы для пассажиров. Совместная работа с Национальной системой платежных карт выведет на более высокий уровень цифровую трансформацию общественного транспорта в регионах, откроет новые возможности для повышения удобства, комфорта и безопасности поездок для миллионов пассажиров.

Национальная система платежных карт и ВТБ идут в регионы: запущен сервис безналичной оплаты проезда с использованием национальных платежных инструментов в Йошкар–Оле. Ранее пилотный проект был запущен на общественном транспорте Самарской области и Саранска. Для приема платежей используется транспортная процессинговая платформа (ТПП) НСПК, ВТБ выступает банком–эквайером.

Партнером пилотного проекта в Йошкар–Оле стало муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт». Благодаря новому сервису жители могут оплатить проезд бесконтактными картами «Мир» или любых других платежных систем, а также с помощью смартфона через мобильное платежное приложение – Mir Pay, Samsung Pay и др.

На портале bilet.nspk.ru можно в режиме онлайн увидеть историю своих поездок, получить билет в электронном виде, а также при необходимости произвести оплату задолженности за проезд.

Транспортная процессинговая платформа – это полностью российская разработка, на функционирование которой не влияют внешние факторы. Помимо обеспечения непосредственно приема бесконтактных платежей, сервис позволяет формировать детальную отчетность. Эта функция позволит региону и перевозчику более точно определять величину пассажиропотока и объем платежей, проходящих через каждое транспортное средство.

Для ВТБ новый сервис безналичной оплаты проезда – важный инфраструктурный и социально значимый проект. Он обеспечивает простой, безопасный и технологичный способ расчетов, который заметно повысит скорость оплаты проезда, нивелирует зависимость от качества связи и других временных технических причин, не позволяющих сразу авторизовать оплату, и в целом повысит комфорт и качество обслуживания как для пассажиров, так и для перевозчиков.

В 2022 году были определенные опасения относительно дальнейшего развития высоких технологий на транспорте. Сегодня уже можно сказать, что в сегменте платежных инструментов и решений таких проблем нет. Так, самый компактный в мире валидатор для общественного транспорта разработан зеленоградскими инженерами и программистами. Он принимает оплату проезда банковскими и транспортными картами, смартфонами с отечественным NFC–приложением. Устройство отличается рекордной скоростью считывания карт и независимостью от зарубежных поставщиков. Пассажиры могут везде оплачивать проезд не только картами, но и мобильными телефонами c приложением Mir Pay и по QR–кодам.

Отечественный валидатор, в отличие от иностранных устройств, моментально различает банковские карты, смартфоны, социальные и транспортные карты. Уникальный алгоритм быстро выбирает нужную схему оплаты проезда, что позволяет сократить очереди у турникетов. Возможна реализация различных тарифов.

Более 80 тыс. таких валидаторов и считывателей банковских карт, встроенных в валидаторы партнеров, помогают оплатить проезд на транспорте в метро и автобусах в большинстве регионов России и странах СНГ, Европе и Азии. И это лишь малая доля из сотен систем бесконтактной оплаты на российском оборудовании.

В подмосковном наукограде также разработаны сетевой коммутатор и новый бортовой компьютер, предназначенный для применения в качестве органа управления сетью валидаторов в автобусах, электробусах, трамваях и других видах транспорта.

Кроме того, компьютер способен выполнять вычислительные задачи, обрабатывать и выводить статистические данные, управлять различными дополнительными устройствами. Еще одна разработка – сетевой коммутатор на восемь портов. Он нужен для обеспечения связи между устройствами оплаты проезда в общественном транспорте. Связь происходит с помощью технологии PoЕ, которая обеспечивает подачу электропитания на клиентскую базу стандарта Ethernеt. Один и тот же кабель используется и для передачи данных, и для питания устройства. Он упрощает коммутацию в подвижном составе, заменяя проводные скрутки и обеспечивая защиту подключенных устройств. Разработка гарантирует качественную связь между бортовым компьютером и валидаторами. Уже получены заказы на поставки более 2 тыс. устройств в страны СНГ.

Представленные решения позволяют заменить дорогие иностранные валидаторы и таким образом сократить издержки.

Особо хотелось остановиться на билетной системе «СберТройка», которая сегодня работает в 25 регионах: от Республики Карелия до Хабаровского края. Для более чем 40 млн человек доступна быстрая и удобная оплата проезда банковскими картами, наличными, а в некоторых регионах и картой «Тройка». Наиболее крупные запуски московской билетной системы и расширения прошли в Ростовской области (2390 транспортных средств), Ставропольском крае (более 1400 транспортных средств), Курской области (более 450 транспортных средств).

Среднее число поездок в будний день в городском транспорте в регионах России с использованием московской билетной системы «СберТройка» выросло в 2 раза: с 500 тыс. (август 2022 года) до 1 млн (август 2023 года).

Чтобы сделать удобнее сервис оплаты проезда для граждан, имеющих право на льготу, в регионах также подключают сервис «СберТройка СОЦ» – единую систему учета льготных категорий граждан, использующих региональную льготную транспортную карту или карту «Мир», к которой привязаны льготы. Сервис подключается к единому билетному решению СберТройки. В системе зарегистрированы свыше 800 тыс. человек в Саратовской, Тульской областях, в Республике Алтай, Тыве и других субъектах.

Для комфорта пассажиров, которые пользуются банковскими картами, СберТройка предоставляет доступ к личному кабинету на сайте lkp.sbertroika.ru, где можно посмотреть историю поездок, проверить чек поездки, погасить задолженность по банковской карте.

Пополнить «Тройку» можно на Android–устройствах в приложениях «Московский транспорт», «Метро Москвы», а также в местных отделениях Сбера, где установлены банкоматы с функцией NFC. Отслеживать поездки, совершенные по карте «Тройка», в ближайшее время можно будет через приложение «Моя Тройка».

Внедрение билетной системы «СберТройка» означает ряд преимуществ для перевозчиков: им предоставляются современное оборудование (терминалы) и программное обеспечение, инновационная система аналитики, контроля безбилетного проезда, доступна гибкая настройка тарифов и отчетов.

Администрация регионов благодаря билетному решению «СберТройка» получает инструменты для аналитики пассажиропотоков: прозрачность платежей в транспорте возрастает до 70%.

Инновационные решения и технологии на транспорте отличает их быстрое внедрение. А трансформация всего нового в практику – это уже инноватика, которая обеспечивает экономический эффект. И транспорт его получает.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель «ТР», кандидат экономических наук.


просмотры:

1342

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
z-library