Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

На российские платформы

 |  IT-технологии

переводят свои цифровые сервисы крупнейшие транспортные компании страны.

 На Международной выставке–форуме «Россия», которая проходит в Москве на территории ВДНХ, представители индустриальных центров компетенций (ИЦК) и исполнители проектов по импортозамещению в сфере информационных технологий на транспорте представили свои реальные достижения за прошедшие два года в рамках мероприятия «ИЦК на транспорте: от импортозамещения к высокотехнологичному экспорту». Разработчики новых продуктов рассказали об особенностях импортозамещенных сервисов, их экспортном потенциале и применении искусственного интеллекта. Организатор мероприятия, прошедшего при поддержке Минтранса России, – ассоциация «Цифровой транспорт и логистика».
Как рассказала, открывая мероприятие, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, около двух лет назад Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин предложил подход к решению острейшей на тот момент проблемы импортозамещения, поручив создать в каждой отрасли экономики Индустриальные центры компетенций, задача которых – в сжатые сроки заместить ушедшие из России иностранные технические решения, а далее поддерживать импортонезависимость в критических направлениях. В транспортной отрасли сформированы 4 ИЦК, их возглавили представители крупнейших транспортных компаний России: ПАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт». ИЦК реализуют 18 проектов на общую сумму в 19,1 млрд руб. Все проекты создаются за счет собственных средств компаний. На сегодняшний день завершено выполнение половины проектов, оставшиеся будут до конца реализованы в 2024 и 2025 годах.

У нас свой «Леонардо»

У ПАО «Аэрофлот» в работе в настоящее время четыре проекта по импортозамещению, два из них фактически завершены. Объем инвестиций, которые вложила в них компания, составляет больше 10 млрд руб. Один из проектов – создание системы технического обслуживания, ремонтов и поддержания летной годности воздушных судов, рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич. Это единая платформа для производителей самолетов, авиакомпаний, которые их эксплуатируют, для тех, кто ремонтирует воздушные суда, и для лизинговых компаний, пояснил Антон Мацкевич. Система может использоваться государственными органами для того, чтобы контролировать, что с каждым самолетом происходит. Фактически это базис для создания электронного паспорта воздушного судна.
Более подробно на реализации проекта остановился генеральный директор ООО «Инженерный центр информационно–аналитических систем» Илья Клюев. Основная цель – избавиться от зависимости от иностранных решений, которые ранее использовались для поддержания летной годности, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, что позволит повысить их безопасную эксплуатацию, оптимизировать информационное обеспечение, автоматизировать процессы материально–технического обеспечения. В рамках проекта используются лучшие мировые практики, опыт, который накопили специалисты, взаимодействуя с производителями. Система строится по модульному принципу, что дает возможность ее приобретения разными участниками рынка в зависимости от тех процессов, которые необходимо автоматизировать.
Программа позволяет отследить плановое техническое обслуживание самолета, которое уже было выполнено, осуществляется в данный момент или будет выполняться. Благодаря системе можно заранее увидеть, что потребуется технику самолета еще до того, как он отправился на воздушное судно. В систему вносится все, что происходит с самолетом. Можно настроить фильтрацию информации и посмотреть историю по конкретному компоненту. Например, можно проверить, сколько раз за последние три года менялся генератор. Без этой системы пришлось бы пользоваться бортовым журналом, но это потребовало бы больше времени и трудоресурсов.
Другой проект, который представили эксперты, – автоматизированная информационная система (АИС) организации воздушных перевозок «Леонардо». Сервис, созданный компанией «Сирена–Трэвел» в партнерстве с Госкорпорацией «Ростех», заменил американское программное обеспечение Sabre. Эта мера позволила избежать возможных инцидентов и сбоев, связанных с санкционными ограничениями. В АИС «Леонардо» сотрудники оформляют билеты пассажиров, осуществляют возвраты, продают дополнительные услуги.
Изначально сервис «Леонардо» в полном объеме не подходил требованиям Аэрофлота. Технические специалисты приложили титанические усилия и за семь месяцев разработали весь дополнительный функционал, необходимый компании. По словам директора по развитию компании «РТ–Проектные технологии» Александра Кужекина, сейчас отечественная система бронирования авиабилетов на взлете: к АИС подключены 64 авиаперевозчика, за 2023 год они перевезли 90 млн пассажиров, в то время как годом ранее – 44 млн. Система постоянно развивается и улучшается в интересах пассажиров и авиакомпаний. Только за прошедший год для повышения удобства использования и безопасности в системе «Леонардо» были реализованы 320 оптимизаций, и совершенствование системы продолжается.
В ближайшее время авиакомпаниям будет представлен новый интеграционный шлюз «Леонардо» с системой управления доходами. Решение включает модули на основе искусственного интеллекта и работает в режиме реального времени. Это позволит автоматизировать динамическое ценообразование перевозки и сопутствующих услуг, что поможет авиакомпаниям конкурировать с зарубежными перевозчиками.
АИС «Леонардо» активно выходит на зарубежный рынок. Ключевыми направлениями для экспорта являются дружественные страны в Латинской Америке, Юго–Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Так, год назад с венесуэльским перевозчиком Conviasa SA был заключен контракт на поставку системы. Кроме того, в полном объеме АИС была запущена у национального перевозчика Белоруссии.
Обмениваться данными сотрудникам российских авиакомпаний помогает информационная система «Авиационная сервисная платформа». Еще года полтора назад два ведущих мировых оператора, предоставлявших такую услугу, в одностороннем порядке из–за санкций ушли с российского рынка. Понимая, что такой сервис нужен авиаотрасли, ПАО «Аэрофлот» совместно с Минтрансом России поставили задачу такую систему создать. Был выбран подрядчик (компания «ЗащитаИнфоТранс»), который за 9 месяцев реализовал такой проект с участием ПАО «Ростелеком». Для работы системы была развернута высокопроизводительная защищенная телекоммуникационная сеть, созданная с использованием отечественных технологий криптозащиты.
Платформа предназначена для передачи сообщений между предприятиями российской авиаотрасли. На текущий момент это 56 аэропортов страны, авиакомпании, которые осуществляют перевозку пассажиров, и компании, обслуживающие пассажиров в аэропорту. В системе они обмениваются сообщениями. Это как сообщения по электронной почте, только передаются они по защищенным каналам связи, которые хранят разную информацию: списки пассажиров, время, когда был отогнан трап, в какой момент воздушное судно завершило движение и т.д. Вся эта информация требует передачи в четко заданное время. Две секунды – время прохождения сообщения из точки в точку, пояснил заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич.
Без «Авиационной сервисной платформы» сотрудникам пришлось бы отправлять сообщения по открытым каналам связи. В них нет возможности регулировать скорость отправки сообщения, они не позволяют отправлять сообщения за заданную единицу времени, а именно эта функция напрямую влияет на оперативность и качество обслуживания, технические и производственные процессы.
Проекты по импортозамещению на мероприятии представил заместитель генерального директора по информационным технологиям международного аэропорта Шереметьево Кирилл Алифанов. В их числе – автоматизированная система обработки багажа, система общего доступа CUTE управления стойками регистрации и посадки пассажиров, цифровая экосистема управления аэропортом.
Так, цифровая экосистема управления аэропортом включает несколько важных продуктов, необходимых для выстраивания работы авиагавани. С помощью нового цифрового сервиса сотрудники аэропорта могут с большей эффективностью управлять полетами воздушных судов и оптимизировать затраты. В процессе создания проекта специалисты использовали несколько информационных систем. Были обновлены те продукты, которые внедрялись еще 20 лет назад. Например, была создана система управления ресурсами RMS, позволяющая эффективно выстраивать рабочие смены персонала, управлять ими, курировать техобслуживание спецтранспорта и выполнять многие другие задачи. Проект цифровой экосистемы позволил улучшить модульные ИТ–системы авиагавани, с его помощью можно создавать точный прогноз пассажиропотока, рассчитывать ресурсы, контролировать ключевые параметры и операции. Проект был утвержден в рамках Индустриального центра компетенций.

«Экспресс», ЭТРАН и другие

Системную работу по обеспечению технологического суверенитета как в производственной, так и в управленческой сферах проводит и ОАО «РЖД», переводя свои информационные системы на импортонезависимые платформы. Проекты объединены в ИЦК «Железнодорожный транспорт и логистика». Как рассказал в ходе презентации заместитель генерального директора по вопросам цифровой трансформации ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, холдинг реализует восемь проектов по импортозамещению ПО, два из которых полностью завершены. Это система нового поколения по перевозке грузов ЭТРАН и единая модель данных перевозочного процесса, которая ежедневно обрабатывает 2,5 млн событий в сети. Также активно ведется работа по развитию автоматизированной системы продажи железнодорожных билетов и управления пассажирским комплексом «Экспресс» нового поколения. ОАО «РЖД» реализует этот проект в сотрудничестве с ВНИИЖТ.
По словам заместителя директора научного центра «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» Елены Мартыновой, «Экспресс» нового поколения – это целая экосистема, которая позволяет управлять пассажирскими перевозками не только в России, но и в 7 странах СНГ. Для того, чтобы реализовать поставленную ОАО «РЖД» задачу бесшовного перехода от системы «Экспресс–3» на более современную, сначала были решены вопросы управления информационным полем, перевозочным процессом, каналами обслуживания, что позволило переключить всех специалистов пассажирского комплекса на «Экспресс» нового поколения. Следующий этап – переход на управление вагонным парком через новую платформу. Впереди самый сложный и ответственный этап – по реализации сценариев обслуживания пассажиров, отметила Елена Мартынова.
Евгений Чаркин подчеркнул, что система «Экспресс» является важнейшим продуктом для отрасли – более миллиарда человек ежегодно пользуются железнодорожными перевозками, и этим процессом нужно бесперебойно управлять. Спикер также отметил, что у системы «Экспресс» нового поколения имеется большой экспортный потенциал и отсутствуют мировые аналоги.
В реестр отечественных программных продуктов входит автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ЭТРАН. В настоящее время в ней зарегистрировано более 20 тыс. организаций: дочерние компании ОАО «РЖД» и клиенты холдинга. Первые версии системы появились еще в 2002 году. За 22 года произошло много изменений, а с 2018–го начались реинжиниринг системы и переход на импортонезависимые решения. Именно тогда система ЭТРАН сформировалась в современном виде.
По словам руководителя департамента корпоративных проектов ООО «Интеллекс» Ольги Осиповой, функционал системы постоянно развивался. За пять лет специалисты разработали более 1800 модификаций, то есть успешно провели бесшовную интеграцию между развитием системы и ее реинжинирингом.
С помощью ЭТРАН специалисты холдинга оформляют дистанционно до 90% документов на грузоперевозки: от обычной заявки на оказание услуг до акта сверки расчетов и ведомости подачи и уборки вагонов. Клиент может отследить все этапы технологического процесса от момента погрузки товара до завершения перевозки.
Главный конструктор ООО «Интеллекс» Николай Бузурнюк подчеркивает, что ЭТРАН легко интегрируется с другими цифровыми сервисами: «Мы сделали более 50 интеграций ЭТРАН с внутренними системами ОАО «РЖД» и внедрили более 200 типов документов и аналитических модулей. Кроме того, система работает и с внешними компаниями – клиентами холдинга, у которых есть собственные решения. ЭТРАН привлекла внимание не только российских пользователей. Разработкой заинтересовались железнодорожники Казахстана, Белоруссии, Сербии, Монголии и Индии.
Еще один проект, который реализует ОАО «РЖД», – доработка и внедрение программного комплекса для моделирования и прогнозирования пассажиропотоков. По словам первого вице–президента ООО «Центр экономики инфраструктуры», автора проекта Максима Фадеева, эта разработка – полностью отечественное решение. В настоящее время готовятся к передаче в опытную эксплуатацию 3 модуля системы, отвечающие за пассажиропотоки. Так, первый модуль отвечает за прогнозирование междугородных и межрегиональных пассажиропотоков. Разработчики учли влияние разных видов транспорта друг на друга. Система учитывает социально–экономические показатели территории (численность населения, динамика его доходов, отчего зависит объем трудоспособного спроса). Система дает возможность моделировать такие ситуации как, например, ввод новой платной автодороги и то, как это повлияет на пассажиропоток на железнодорожном транспорте. Система позволит подобрать оптимальные параметры новых инфраструктурных проектов и, соответственно, эффективно расходовать инвестиции, считает Максим Фадеев.
Единую информационную систему управления вагонным хозяйством и отцепочным ремонтом, а также систему учета локомотивов создает Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ). Как рассказала руководитель департамента ООО «ОЦРВ РЖД» Ольга Крылова, в проекте по ремонтам уже реализовано около 30 сервисов. Сейчас они проходят испытания на полигонах.

СУДС на отечественном ПО

Проекты замещения иностранного программного обеспечения на выставке–форуме «Россия» представил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов. Индустриальный центр компетенций «Морской и речной транспорт» объединяет 11 предприятий отрасли. Но получилось так, что основную роль здесь играет Росморпорт, поскольку он является стратегическим предприятием и владельцем объектов прибрежной портовой инфраструктуры. Основные усилия Росморпорта в рамках ИЦК были направлены на замещение зарубежного программного обеспечения, установленного в системах управления движением судов (СУДС). В декабре прошлого года предприятие успешно завершило работы по оснащению СУДС Сочи отечественным программным обеспечением. Разработчиком ПО выступило АО «Ситроникс», сообщил Сергей Симонов.
Необходимость перехода на российский софт возникла в 2022 году, когда большинство производителей ПО и оборудования из недружественных стран закрыли свои представительства в Российской Федерации, прекратив поддержку своего ПО и оборудования. Программно–аппаратный комплекс СУДС относится к значимым объектам критической информационной инфраструктуры. Для обеспечения в условиях санкционных ограничений стабильной работы и функционирования ИТ–инфраструктуры ФГУП «Росморпорт» как системообразующее предприятие, обеспечивающее безопасность мореплавания в акваториях морских портов России, было вынуждено искать альтернативные продукты и решения по замещению иностранного ПО, не входящего в реестр и используемого для системы обработки, отображения и регистрации информации, генерируемой СУДС.
Российская система управления движением судов позволяет осуществлять контроль за выполнением общих правил плавания и стоянки судов в морских портах в режиме реального времени. СУДС помогает управлять судами в портах и на подходах, обеспечивая безопасное расхождение, оптимизируя очередность судопотока с целью минимизировать простои и время разгрузочно–погрузочных операций.
«Проект в Сочи интересен и важен тем, что в акватории порта наблюдается интенсивное движение судов. Необходимо протестировать СУДС на оте-
чественном ПО в акватории с оживленным движением, чтобы посмотреть, как система справляется с регистрацией сигналов, отображением данных, проверить удобство работы на практике, – отметил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин. –
Для обеспечения технологической независимости нашей страны и защиты ее национальной безопасности вслед за морским портом Сочи планируется замещение иностранного ПО на всех СУДС предприятия».
Второй проект ИЦК – это создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности. Исполнителем выступает ООО «Интеллектика консалтинг». В рамках проекта ведется разработка системы, которая позволит повысить эффективность организации деятельности лоцманских служб предприятия. Сегодня более 500 лоцманов оказывают услуги лоцманских проводок в 53 морских портах и терминалах России, поэтому проект в интересах цифровизации и обеспечения бесперебойной работы лоцманской службы крайне важен. Внедрение системы в пилотных морских портах (Большой порт Санкт–Петербург, Астрахань, Оля) запланировано на 2024 год. Планируется автоматизация деятельности более 130 лоцманов и диспетчеров. Сегодня проект реализуется штатно.
Заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов отметил, что все проекты цифрового развития, осуществляемые ФГУП в настоящий момент, направлены на формирование единой экосистемы предприятия, состоящей из множества взаимосвязанных цифровых сервисов для эффективной работы и достижения стратегических целей. В планах Росморпорта перевести все свои подведомственные системы на работу в интеграции с российским ПО. Сделать это планируется до конца года.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

983

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться